12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туголукова Ирина Николаевна37
Россия, Свердловская обл., с. Туринская Слобода

Любовь и творчество в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Против меня был целый мир – и я один.

Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

М. А. Булгаков

Цели: показать особенности романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Технология проблемного обучения

Диалогический метод изложения материала

Оборудование: портрет писателя, фотография М. Булгакова и его жены Елены Сергеевны, текст романа, фрагменты фильма, рисунки детей.

Словарная работа: любовь, творчество, писатель, мастер.

Методические приёмы: работа с текстом, отработка умения выделять главное в эпизодах, просмотр эпизода из х\ф В. Бортко «Мастер и Маргарита», сопоставление темы данного урока с темами предыдущих уроков, умение проводить параллели с другими произведениями.

Видеоролик из фильма, чтение стихотворения:

О тьме и свете, о добре и зле,

Которые так часто не различны

На этой грешной и святой земле,

Где чудеса становятся обычны.

О детях истины и об адептах лжи,

В веках ведущих спор непримиримый,

И в спор вступают острые ножи,

Но свет добра взойдет неповторимый!

И о подлунной вековой борьбе

Непризнанного гения с толпою,

И о влюбленных роковой судьбе,

Что для любимых жертвуют душою.

Сквозь смех и слезы в святочные дни

Читаю пожелтевшие страницы,

Со мною в доме сумерки одни,

И полудремой скованны ресницы.

Я вижу луч сквозь смеженные веки,

Над ним – бескрайний звездный плат…

А по лучу идут свободные навеки

Громадный пес, философ и Пилат…

Учитель: Мир булгаковского романа ярок и многообразен! Это особое произведение, в котором удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет.

- Кто противопоставлен миру московского мещанства? Что же может противостоять стихии жизни? На эти вопросы автор отвечает, развивая сюжетную линию Мастера и Маргариты, составляющую романтический пласт произведения.

Тема нашего заключительного урока по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - «Любовь и творчество». О трагедии настоящего художника в тоталитарном государстве и о любви как спасительной силе поговорим мы сегодня. Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых он говорит, – вот наша цель.

Учитель: Прежде чем мы обратимся к образам тех, чьими именами назван роман, давайте послушаем небольшое сообщение по теме: «Биографическая основа истории Мастера и Маргариты» (писатель и Елена Сергеевна).

Учитель: А теперь обратимся непосредственно к теме творчества. Образ мастера позволяет Булгакову решить проблему ответственности творца за свой талант.

Каково истинное назначение писателя, создающего произведение, которое должно остаться в памяти человечества? ( Спасает людей от беспамятства, возвращает им возможность творить добро, на что способен даже лукавый. Обратите внимание на эпиграф романа: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» Гете. «Фауст».)

Герой романа появляется лишь в 13 главе. Здесь впервые прозвучало слово, заменившее герою имя – Мастер.

- Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

- Я Мастер …

Учитель: Почему Мастер? Почему не писатель?

( В словаре дано такое толкование слова «мастер»: «человек, в высшей степени владеющий делом».)

Учитель: Почему столь негативное отношение вызывает у героя слово «писатель», к которому мы привыкли относиться с уважением? Вспомним московские главы.

Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов».

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть, приспосабливающиеся к системе, выполняя заказ государства. Недаром так страшно расправится нечистая сила с председателем правления Массолита, редактором журнала Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. «Каждому будет дано по его вере».

Учитель: Коровьев в гл 28 «…вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!» О чем роман Мастера? Какие проблемы поднимает он в нем? Вспомните первые уроки по ершалаимским главам.

Роман о Понтии Пилате посвящен вечным проблемам:

-Что такое истина?

-Человек и власть.

-Внутренняя свобода и несвобода человека.

- Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

- Верность и предательство.

- Милосердие и всепрощение.

Учитель: Как литературный мир встретил версию библейской истории?

Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать».

Учитель: Почему творение Мастера вызвало такую ярость критики?

Мастер гениально угадал прошлое и пролил свет на настоящее: «всякая власть является насилием над людьми».

Понтий Пилат – раб кесаря, раб своей должности, раб своей карьеры, а значит, внутренне несвободен. Страшно то, что Пилат умен, понимает зло, может его пресечь, но не делает этого из боязни лишиться собственного комфорта, лишиться карьеры. « Трусость – самый тяжкий порок». Пытаясь смягчить муки совести, прокуратор Иудеи велит прекратить страдания Иешуа и убить Иуду-предателя, но за самый тяжкий грех расплачивается одиночеством и бессмертием.

