Логическое домино
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий: сравнением, классификацией, обобщением и др.. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, строить высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Умственное развитие младших школьников проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. Показателем умственного развития школьников является: умение использовать логические приемы и операции в учебной деятельности и повседневной жизни, выбирать их, преобразовывать информацию, используя перенос изученных приемов в действие. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций (форм) логического мышления – понятий, суждений, умозаключений.
Для учащихся начальной школы одной из ведущих является игровая деятельность. В соответствии с этим, предлагаю использовать на уроках и во внеурочной деятельности игру «Логическое домино».
Правила игры
Игроки делят карточки поровну. Количество карточек в игре может быть любым. Игрока, который будет делать ход первым, можно выбрать с помощью считалки, т.к. в данном случае это не принципиально.
Второй игрок подбирает картинку, имеющую логическую связь с одной из предыдущих. Это может быть что угодно: цвет, материал, из которого изготовлен предмет, форма, равное количество букв в слове, слова из одинакового количества слогов, являющихся синонимами и т.п. Например, игрок № 1 берет карточку №1 (см. приложение), на которой изображен мяч и дерево. Игрок №2 может выбрать карточку №3 (шарики) или №6 (елка тоже дерево), а также №4 (в слове еж 1 слог, как и в слове мяч). Если второй игрок затрудняется с ответом – переход хода. Выигрывает тот, у кого первым закончатся все карточки.