Логические задачи по биологии в 11 классе

3
0
Материал опубликован 15 November 2021 в группе

Шевченко Надежда Ивановна

Учитель биологии, первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа

Республика Хакасия

Логические задачи по биологии

Цель: разобрать задания, которые встречаются на едином государственном экзамене по биологии.

1.В хлоропластах зёрна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов? Как в этих органах появляется крахмал?

Ответ: основная функция хлоропластов – фотосинтез; крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы, поэтому зёрна крахмала мелкие; основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зёрна в них крупные; лейкопластов много в корнях, в видоизмененных побегах; крахмал синтезируется из глюкозы; глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам от фотосинтезирующих клеток.

2.У морских кистепёрых рыб, в отличие от пресноводных, капиллярные клубочки нефронов развиты слабо и моча выделяется в небольшом количестве. Пресноводные рыбы выделяют 50 – 300 мл мочи на 1 кг массы тела в сутки, тогда как морские – только 0,5 – 20 мл. Чем объясняются такие особенности анатомии и физиологии морских костистых рыб? Ответ поясните.

Ответ: концентрация солей в организме морской костистой рыбы ниже, чем в окружающей воде; вода постоянно выделяется из организма рыбы через жабры; чтобы сократить потери воды, морские костистые рыбы выделяют очень мало мочи; чем слабее развит клубочковый аппарат почек, тем меньше воды выделяется через почки.

3.Анализ пищевых рационов растительноядных позвоночных показывает, что наибольшее число животных, питающихся травой и корой деревьев, встречается среди млекопитающих, тогда как среди птиц их значительно меньше. Какое принципиальное отличие в строении пищеварительной системы имеется у всех млекопитающих по сравнению с птицами? Какие приспособления сформировались у птиц в связи с питанием растительной пищей? Укажите значение этих приспособлений.

Ответ: млекопитающие, в отличие от птиц имеют зубы; дифференцированные зубы позволяют этим животным перетирать твёрдую растительную пищу; у растительноядных птиц выражен зоб; зоб помогает размягчать растительную пищу; птицы заглатывают камни; камни перетирают растительную пищу благодаря сокращению стенок желудка.

4.У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак или гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак. Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина? Почему для личинок амфибий характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?

Ответ: аммиак и мочевина – продукты обмена белков, нуклеиновых кислот; головастики живут в воде, взрослые амфибии значительную часть времени проводят на суше; постоянное поглощение легкодоступной воды позволяет головастикам активно выводить ядовитый аммиак; взрослые амфибии из-за длительного пребывания на суше поглощают меньше воды, поэтому образуют менее токсичную мочевину.

5.Непрерывное движение крови по организму человека обеспечивается, главным образом, за счёт сокращения сердца. Однако этого недостаточно, так как физические возможности этого органа не позволяют ему обеспечить такое движение крови в венах большого круга. Какие дополнительные факторы способствуют венозному кровотоку?

Ответ: сокращения гладких мышц стенок вен; сокращение скелетных мышц, окружающих вены; присасывающее действие грудной клетки; присасывающее действие правого предсердия в период его диастолы; разность давлений в начале и в конце венозного русла.

6.В чём заключается сходство и различие в транспортировке кислорода и углекислого газа в крови человека с учётом их различной растворимости? Какие соединения при этом образуются? Ответ поясните. Какое видимое изменение крови происходит при связывании углекислого газа?

Ответ: сходство – при транспортировке газов происходит их связывание с гемоглобином эритроцита; различие – углекислый газ лучше растворяется в воде, поэтому его большая часть растворяется в плазме; углекислый газ в плазме образует угольную кислоту; кислород образует с гемоглобином оксигемоглобин; углекислый газ образует с гемоглобином карбгемоглобин; при насыщении углекислым газом кровь становится вишнёвого цвета.

7.Основная функция лёгких – снабжение организма кислородом. Какие иные функции в организме человека выполняют эти парные органы? Ответ поясните.

Ответ: выделительная функция заключается в освобождении организма от продуктов обмена; защитная функция - стенка альвеол служит барьером от проникновения чужеродных тел; терморегуляторная функция – выделение тепла при дыхании; участие в образовании звуков – выдыхаемый из лёгких воздух вызывает колебание голосовых связок.

8.Полость среднего уха человека соединена с носоглоткой слуховой трубой. Каково значение такого соединения? К каким последствиям может привести непроходимость слуховой трубы?

Ответ: слуховая труба обеспечивает выравнивание давления между атмосферой и воздухом в полости среднего уха; при непроходимости слуховой трубы давление на барабанную перепонку возрастает, возникает ощущение заложенности ушей, ухудшается передача колебаний на слуховые косточки и барабанная перепонка может лопнуть.

9.Чем клеточные включения у растений отличаются от органоидов? Чем отличаются друг от друга запасные и отбросные (конечные) включения?

Ответ: включения – химические вещества; органоиды – структуры клетки характерного строения и функций; запасные – выведены из обмена временно; отбросные – выведены из обмена окончательно; примеры запасных – крахмальные зёрна, белковые зёрна, капли масла.

10.Экспериментатор решил выяснить, как осмос влияет на размер клеток клубня картофеля. Для этого он разрезал клубень на небольшие кусочки одинакового объёма, взвесил их и положил в растворы сахарозы разной концентрации. Выдержав кусочки в растворах в течение двух часов, экспериментатор измерил массу кусочков снова. Какой параметр в данном эксперименте задавался, а какой параметр менялся в зависимости от этого? Как будет изменяться масса кусочков картофеля, если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня? Ответ поясните.

Ответ: независимая переменная – концентрация сахарозы; зависимая – масса кусочков; если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня, масса клубня будет уменьшаться; из-за более высокой концентрации сахарозы в растворе вода будет в силу осмоса покидать клетки; в результате масса кусочков картофеля уменьшится.

Список литературы: Открытый банк заданий ФИПИ (ЕГЭ).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.