Логопедическая настольная игра-ходилки «Ловись рыбка и маленькая, и средняя, и большая»
С каждым годом увеличивается число детей с общем недоразвитием речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. [Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.-- М.: Гном Пресс, 2006, cтр. 1, 2].
В данной работе представлена логопедическая настольная игра - ходилки «Ловись рыбка и маленькая, и средняя, и большая».
Автор: Павлова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 72» города Чебоксары Чувашской Республики.
Логопедическая настольная игра - ходилки «Ловись рыбка и маленькая, и средняя, и большая» предназначена для занятий с детьми 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, также для домашнего обучения. В игре принимают участия от 1 до 2 человек.
Пособие адресовано: логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям для закрепление пройденного материала.
Цель игры: закрепление навыков слогового анализа слова, закрепление умения выделять ударный слог.
Задачи:
1. Закреплять навыки слогового анализа, опираясь на слуховое и зрительное восприятие, подчёркивая роль гласных звуков в образование слога.
2. Подбирать картинки к подходящей слоговой схеме.
3. Продолжать учить выделять ударный слог.
4. Закреплять навыки чтения.
5. Автоматизировать и дифференцировать звуки [р] и [р’] в словах.
6. Продолжать работу по обогащению словарного запаса.
7. Развивать память, внимание, мышление, речь, чувства ритма, мелкую моторику, воспитывать интерес к учебной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Дошкольники научатся лучше делить слова на слоги.
2. Выделять гласные звуки среди согласных.
3. Научатся находить ударный слог.
4. Повыситься интерес детей к автоматизации звука.
5. У дошкольников обогатится словарный запас.
6. Положительная динамика развития познавательных процессов.
Используемый материал:
1. Офисная бумага формата А4.
2. Цветной принтер.
3. Пленка для ламинирования.
4. Ламинатор.
5. Канцелярские скрепки.
6. Удочка с магнитом на конце.
7. Шестигранный кубик с точками от 1 до 3.
8. Фишки по одной на каждого игрока.
9. Интернет
Правила игры.
Перед детьми положить игровое поле, в центре которого размещены картинки с рыбками. Приготовить удочку с магнитом, шестигранный кубик с точками от 1 до 3, детям предложить выбрать фишку для игры и поставить ее на СТАРТ. Ход первый начинает тот, у кого выпало больше очков. Игроки по очереди бросают кубик, и передвигают свою фишку на столько шагов вперед, сколько очков выпало на кубике. Если фишка остановилась на рыбке со стрелкой, то дальше фишка должна перемещаться по этой стрелки. Побеждает тот из игроков, кто первым дойдет до ФИНИША или пересечет его.
Вариант 1.
Передвигая свою фишку на столько шагов вперед, сколько очков выпало на кубике и останавливаясь на нужной рыбке. Ребенок берет удочку и в центре игрового поля ловит рыбку такого же цвета и формы, на которой стоит фишка. После этого ему предлагают перевернуть картинку с рыбкой. Назвать предмет, который изображен на обратной стороне, разделить это слово на слоги, отхлопав в ладоши каждый слог и посчитать сколько слогов в слове. Найти нужное ведро для рыбки ориентируясь на схему, которая изображена на ведре. Напоминая ребенку о роли гласных в образование слога.
Вариант 2
Передвигая свою фишку на столько шагов вперед, сколько очков выпало на кубике и останавливаясь на нужной рыбке. Ребенок берет удочку и в центре игрового поля ловит рыбку такого же цвета и формы, на которой стоит фишка. После этого ему предлагают перевернуть картинку с рыбкой. Назвать предмет, который изображен на обратной стороне, при этом выделить слог в слове, который содержит звук [р] или [р’] хлопнув в ладоши. Найти нужное ведро для рыбки ориентируясь на схему, которая изображена на ведре. Напоминая ребенку, какие гласные делают согласный мягким.
Вариант 3
Передвигая свою фишку на столько шагов вперед, сколько очков выпало на кубике и останавливаясь на нужной рыбке. Ребенок берет удочку и в центре игрового поля ловит рыбку такого же цвета и формы, на которой стоит фишка. После этого ему предлагают перевернуть картинку с рыбкой. Прочитать слово, которое изображено на обратной стороне. Разделить это слово на слоги с помощью маркера. Выделить ударный слог интонацией (то есть «позвать» слово) и отметить его на картинке. Найти соответствующую схему.
Примечание.
1. Пока один ребенок определяет количество слогов в слове, то другой ребенок может бросить кубик и начать передвигать свою фишку на нужную рыбку и ловить ее.
2. Работа со словами осуществляется последовательно от простого слова к более сложному по слоговой структуре. Если встречается трудное для прочтения слово (много букв или есть стечение согласных), то можно предложить ребёнку разделить его до прочтения на слоги (при этом напомнить, что в каждом слоге «живет» один гласный) и затем уже прочитать по слогам. Такой приём помогает ребёнку прочитать слова правильно, без пропусков и искажения букв.
Материал к игре
DOCX / 7.91 Мб