12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марников Николай Владимирович117
Россия, Новосибирская обл., с. Коурак

МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»


t1648779931aa.jpgt1648779931aa.jpgt1648779931aa.jpg











Районный конкурс методических материалов

«Профилактика и коррекция суицидального поведения у обучающихся»


Номинация: «Родительское собрание»

«Прекрасна жизнь, прекрасно жить»







Выполнил: педагог – психолог

Марников Николай Владимирович


t1648779931ab.png

2t1648779931ac.jpg 022 г.



Содержание


Аннотация…………………………………………………………………………3

Пояснительная записка …………………………………………………………4

Ожидаемые результаты…………………………………………………………5

Содержание………………………………………………………………………6

Список источников………………………………………………………………12

Приложения……………………………………………………………………...13

















t1648779931ab.png





Аннотация


Актуальность данного родительского собрания определяется участившимися случаями суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди несовершеннолетних. По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире.

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и не выполнит свое решение за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребёнка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая, прежде всего, родителям понять, что ему очень плохо. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей на их проблемы.

Целевая группа – родители учащихся 7 – 9 класса.

Родительское собрание адресовано педагогам-психологам учреждений образования, социальным педагогам, классным руководителям.




t1648779931ab.png



Пояснительная записка


Цель: создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, а так же их психологической грамотности в вопросах суицидального поведения детей.

Задачи:

- информировать родителей о причинах побуждающих несовершеннолетних к суициду;

- формирование интереса родителей к личностному развитию ребёнка;

- дать возможность родителям побыть в роли подростков.

Оборудование:

- ручки, фломастеры, маркеры, ножницы, листы формата А 4;

- доска;

- ноутбук и проектор;

- рисунок дерева (Приложение 1);

- цветок (Приложение 2, 3).

Форма проведения: групповая.

Время проведения: 1 час








t1648779931ab.png





Ожидаемые результаты


- повышение уровня психолого-педагогических знаний о причинах, признаках и характере подросткового суицида, о способах поддержки подростка в трудных ситуациях;

- повышение уровня педагогической грамотности в вопросах семейного воспитания;

- положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;

- своевременная корректировка выявленных психологических проблем;

- снятие психологического напряжения;

- формирование адекватного отношения к жизни.














t1648779931ab.png





Содержание


Ход занятия

Добрый день уважаемые родители! Я очень рад вас видеть сегодня на нашем мероприятии. Для того чтобы узнать его тему, предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Внимание на экран.

Видеоролик «Прекрасна жизнь, прекрасно жить»

- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? 

(о жизни, о том, что прекрасно жить)

- Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!

- Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она сделала всё, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, ягоды, грибы, животных. И нас людей – сильных, красивых, разумных.

- Давайте ответим на вопрос «Хорошо или плохо» быть ребенком? Группа родителей называет положительные стороны, другая группа родителей – отрицательные.

Вывод: Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для низменного поступка. Но почему, же некоторые люди губят свою жизнь?

- Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил. 

Каждый человек проходит через этап взросления. Без него невозможно перейти на следующую ступень развития. Для этого нам всем в определенном возрасте приходится преодолевать сложные периоды жизни. В упорстве и преодолении проблем скрыт факт развития личности, взросления. И от того, как человек научится справляться с ними, и будут зависеть его успехи в будущем.

В истории много примеров, когда жизнь заставляла проходить через нечеловеческие испытания: ВОВ, блокада Ленинграда. Люди проходят через испытания по воле природы и мировых катаклизмов. Прохождение через трудности – естественный этап взросления человека, укрепления его внутреннего потенциала.

В любой ситуации есть положительные и отрицательные стороны, их только надо увидеть. Пример тому герой романа Даниэля Дефо, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове.

Таблица, составленная Робинзоном Крузо «Зло и Добро»

«Зло»

«Добро»

- Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

- Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

- Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

- Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и от моего безотрадного положения.

- Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей.

- Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

- Я беззащитен против нападения людей и зверей.

- Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

- Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

- Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

- У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

- Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.


В жизни бывает много хорошего, но встречаются и трудности, которые приводят к конфликтам даже между близкими людьми. Хотя при этом не столь страшен сам конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.

Разыгрываются конфликтные ситуации

Ситуация 1

(роль мамы и дочери)

Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся разговор с дочерью.

Обсуждение конфликтной ситуации

- Как с самого начала необходимо было повести себя дочери, матери, чтобы избежать конфликта?

- Какие чувства у мамы и дочки?

(Происходит поиск решения, выработка правильного стиля поведения)

Ситуация 2

(роль мамы, папы и дочери (сына))

Дочь (сын) требует от родителей купить модную дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.

Аналогичное обсуждение

Мини-лекция «Что такое суицид?»

- Что такое суицид?

Суицид – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой. Суицид – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков являются конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.


Отрывок из фильма «Титаник»

Обсуждение:

- Почему Роза решилась на самоубийство? Назовите причину.

- Как могла поступить Роза, чтобы не идти на «роковой шаг»? Предложите свои решения.

- Какую роль в поведении Розы сыграла мама?

  Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»

Памятка для родителей

по профилактике суицида среди подростков


НЕЛЬЗЯ

МОЖНО

- Стыдить, ругать ребёнка за его

намерения.


- Поддержите ребёнка, проявите

эмпатию, помогите разобраться в

причинах суицидальных мыслей.

- Недооценивать вероятность суицида, даже если ребёнок внешне легко обсуждает свои намерения.


- Необходимо всесторонне оценивать

степень риска суицида. Обратите

внимание, не изменилось ли поведение ребёнка в последнее время.

- Предлагать неоправданные утешения, общие фразы, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию.


- Проявите заинтересованность,

отзывчивость, любовь и заботу. Дайте понять ребёнку, что вы его слышите.

Помогите выяснить, что конкретно

может помочь в создавшейся ситуации.

- Оставлять ребёнка одного в ситуации риска.


- Не оставляйте ребёнка одного,

привлеките других близких, друзей.

Покажите ребёнку, что окружающие

заботятся о нём.

- Чрезмерно контролировать и

ограничивать ребёнка.


- Будьте для ребёнка поддержкой и

опорой, что поможет справиться с

возникшими трудностями.


НЕЛЬЗЯ МОЖН

Просмотр видеоролика «Берегите своих детей»


Упражнение «Дерево жизни»

У нас на доске рисунок дерева, оно безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своём листочке, слова благодарности жизни, т.е. за что вы любите эту жизнь. Вы должны будете прикрепить свой листок к ветвям дерева и загадать своё самое сокровенное желание, которое непременно сбудется!

- Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Ещё издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваше счастье непременно находиться в ваших руках.


Упражнение «Цветок жизни»

Сердцевина-жизнь. На лепестках слова – «поддерживающие» жизнь ребёнка. Подберите и назовите такие качества.







t1648779931ad.jpgt1648779931ae.jpg















Вот какой прекрасный цветок у нас получился. Впереди ещё столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишиться из-за того, что сегодня на душе пасмурно!


Подведение итогов:

- Что нового вы открыли для себя благодаря мероприятию?

- Что полезного узнали?

Музыкальная композиция «Песенка Мэри Поппинс», из кинофильма «Мэри Поппинс до свиданья»


Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку:

«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем»









t1648779931ab.png

Список литературы


Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. – Спб.: Питер, 2002.

Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков.- М.: изд-во «Ось-89», 2003.

Моргулец, Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / Г.Г. Моргулец. – Волгоград: учитель, 2011. – 183 с.

Степанов, С. Психологические подсказки на каждый день / С. Степанов. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.

Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.

Фоминова, А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2.
















t1648779931ab.png





Пt1648779931af.png риложение 1























































Приложение 2





t1648779931ae.jpg

















































Пt1648779931ad.jpg риложение 3

15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.