Статья «Любовь к Родине через экскурсии»
Любовь к Родине через экскурсии
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. У этого дерева, как и у всякого другого, есть корни. Корни питают дерево, удерживают его от падения. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, живущие рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело... Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже ему родная земля и слаще воздух Отечества.
Я учитель высшей квалификационной категории. Имею высокую теоретическую и методическую подготовку по воспитанию и обучению младших школьников. В свою практическую педагогическую деятельность вношу существенные элементы нового, придаю учебно-воспитательному процессу творческий характер, применяю в своей работе новые информационные технологии.
Главной задачей считаю – воспитание интеллектуально-развитой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
Условия возникновения и становления опыта
За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:
1. Духовное оскудение человека привело к созданию системы ценностей общества потребления основанного на эгоизме и прагматизме
2. Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе
3. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.
4. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от истории страны, исторического опыта поколений.
5. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания ситуаций психологического комфорта. Это ведёт к сложности в личном развитии, установлениями межличностных контактов к повышенности тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой.
К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть в не национальной культуре, в которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие.» Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.
Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, ребенок утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле у учащихся можно благодаря экскурсии, в которой они принимали бы активное участие: совершать походы по памятным местам родного края, встречаться с людьми, совершившие боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Участие в экскурсии, если она будет отличаться высокой содержательностью и красочностью, должна вызвать у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям.
Основным средством для решения этой важной и сложной задачи патриотического воспитания является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, экскурсии, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.
По моему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.
В настоящее время образование не может пониматься как процесс, ограничивающийся узкими рамками школы. Оно должно быть направлено на развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире. Поэтому высшей ценностью начального естественнонаучного образования становится не столько знание, сколько вхождение ребенка в социум, ориентировка в окружающем мире, самоопределение в нем. В младшем школьном возрасте зарождается высокое стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на познание природы, этноса, культуры, родного края. Чтобы максимально приблизить изучение окружающего мира к личному опыту младшего школьника, необходимо дать ему возможность почувствовать себя частью культурных событий своего края, научить видеть родную природу, беречь и любить ее. В связи с этим возникла необходимость активизировать экскурсионную работу в начальной школе.
Экскурсия- достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее помощью достигаются различные педагогические цели. В нашей школе экскурсии используются не только на уроках , но и во внеклассной , во внешкольной работе. На современном этапе развитии школы необходимо, чтобы экскурсии превратились в регулярное общеразвивающее занятие, чтобы в школе велась серьезная планомерная работа. Особенно необходима эта работа в школе с группами продленного дня, где экскурсии предназначена для активного отдыха школьников после урока.
В своей воспитательной работе я уделяю большое внимание экскурсионной деятельности, которая позволяет осуществить « процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных исторических ситуаций, элементов быта т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения» как определяется в словаре. Экскурсии помогают конкретизировать имеющиеся знания, развивать умения и усиливать интерес к изучаемому, расширять позитивный эмоциональный опыт учащихся, организовывать культурный досуг, способствовать межличностному общению учащихся и педагогов. Экскурсии в музеи, на производство, на природу учат школьников понимать произведения искусства, ценить человеческий труд и чувствовать красоту обычных вещей. компенсируют, то что учитель не всегда может реализовать на уроке , а ученик получить дополнительные знания с большим удовольствием чем в классе.
Экскурсионная деятельность осуществляет одновременно образовательную, воспитательную, развивающие функции обучения и способствует многостороннему развитию личности. Многие музеи предлагают интерактивные путешествия, ролевые, интеллектуальные игры, диалоги, мастер- классы, учитывая возрастные и психологические особенности детей, предлагают различные формы проведения. Ни один учебник, ни один урок не может дать такого полного яркого и живого представления о прошлом и настоящим нашей страны, какое дает экскурсия.
Конечно, к каждой экскурсии необходимо серьезно готовиться. Подготовку и проведение можно разбить на несколько этапов: выбор тематики, отбор экскурсионных объектов, форму проведения и составления маршрута, обсуждение после посещения музея. Выбор обычно проходит на классном собрании с презентацией объектов посещения. На этом этапе большая роль отводится учителю, который рассказывает об объекте экскурсии, о событиях связанных с данной достопримечательностью, тем самым подготавливая детей к восприятию и обсуждению с родителями, на классных часах и собраниях.
Экскурсия как форма организации обучения и воспитания
Сущность экскурсий
Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Функции экскурсий
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
Виды экскурсий
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов. К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, экономической географии, посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов. Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края. Пятый вид - комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д. Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении окружающего мира темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д. Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания. Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.
