Урок по физике в 8 классе «Магнитное поле земли»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза
Урок в 8 классе по теме
«Магнитное поле Земли»
Автор: учитель физики
МОКУ СОШ № 2 г. Лузы
Попова Раиса Геннадьевна,
высшая квалификационная категория
г. Луза, 2017г.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с магнитным полем Земли, его источниками, видами изменений, способом обнаружения и влиянием.
Развивающая: развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения), познавательных способностей учащихся;
Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих понятий о познаваемости мира, воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, внести вклад в экологическое воспитание учащихся в ходе изучения влияния магнитного поля Земли на климат Земли и живые организмы;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);
парная (составление схемы с ключевыми фразами);
Приемы реализации методов:
интонационное выделение логически важных моментов изложения;
ответы на поставленные вопросы;
демонстрация слайдов с помощью мультимедийного оборудования;
самостоятельная работа с учебником;
составление опорных конспектов;
интерактивное задание учащимся на осмысление изученных знаний.
Средства обучения: учебник Физика-8 А.В. Перышкин, компьютер, проектор, интерактивные творческие задания по физике.
Оборудование: ноутбуки.
Ход урока.
ХОД УРОКА
|
Этапы учебного занятия |
Образователь ные задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организа ционное начало урока |
Подготовка учащихся к работе на уроке |
Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку. |
Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место. На столах ноутбуки, компас, учебник, тетрадь, лист самооценки (приложение 1) |
2 |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
1. Актуализация опорных знаний |
Подготовить к восприятию новых знаний, актуализировать опорные знания. Ответы на вопросы помогут лучше понять новый материал. Учитель: Мы с вами изучаем интересную тему. Какую? (сл.1) - Что такое магнитное поле? - Какими свойствами обладает? - Что такое магнитные линии? (сл. 2) - Что собой представляют магнитные линии прямого тока? (сл. 3) - Как определить направление магнитных линий? (сл. 3,4) - Изобразите магнитные линии катушки с током, определите полюсы катушки. (сл. 5) -Определите направление магнитных линий магнита. (сл. 6). -Оцените себя в листе самооценки. -Вы хорошо работали сейчас и на предыдущих уроках – и вот результат: о магнитном поле вы уже много знает. Но все ли вам известно о нем? - Вы хотите узнать что-то новое интересное о магнитном поле? - Почему так важна эта тема? - Если тема интересна и важна, то мы продолжим ее изучать с загадки. -Что является причиной возникновения полярного сияния? |
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание на повторение изученных тем, оценивают себя на данном этапе урока. |
2. Обеспечение мотивации учащихся |
Учитель указывает на важность темы. Ученик читает стихотворение: М.А. Дудин «Ах, как играет этот Север! Ах, как пылает надо мной Разнообразных радуг веер В его короне ледяной! Ему, наверно, по натуре Холодной страсти красота, Усилием магнитной бури Преображенная в цвета» -О каком явлении идет речь? (сл. 7-22) -что является причиной возникновения полярного сияния? (сл. 23) |
Внимательно слушают стихотворение, смотрят слайды полярного сияния и слушают о причинах возникновения полярного сияния (приложение 2) |
||
3. Формулировка темы урока |
Учитель обращает внимание учащихся на причину возникновения полярного сияния, помогает сформулировать тему урока. (сл. 24) |
Отвечает на вопрос учителя формулируют тему урока, записывают её в тетрадь «Магнитное поле Земли» |
||
4. Постановка цели урока |
Учитель: наблюдали Вы действие магнитного поля Земли? Учитель: Вы привели много фактов доказывающих, что необходимо изучать магнитное поле Земли. Какая цель нашего урока? Цель урока: Знакомство с новыми понятиями: магнитное поле Земли, магнитные полюсы Земли, магнитная буря, магнитная аномалия. (сл. 25) |
Ученики отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока. |
||
3 |
Этап усвоение новых знаний и способов действий |
Сформировать понятия: магнитное поле Земли, магнитные полюсы Земли, магнитные бури, магнитные аномалии. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками изучаемого материала. |
При изучении темы (сл. 26-27) учитель предлагает учащимся составить ОК. (На ноутбуки учащихся учитель отправляет вопросы для составления ОК. Учебник Физика-8, А.В.Перышкин) 1. Изобразить на рисунке полюса Земли и указать координаты Северного и Южного магнитных полюсов. (стр. 141 абзац 1 и 2); (сл. 28, 29-31), 2. Причины изменения магнитного поля Земли: - магнитные бури (стр. 141, абзац 5); (сл. 32-33) - магнитные аномалии (стр. 141, абзац 6); (сл. 34-35) 3. От чего защищает магнитное поле Землю? (стр. 142 абзац 5). (сл. 36-38) После завершения работы учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос поставленный в начале урока: "Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?" |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, просматривают презентацию, составляют опорный конспект в тетради. Отвечают на проблемный вопрос. |
4 |
Первичная проверка понимания, закрепления новых знаний и способов деятельности |
Выявление правильности и осознанности усвоения нового материала, пробелов, корректировка |
Учитель предлагает задание из «Интерактивных творческих заданий» по изученному материалу составление схемы с ключевыми фразами. |
Выполняют задание в парах, проводят самоконтроль с помощью учителя и учащихся. Оценивают работу партнера. Участвуют в обсуждении вопросов, вызываемых затруднения. |
5 |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Учитель задает домашнее задание для всех учащихся §60, ответить на вопрос «В каких точках на Земле компас бесполезен?» |
Записывают информацию о домашнем задании |
6 |
Подведение итогов учебного занятия, рефлексия. |
Осознание процесса и результата своей учебной деятельности. |
-Какова была цель вашей деятельности? -Вы достигли своей цели? -Зачем нужно изучать магнитное поле Земли? Учитель благодарит всех за урок. |
Учащиеся работают по ОК, определяют уровень достижения цели. |
Литература.
1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – Москва: Вако. 2003
2. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6 – 7 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1974
3. Боброва С.В. Нестандартные уроки. Физика. - Волгоград. Изд. Учитель. 2000
4. Мартынова Н.К. Физика 7, 8, 9 Книга для учителя. - Москва: Просвещение. 2002
Приложение 1
Тема урока «Магнитное поле Земли»
Задания для составления ОК.
Учебник Физика-8, А.В. Перышкин
1. Указать координаты Северного и Южного магнитных полюсов. (стр. 141 абзац 1 и 2);
2. Причины изменения магнитного поля Земли:
- магнитные бури (стр. 141 абзац 5);
- магнитные аномалии (стр. 141 абзац 6);
3. От чего защищает магнитное поле Землю? (стр. 142 абзац 5).
Приложение 2
Карта оценивания по теме «Электромагнитные явления».
Ф.И. учащегося __________________________________
№ урока |
Тема урока |
Тест, повторение |
Самооценка |
Взаимооценка |
Оценка учителя |
1 |
Магнитное поле. Магнитное поле тока |
||||
2 |
Магнитное поле катушки с током. |
||||
3 |
Постоянные магниты. |
||||
4 |
Магнитное поле Земли |
||||
5 |
Действие магнитного поля на проводник с током. |