Воробьева Ирина Александровна,
учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми
Логопедические помощники
БИБАБО
Любая новая игрушка вызывает большой интерес у детей, особенно, если это дети младшего дошкольного возраста. Игрушка создает непринужденную атмосферу, побуждает к контакту и, следовательно, к речевому общению.
В младшем дошкольном возрасте требуются игрушки красочные, выразительные, привлекающие к себе внимание.
Куклы БИБАБО – это дидактическое пособие, которое может использовать не только специалист, но и любой родитель.
БИБАБО – игрушки на руку.
Они являются верным помощником любого логопеда – и начинающего, и стажиста.
Говорить с игрушкой куда проще. Ей можно и язычок показать, и какие-то слова прошептать, сказку рассказать и т. д.
В своей практике, зная «слабость» детей к игрушкам, я стараюсь использовать любую возможность для мотивации детей к сотрудничеству. Дети очень любят обнимать, тискать, гладить различные мягкие игрушки…вот и хорошо! Несколько перешитых новогодних подарков, плюс умение пользоваться крючком – все, пособие готово!
Куклы БИБАБО – это яркая, нарядная рукавичка, имеющая открывающийся рот и подвижный язык. Такое дидактическое пособие можно использовать и как во время обследования ребенка (а тут на себя обращает внимание то, что у детей при поступлении в учреждение идет период адаптации, и лучше отвечать на вопросы кукле, а не какой-то незнакомой тете), так и во время коррекционно-педагогической работы.
Совсем неправильно правильно думать, что такие игрушки, как куклы БИБАБО, нужны только детям младшего возраста.
Часто бывает так, что дети и более старшего возраста требуют привлечения внимания, особенно, если это дети с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, с синдромом дефицита внимания, со сложностями установления контакта или те, у которых есть большие трудности в прохождении адаптационного периода в учреждении.
Все дети в той или иной степени испытывают потребность в действиях, в проявлении активности, поэтому игрушки, используемые логопедом, должны быть «активными». Первая встреча с игрушкой должна вызвать положительные эмоции у ребенка: удивление, радость, желание потрогать и поиграть с ней.
При взаимодействии ребенка с игрушкой происходит восприятие «друга», доверительных отношений ребенок – игрушка.
Работая с куклой, говоря за нее, логопед может добиться более стойкой мотивации от ребенка и более высоких результатов в речевом развитии.
Особенности ручных кукол БИБАБО позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Кукла становится непосредственным участником занятия.
С ее помощью в игровой форме логопед побуждает детей к речевой активности, использует при выполнении упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики. Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять нарушенное звукопроизношение, так как замечания делает не логопед, а кукла или, наоборот, логопед делает замечания кукле. Такое опосредованное обращение побуждает детей стараться говорить правильно.
Куклы БИБАБО помогают вызвать у детей положительные эмоции и, если это необходимо, незаметно ослабить нервное напряжение.
Кукла на руке взрослого становится «собеседником» для ребенка, концентрируя на себе его внимание, помогая вступать в коммуникацию и чувствовать себя раскованно, а детей старшего дошкольного возраста побуждает к активным действиям и речи.
Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится и к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
Применение ручных кукол может быть полезно и для устранения заикания у детей. Кукла помогает отвлечь внимание ребенка от речевых трудностей.
Сухомлинский В. А. писал: «От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Надеюсь, что игрушки, созданные мною и применяемые в процессе логопедической коррекции, станут одним из кирпичиков в большом процессе развития детей.
2