Методика проведения экскурсий
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить. Сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии. При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. В начальной школе практикуются экскурсии в природу имеют большое значение для развития наблюдательности. Учителю следует решительно пресекать разрушительные действия учащихся (собирать различные цветы, листья и травы, ловить ящериц, бабочек). Еще до начала экскурсии детей следует предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды. По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.
Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительная работа к экскурсии: а) четкое определение ее цели, б) выбор объекта изучения; в) постановка перед учащимися конкретных вопросов, г) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.
П. Содержательная часть экскурсии. т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.
III. Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.
Виды экскурсий (примеры)
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД "СЛАВА" ХЛЕБОКОМБИНАТ Экскурсия включает в себя осмотр цехов по производству хлеба, в конце программы - чаепитие с выпечкой.
ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО «ЧИСТАЯ ЛИНИЯ», с посещением производства, мастер-класс по украшению мороженого.
ФАБРИКА ШОКОЛАДА, посещение производства с дегустацией, просмотр фильма об истории шоколада, посещение музея Шоколада.
КЛИН Экскурсия с посещением высоковской фабрики елочных игрушек. СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ Экскурсия с посещением цехов и музея студии.
КИНОСТУДИЯ "МОСФИЛЬМ" Обзорная экскурсия по студии с посещением уникального музея костюмов, декорация, музея ретро автомобилей
АНИМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Экскурсия, в которой дети сами создают мультфильм. Готовую кассету с фильмом забирают домой
ГУСЬ ХРУСТАЛЬНЫЙ Экскурсия с посещением выставочного зала музея. По желанию возможно посещение производственных цехов завода.
Естественно-научные экскурсии.
Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева. Музей расположен в зданиях бывшей городской усадьбы конца XIX века, принадлежавшей известному московскому промышленнику и коллекционеру П.И.Щукину. Для маленьких экскурсантов проводятся более 20 тематических экскурсий о природе, а самые любопытные приглашаются на занятия в «Комнату открытий», где ребята работают с микроскопами и выполняют различные задания.
Государственный Дарвиновский музей. Проводит экскурсии для младших школьников по следующим темам: В музее разработана особая экскурсия для самых маленьких посетителей - "Животные - герои русских народных сказок". Экскурсия необычна тем, что ее ведет хорошо знакомый всем детям сказочный герой Колобок. Вместе с Колобком малыши ходят по музею, узнают, что в биологическом музее есть не только чучела животных, но немаловажную роль играют картины и скульптуры, помогая нам больше узнать о природе, «Животные в сказках народов мира», «Животный мир Земли», «В мире древних животных», «Изобретатель-природа», «Я тебя не боюсь…», «Почему они такие разные?»
Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана. Один из крупнейших музеев мира. Всего в собраниях – 135 000 образцов минералов из месторождений России и зарубежных стран. Предлагаются 4 тематические экскурсии по музею, рассчитанные на разные возрастные категории, в том числе и для младших школьников.
Историко-литературные экскурсии
Мемориальный музей космонавтики. В этом музее Вы увидите экспонаты, побывавшие в космосе, посмотрите редкие видеофильмы и слайдпрограммы. Космический скафандр Юрия Гагарина, образцы космического питания, сигнальная ракета, входящая в неприкосновенный запас космонавта, с автографом А.Леонова и многие другие экспонаты расскажут о величайших достижениях человечества в деле освоения космоса. На память можно даже сфотографироваться в космическом скафандре.
Музей истории городского освещения “Огни Москвы”. В старинных боярских палатах XVII века, что в начале Армянского переулка, находится этот музей. Во время экскурсии вы сможете увидеть как фонари пушкинских времен, керосиновые лампы, так и современные электрические светильники, узнать, почему электрический свет называли “русским”, как осуществлялось освещение в городе при Сталине. Школьников младших классов приглашают на замечательную программу “В гостях у старого уличного фонаря”. В течение часа, когда ребята будут “работать” с настоящими музейными экспонатами, они смогут узнать, каким веретеном укололась спящая красавица, изучить устройство самовара, написать письмо гусиным пером, примерить лапти.
Музей старинных автомобилей и мотоциклов. Музей уникален. Только здесь можно увидеть “Хорьх” Геринга, Мерседес Геббельса, Сталинский ЗиС-110 1949 года, единственный в мире БМВ-303 1933 года, мотоцикл Пежо 1914 года, Харлей-ДаИгорьвидсон1942 года и другие редкости, такие, как единственный в мире ЗиС-6 “Катюша”.
МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ Экскурсия познакомит в богатой и многообразной литературной жизнью Москвы 19 века. Данный маршрут сочетает в себе автобусную экскурсию с пешеходными прогулками.
