Закрыть [9]

Урок по физике в 8 классе «Магнитное поле земли»

2
0
Материал опубликован 10 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза

Урок в 8 классе по теме

«Магнитное поле Земли»

Автор: учитель физики

МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

Попова Раиса Геннадьевна,

высшая квалификационная категория

 г. Луза, 2017г.

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с магнитным полем Земли, его источниками, видами изменений, способом обнаружения и влиянием.

Развивающая: развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения), познавательных способностей учащихся;

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих понятий о познаваемости мира, воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, внести вклад в экологическое воспитание учащихся в ходе изучения влияния магнитного поля Земли на климат Земли и живые организмы;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);

парная (составление схемы с ключевыми фразами);

Приемы реализации методов:

интонационное выделение логически важных моментов изложения;

ответы на поставленные вопросы;

демонстрация слайдов с помощью мультимедийного оборудования;

самостоятельная работа с учебником;

составление опорных конспектов;

интерактивное задание учащимся на осмысление изученных знаний.

Средства обучения: учебник Физика-8 А.В. Перышкин, компьютер, проектор, интерактивные творческие задания по физике.

Оборудование: ноутбуки.

Ход урока.

ХОД УРОКА

 

Этапы учебного занятия

Образователь

ные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организа

ционное начало

урока

Подготовка учащихся к работе на уроке

Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку.

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место. На столах ноутбуки, компас, учебник, тетрадь, лист самооценки (приложение 1)

2

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1. Актуализация опорных знаний

Подготовить к восприятию новых знаний, актуализировать опорные знания.

Ответы на вопросы помогут лучше понять новый материал.

Учитель: Мы с вами изучаем интересную тему. Какую? (сл.1)

- Что такое магнитное поле?

- Какими свойствами обладает?

- Что такое магнитные линии? (сл. 2)

- Что собой представляют магнитные линии прямого тока? (сл. 3)

- Как определить направление магнитных линий? (сл. 3,4)

- Изобразите магнитные линии катушки с током, определите полюсы катушки. (сл. 5)

-Определите направление магнитных линий магнита. (сл. 6).

-Оцените себя в листе самооценки.

-Вы хорошо работали сейчас и на предыдущих уроках – и вот результат: о магнитном поле вы уже много знает. Но все ли вам известно о нем?

- Вы хотите узнать что-то новое интересное о магнитном поле?

- Почему так важна эта тема?

- Если тема интересна и важна, то мы продолжим ее изучать с загадки.

-Что является причиной возникновения полярного сияния?

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание на повторение изученных тем, оценивают себя на данном этапе урока.

2. Обеспечение мотивации учащихся

Учитель указывает на важность темы.

Ученик читает стихотворение: М.А. Дудин

«Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури Преображенная в цвета»

-О каком явлении идет речь? (сл. 7-22)

-что является причиной возникновения полярного сияния? (сл. 23)

Внимательно слушают стихотворение, смотрят слайды полярного сияния и слушают о причинах возникновения полярного сияния (приложение 2)

3. Формулировка темы урока

Учитель обращает внимание учащихся на причину возникновения полярного сияния, помогает сформулировать тему урока. (сл. 24)

Отвечает на вопрос учителя формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

«Магнитное поле Земли»

4. Постановка цели урока

Учитель: наблюдали Вы действие магнитного поля Земли?

Учитель: Вы привели много фактов доказывающих, что необходимо изучать магнитное поле Земли. Какая цель нашего урока?

Цель урока:

Знакомство с новыми понятиями:

магнитное поле Земли,

магнитные полюсы Земли, магнитная буря,

магнитная аномалия. (сл. 25)

Ученики отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока.

3

Этап усвоение новых знаний и способов действий

Сформировать понятия:

магнитное поле Земли,

магнитные полюсы Земли,

магнитные бури,

магнитные аномалии.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками изучаемого материала.

