12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцов Сергей Николаевич121
Учитель русского языка и литературы. Мой стаж работы - более 40 лет. Имею высшую категорию. Последние 20 лет работаю в специальной (коррекционной) школе - интернате.
Россия, Луганская Народная Респ., город Суходольск

Любите наш прекрасный русский язык!

Урок-экскурсия

6 класс

Тема: Большая буква и кавычки в именах собственных. Система тренировочных упражнений.

Цель: углубить знания обучающихся об имени существительном; учить правильно записывать собственные существительные в кавычках; развивать связную речь обучающихся; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: доска оформлена в виде поляны, посреди поляны – большой цветок, на лепестках которого задания (1 лепесток – любите, 2 лепесток – наш, 3 лепесток – прекрасный, 4 лепесток – русский, 5 лепесток – язык); учебник, газеты, журналы, обвертки от конфет, шоколада, художественные книги.

Ход урока

1.Организационный момент.

Как люблю я русский язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет.

Он, как наши мечты, велик.

Как люблю я русский язык!

А. Яшин.

2. Блиц-опрос.

- Нравится ли вам путешествовать по стране Имя существительное? Почему?

- Что вы для себя узнали нового?

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Мы сегодня продолжим изучать существительное как часть речи, узнавать новое о нем. И сегодняшний урок мы проведем вот на этой поляне. Обратите внимание – среди поляны растет большой цветок. Он таит в себе какие-то мудрые слова. А прочесть их сможет лишь тот, кто выполнит все его задания.

4.Актуализация опорных знаний.

- Что вы делаете, когда идете гулять, отдыхать?

Поэтому и цветок предлагает вам игру.

1 лепесток. Игра «Смотри – не ошибись» (устно).

- Одушевленный-неодушевленный. Обучающиеся становятся полукругом. Учитель показывает карточку с изображением предмета. Если одушевленный, то обучающиеся прикасаются к ушам, неодушевленный – руки разводят в стороны. Кто ошибся, тот объясняет, что усложнило его выбор.

- Собственный-нарицательный. Учитель читает слова, обучающиеся слушают.

Исходная позиция – руки перед грудью.

Собственный – поднимаем руки вверх.

Нарицательный – опускаем руки вниз.

Россия, мама, Луганск, парта, глаза, Волга, Москва, калина, Джульбарс, Владик, Александр Пушкин, учебник, Мурка, трава, Краснодон.

Обучающиеся садятся за парты.

5. Восприятие и усвоение учебного материала в процессе выполнения практических упражнений.

- Объяснение учителя (запись на доске) в тетрадях.

Названия книг, газет, журналов, картин, кинофильмов, кинотеатров, названия продуктов, фирм, магазинов, клубов, кораблей берутся в кавычки и пишутся с большой буквы (книга «Сын полка», газета «Правда», журнал «Здоровье», картина Левитана «Золотая осень», кинофильм «Молодая гвардия», кинотеатр «Русь», конфета «Гулливер», фирма «Заря», магазин «Сувенир», клуб «Спартак», корабль «Олег Кошевой».

2 лепесток. «Наведи порядок» (письменно).

- ВЫ заметили, что на поляне не совсем уютно? Что мешает? (Беспорядок). Давайте наведем порядок.

Задание: обучающийся подходят к доске, берет одну вещь (обвертку, газету, журнал…), садится, записывает. И так, пока все не «уберут».

Обучающиеся зачитывают, комментируя правописание.

Работа с учебником. Рассмотреть таблицу.

Выводы детей.

3 лепесток. Игра «Третий лишний» (письменно по парам).

Задание: найти лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее. Списать, подчеркнуть лишнее слово.

Карточка 1.

- Журнал «Мурзилка», конфета «Коровка», река Дон.

- Магазин «Альянс», повесть «Кавказский пленник», девочка Оля.

- Страна Россия, кинотеатр «Мир», басня Крылова «Волк и ягненок».

Карточка 2.

- Мальчик Саша, пароход «Нахимов», кинотеатр «Дружба».

- Картина Васнецова «Богатыри», конфета «Красная шапочка», русская девочка.

- Улица Ленина, мультфильм «Ну, погоди!», спортивный клуб «Финиш».

Карточка 3.

- Газета «Известия», конфета «Сластена», вкусное печенье.

- Мороженое «Эскимо», холодильник «Атлант», холодный квас.

- Кинофильм «Тихий Дон», большой магазин, шоколад «Аленка».

Карточка 4.

- Фирма «Бомонд», кинотеатр «Салют», новая газета.

- Газета «Вестник», вкусная конфета, журнал «Крокодил».

- Корабль «Посейдон», свежее масло, масло «Крестьянское».

Карточка 5.

- Стадион «Металлург», магазин «Глобус», новый магазин.

- Новый кинотеатр, кинотеатр «Космос», песня «Солнечный круг».

- Веселая песня, мультфильм «Том и Джери», сказка «Золушка».

Карточка 6.

- Сыр «Голландский», новый кинофильм, кинофильм «Офицеры».

- Конфеты «Белочка», газета «Новости», интересная газета.

-Стихотворение «Деревня», деревня Власовка, улица Комарова.

4 лепесток. Игра «Цепочка» (устно).

Учитель берет с поляны цветок. Называет слово – существительное и передает первому обучающемуся. Следующий называет существительное на последнюю букву. Кто сомневается, тот выходит из игры. Последний несет цветок на поляну. (Лес, сон, нога, автомобиль, луг, гвоздь, дом…).

5 лепесток

Спиши. Найди имена собственные, которые должны быть заключены в кавычки.

- Шестиклассники прочли рассказ Чехова Ванька. Журнал Филя расскажет о мире животных. Мы посмотрели фильм Неуловимые мстители. В клубе Юность дети выступили с концертом. В речной порт входит теплоход Россия. Спортивное общество Динамо готовит спортсменов.


Составление лепестков цветка. Чтение мудрых слов (Любите наш прекрасный русский язык).

6. Итог урока. Устная рефлексия. Закончи предложение.

- На уроке я…

*узнал…

*понял…

*научился…







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.