СКАЗКИ ПУШКИНА Экскурсия для маленьких школьников, посвященная сказкам А.С. Пушкина с посещением Елоховского собора и церкви Большого Вознесения
ПУШКИН В МОСКВЕ Экскурсия с посещением государственного музея А.С. Пушкина ПУШКИНСКИЕ МЕСТА В МОСКВЕ Экскурсионный маршрут по пушкинским местам Москвы с посещением музея-квартиры А.С. Пушкина, памятника Пушкину А.С. ДЕТСТВО А.С. ПУШКИНА Экскурсия по маршруту м. "Бауманская", Немецкая слобода, Старый Арбат, Кривоколенный переулок.
СЕРЕДНИКОВО Автобусное путешествие в мир романтиков и поэтов прошлых веков АСТАФЬЕВО Экскурсия по уникальному памятнику русской усадебной культуры XIX века
ДОМ-МУЗЕЙ ПРИШВИНА М.М. Любовь в жизни Пришвина
М.М. МУЗЕЙ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Храм Спас Преображение, родник Иорданка с целебной водой, усадебный парк, родовое кладбище Салтыковых. В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта.
БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ, ЗАХАРОВО Обзорная экскурсия с посещением государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина
МУЗЕЙ-УСАДЬБА А.П. ЧЕХОВА МЕЛИХОВО Посещение главного дома, старинного парка, флигеля АБРАМЦЕВО, МУРАНОВО Экскурсия с посещением усадьбы Баратынского Е.А., Ф.И. Тютчева, историко-художественного музея-заповедника
ЯСНАЯ ПОЛЯНА Экскурсия с посещением усадьбы Л.Н. Толстого
КОНСТАНТИНОВО Экскурсия посвящена детству и юности С. Есенина, включает в себя посещение литературного музея, земской школы, Казанской церкви
Краеведческие экскурсии Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей Дом «на набережной» МУК Краеведческий музей МУК "Пущинский музей экологии и краеведения" Комплексные экскурсии
СТРАУСИНАЯ ФЕРМА Путевая информация, экскурсия по страусиной ферме с кормлением страусов, тематическая викторина
В ГОСТИ К ЛЕСНИЧЕМУ Экскурсия по хозяйству лесничего с дегустацией каши и чая из трав
ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК Экскурсия с посещением музея природы и зубрового питомника
В ГОСТИ К КИНОЛОГАМ Экскурсия включает в себя посещение воинской части служебного собаководства
ПИТОМНИК СОБАК ПОВОДЫРЕЙ Экскурсия с посещением уникального кинологического питомника, где дрессируют и воспитывают собак-проводников для слепых
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
МУЗЕЙ ЗАБАВУШКА
ПРОМЫСЛЫ РОССИИ
НА РОДИНУ ДЕДА МОРОЗА. Великий Устюг, Вотчина деда Мороза, городская резиденция, Дом Моды Деда Мороза
В ГОСТИ К СНЕГУРОЧКЕ. Кострома, Терем Снегурочки, лосеферма, Музей Природы
ЭКСКУРСИИ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОССИИ
Не зная прошлого своей страны нельзя понять и оценить сегодняшний день и прогнозировать будущее. Нынешнее поколение должно продолжить замечательные традиции, хранить память об историческом прошлом и быть благодарны тем, кто принес России славу и гордость
Узнать как можно больше о родном крае, его прошлом и настоящем - естественные желания юного гражданина. Удовлетворить эту потребность школьников - основная задача.
Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы: экскурсии по родному краю, они знакомят подростков с природой, достопримечательностями родного города, республики, страны. С воспитанниками своего класса мы совершили экскурсии…….. А также музейные уроки, проектная деятельность, лицейские праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми. Любовь к родной земле у каждого народа проявляется исторической, генетической, религиозно – мировоззренческой памятью. Важная составная часть в воспитании – это приобщение детей к семейным традициям, традициям и обычаям своего народа и страны.
Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная и образовательная цель моего опыта состоит в приобщении детей к культурным ценностям через урок и внеклассные мероприятия.
Именно так я представляю развитие личностной культуры младшего школьника, как основа его любви к Родине.
Данный опыт направлен на приобретение детьми культурного богатства русского народа. И может быть, детская душа наполнит добром, милосердием и сопереживанием не за себя, а за других людей.
Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние ученики достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями национальной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу – это и есть моя главная педагогическая задача.
Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных задач, которые стоят перед педагогами. Эта работа может решить образовательные и воспитательные задачи, будет способствовать развитию практических умений и навыков по изучению культуры страны.
В заключении хочется подчеркнуть, что педагоги и родители первыми раскрывают перед детьми окно в большой мир, первыми знакомят их с Родиной. Пути воспитания могут быть разными, но главное – зародить в ребенке великое чувство гордости за Родину, свою страну, за свой народ.
Куприянова Светлана Павловна