При изучении темы (сл. 26-27) учитель предлагает учащимся составить ОК. (На ноутбуки учащихся учитель отправляет вопросы для составления ОК. Учебник Физика-8, А.В.Перышкин)

1. Изобразить на рисунке полюса Земли и указать координаты Северного и Южного магнитных полюсов. (стр. 141 абзац 1 и 2); (сл. 28, 29-31),

2. Причины изменения магнитного поля Земли:

- магнитные бури (стр. 141, абзац 5); (сл. 32-33)

- магнитные аномалии (стр. 141, абзац 6); (сл. 34-35)

3. От чего защищает магнитное поле Землю? (стр. 142 абзац 5). (сл. 36-38)

После завершения работы учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос поставленный в начале урока: "Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?"

Слушают учителя, отвечают на вопросы, просматривают презентацию,

составляют опорный конспект в тетради.

Отвечают на проблемный вопрос.

4

Первичная проверка понимания, закрепления новых знаний и способов деятельности

Выявление правильности и осознанности усвоения нового материала, пробелов, корректировка

Учитель предлагает задание из «Интерактивных творческих заданий» по изученному материалу составление схемы с ключевыми фразами.

Выполняют задание в парах, проводят самоконтроль с помощью учителя и учащихся. Оценивают работу партнера.

Участвуют в обсуждении вопросов, вызываемых затруднения.

5

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель задает домашнее задание для всех учащихся §60,

ответить на вопрос

«В каких точках на Земле компас бесполезен?»

Записывают информацию о домашнем задании

6

Подведение итогов учебного занятия, рефлексия.

Осознание процесса и результата своей учебной деятельности.

-Какова была цель вашей деятельности?

-Вы достигли своей цели?

-Зачем нужно изучать магнитное поле Земли?

Учитель благодарит всех за урок.

Учащиеся работают по ОК, определяют уровень достижения цели.

Литература.

 

1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – Москва: Вако. 2003

2. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6 – 7 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1974

3. Боброва С.В. Нестандартные уроки. Физика. - Волгоград. Изд. Учитель. 2000

4. Мартынова Н.К. Физика 7, 8, 9 Книга для учителя. - Москва: Просвещение. 2002

Приложение 1

Тема урока «Магнитное поле Земли»

Задания для составления ОК.

Учебник Физика-8, А.В. Перышкин

1. Указать координаты Северного и Южного магнитных полюсов. (стр. 141 абзац 1 и 2);

2. Причины изменения магнитного поля Земли:

- магнитные бури (стр. 141 абзац 5);

- магнитные аномалии (стр. 141 абзац 6);

3. От чего защищает магнитное поле Землю? (стр. 142 абзац 5).

 

Приложение 2

Карта оценивания по теме «Электромагнитные явления».

Ф.И. учащегося __________________________________

урока

Тема урока

Тест, повторение

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

1

Магнитное поле. Магнитное поле тока

       

2

Магнитное поле катушки с током.

       

3

Постоянные магниты.

       

4

Магнитное поле Земли

       

5

Действие магнитного поля на проводник с током.


Презентация
PPTX / 3.29 Мб

       

Предварительный просмотр презентации

Магнитное поле. 8 класс Выполнила: Попова Р.Г. учитель физики МОКУ СОШ №2 г. Луза Кировской области

Повторите: магнитное поле; свойства магнитного поля; магнитные линии;

Магнитное поле прямого тока

Магнитное поле прямого тока Определите направление магнитных линий поля прямого тока

Определите направление магнитных линий и полюсы катушки с током Магнитное поле катушки с током N S

Магнитное поле постоянного магнита Определите направление магнитных линий постоянного магнита

М.А.Дудин. Ах, как играет этот Север! Ах, как пылает надо мной Разнообразных радуг веер В его короне ледяной! Ему, наверно, по натуре Холодной страсти красота, Усилием магнитной бури Преображенная в цвета...   О каком явлении идет речь?

Что является причиной возникновения полярного сияния на Земле? Почему на Земле есть полярное сияние, а на Луне, Марсе нет?”