Иешуа Га-Ноцри несет идеалы добра, сострадательности, истины и внутренней свободы. Он опасен для тоталитарного государства своими утопическими идеями «о царстве истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти».

Роман оказался враждебным литературному миру 30-х годов. Изменилось время, но не изменились люди. В романе Мастера чиновники от литературы увидели себя, то есть тех, кто подкармливался властью, а значит, зависел от того, кто 2000 лет назад мог носить имя императора Тиверии или Понтия Пилата, а сейчас по-другому звучащее имя.

Учитель: История с романом, который написал Мастер, - это в какой-то мере и история романа Булгакова. По мысли автора, писательский долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. В этом и заключается смысл сокровенной булгаковской формулы: «Рукописи не горят». Искусство вечно!

Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер – не герой, он – лишь служитель истины. Подвиг совершает Маргарита.

3. Тема любви

« За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» - так начинается 2 часть романа, главной героиней которой является Маргарита. Так врывается в повествование любовь.

- Как появилась в жизни Мастера Маргарита? Почему именно эта женщина покорила его сердце? ( Выборочное чтение гл. 13 и 19).

Удивительная булгаковская метафора: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

- Какова роль Маргариты в истории романа Мастера?

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. 13 гл. «Она сулила славу, она подгоняла его (Мастера) и вот тут-то стала называть его мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь». Силой своей любви она спасает и Мастера, и его роман, продав душу дьяволу. С Маргаритой Мастер обретает ПОКОЙ.

-- Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной?

Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых

говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

-Какая же она, любовь Маргариты?

Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу и решает разделить с возлюбленным даже смерть.

- Есть ли в литературе возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

Учащиеся называют М. Миронову из “Капитанской дочки”. В ней они видят смелость, решительность и самоотверженность, сближающие ее с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного. Возможна аналогия с Сонечкой Мармеладовой, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу. Жены декабристов. 

 Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабош ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: “За мной, мой читатель! И я покажу тебе настоящую, верную, вечную любовь!”

- Так что же есть любовь по Булгакову?

Концепция любви по Булгакову:

- дружба;

 - сотрудничество;

 - сопереживание;

 - верность;

 - самоотверженность;

 -  борьба;

 - самопожертвование;

 - счастье.

ВЫВОД ПО ТЕМЕ «ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО».

- Почему Воланд сохранил рукопись Мастера для потомков?

Восстановил справедливость. Писательский долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться.

- В чем сила любви Маргариты?

В борьбе за свою любовь и любимого…

- Так что же противостоит стихии жизни? Любовь и творчество.

Таким образом, любовь и творчество – вот то, что может противостоять вечно существующему земному злу. Связаны с любовью и творчеством и понятие добра, прощения, понимания, истины, именно поэтому название данного произведения – «Мастер и Маргарита».

 - Какой же главный вывод романа? О чем же роман Булгакова «Мастер и Маргарита»? Какие нравственные уроки уяснили вы для себя?

Он об ответственности человека  за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущие или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей силе любви и творчестве, возносящих душу к истинной человечности.

Заканчивая наш урок, хочется сказать, что в романе есть нота трагизма: покой и независимость дарованы героям там, в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; так же оказался отвергнутым своим временем и современниками Иешуа, сам Булгаков. Но любовь торжествует в романе: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает. Любовь в художественном мире Булгакова является высшей ценностью. Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому, принять это как реальность – или отнести все загадочное на счет массового психоза, гипноза. В эпилоге Булгаков дает «реальное» объяснение всему происшедшему, официальную точку зрения. И здесь каждый из нас выберет версию по своей вере.

«Каждому воздастся по заслугам». «На этом построен мир». Бог в наших душах, и это СОВЕСТЬ!

( Фрагмент из фильма – эпилог)

Заключение. В своем романе – завещании Булгаков поднял глубокие философские и нравственные вопросы, и я не берусь утверждать, что на нескольких уроках мы рассмотрели все и вся. За пестротой фантасмагорических и сатирических сцен, буффонадой и иронией, за реалиями быта начала 30-х годов ясно просматривается общечеловеческая проблематика. Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, вечность, милосердие, прощение, выбор и личная ответственность за него – таковы основные темы романа «Мастер и Маргарита». Именно в этой плоскости и лежит объединяющее начало всех сюжетных линий. Автор показывает личность в условиях тоталитарного режима: будь то римская империя или сталинский Советский Союз. Нравственные вопросы времени перетекают в общечеловеческий, вечный аспект.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сочинение на тему: « О чем заставил задуматься роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?»












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.