Тема урока: Магнитное поле Земли.

Цель урока: знакомство с новыми понятиями: магнитное поле Земли, магнитные полюсы Земли, магнитная буря, магнитная аномалия.

С древнейших времён известно, что магнитная стрелка компаса всегда устанавливается в данном месте Земли в определённом направлении. Этот факт означает, что вокруг Земли существует магнитное поле.

Своим северным концом магнитная стрелка указывает направление на Южный магнитный полюс Земли, который находится в северном полушарии. Северный магнитный полюс находится в южном полушарии. Укажите координаты Северного и Южного магнитных полюсов.

Южный магнитный полюс около 75⁰ северной широты и 99⁰ западной долготы; Северный магнитный полюс 66,5⁰ южной широты и 140⁰ восточной долготы.

Картину магнитного поля можно представить с помощью замкнутых магнитных линий, выходящих из северного магнитного полюса и входящих в южный магнитный полюс. N северный магнитный полюс S южный магнитный полюс

Мысль о том, что Земля представляет собой гигантский магнит, впервые была высказана английским учёным Гильбертом. Вильям Гильберт, врач английской королевы Елизаветы. В 1600 году вышла в свет его книга под названием «О магните, магнитных телах и о большом магните — Земле» в которой он привёл факты, доказывающие, что наша планета - магнит.

Причины существования у Земли магнитного поля: 1. Круговые токи Одна из гипотез связывает возникновение магнитного поля Земли с протеканием токов в жидком металлическом ядре (вокруг токов всегда есть магнитное поле); 2. Радиационные пояса В 1958 году при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся потоков заряженных частиц – протонов и электронов, которые создают кольцевой ток.

Причины изменения магнитного поля Земли Магнитные бури. На магнитное поле Земли влияет солнечный ветер – поток заряженных частиц. Когда на Солнце происходит мощная вспышка, солнечный ветер усиливается. Это вызывает возмущение земного магнитного поля и приводит к магнитной буре.

Магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли. Влияние магнитных бурь на состояние экосистем и человека доказано и всесторонне изучается.

2. Магнитные аномалии. На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине.

Магнитное поле Земли не остаётся постоянным, оно испытывает медленные изменения во времени (вековые вариации). Кроме того, через достаточно большие интервалы времени могут происходить изменения расположения магнитных полюсов на противоположные (инверсии). За последние 30 млн. лет среднее время между инверсиями составляло 150000 лет. Изменение магнитного поля

Магнитное поле Земли – своеобразный щит, оберегающий нас и весь органичный мир. Не будь у Земли магнитного поля, защищающего её от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пустыню, а живые существа погибли бы.

Магнитное поле на других планетах. Юпитер имеет огромное магнитное поле, значительно превышающее по напряженности Земное.

В Солнечной системы есть две планеты, которые не имеют собственного магнитного поля или очень слабое магнитное поле. Это Венера и Марс.

Домашнее задание § 60, 2. В каких точках на Земле компас бесполезен? Компас, история его открытия (для желающих). Предлагаемая литература: Энциклопедия юного физика. Блудов «Беседы по физике». Книга для чтения по физике. Почему на Земле есть полярное сияние, а на Луне, Марсе нет?”

Что нового вы узнали на уроке? Какова была цель вашей деятельности? Вы достигли своей цели? Зачем нужно изучать магнитное поле Земли? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Литература: 1. Физика. 8 кл./А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2009 2. Физика и астрономия: Проб.уч. для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А. Пинский, В.Г. Разумовский, Н.К. Гладышева и др.; Под. Ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского.-М.: Просвещение, 1995.-303с. Электронные ресурсы: 1. Электронная библиотека по физике «Просвещение» 7-9 класс, II часть 2. Электронная библиотека по физике «Кирилл и Мефодий» Ресурсы сети Интернет: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba079-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf http://class-fizika.narod.ru/8_m4.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.