План урока физики по теме «Магнитное поле» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 21 September 2017

Технологическая карта урока
по теме: Магнитное поле прямого тока

ФИО

Глотова Александра Вильевна

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шиловская средняя общеобразовательная школа №3 муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области

Должность

Учитель физики

Предмет

физика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Магнитное поле прямого тока

Урок № 1. Электромагнитные явления.

Базовый учебник

А. В. Перышкин. Физика. 8 кл.- М.: Дрофа, 2013 г.


 

Используемые технологии: Проблемное обучение, межпредметная интеграция, исследовательские методы обучения, информационно- коммуникационные.

Форма урока : Комбинированный урок: Объяснение с элементами беседы, парная практическая работа с элементами исследования.

Цель урока: Сформировать знание о магнитном поле – как форме существования материи

Оборудование:

Средства ИКТ: мультимедиа проектор, интерактивная доска, документ-камера.

Демонстрационное оборудование: две магнитные стрелки на подставках, источник постоянного тока, планшеты для демонстрации магнитного поля прямого и кругового токов.

Лабораторное оборудование: на парту источник постоянного тока лабораторный, компас, резистор переменного тока, амперметр лабораторный, ключ, соединительные провода.

Раздаточный материал (приложения к плану урока): текст практической исследовательской работы, задание для самостоятельной работы.

Образовательные цифровые ресурсы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba068-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf

Электронное приложение: «Физика». 8 класс. (ФГОС) А. В. Перышкин ISBN: 978-5-358-05137-9

Флипчарт для интерактивной доски


 

План урока:

Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Инструктаж по ОТ. Исследовательская работа.

Изучение нового материала.

Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала

Применение нового знания

Рефлексия

Домашнее задание, подведение итогов.


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

физика

Класс

8

Тема урока

Магнитное поле прямого тока

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать знание определения, источника, свойств магнитного поля, понятия «магнитная линия», что такое магнитная стрелка, полюса магнитной стрелки, расположения магнитных линий прямого тока

Сформировать умение анализировать и систематизировать информацию из разных источников, осознанно читать текст, решать, действуя по алгоритму, экспериментальные задачи,

Продолжить формирование внимания, развитие логического мышления, формирование коммуникативных и мотивационных компетенций, формирование умения выполнять правила ОТ и ТБ при выполнении практических работ

Решаемые учебные проблемы

Почему проводник с током действует на магнитную стрелку.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты Время

Словесно-иллюстративный метод. Беседа. Фронтально.

Коллективное восприятие. Репродуктивно. Отвечают на вопросы.

5 мин

Всё, что существует во вселенной – это материя. Форма материи – вещество, которое мы можем зарегистрировать своими органами чувств (увидеть, потрогать …). Есть ли другая форма материи, не являющаяся веществом?

Демонстрируется слайд 1

Да, это электрическое поле.

 

Давайте вспомним, свойства электрического поля

Демонстрируется слайд 2 или http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba068-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf

ЭП- это особая форма материи, отличающаяся от вещества.

Источником ЭП является электрический заряд.

ЭП действует на электрический заряд.

Сила, с которой ЭП действует на внесённый в него электрический заряд, называется электрической силой

ЭП можно изобразить в виде силовых линий

 
       

Что такое электрический ток? Обладают ли эти заряженные частицы ЭП?

Слайд 3

Упорядоченное движение заряженных частиц.

Да, заряженные частицы являются источником ЭП независимо от того покоятся они или двигаются.

 

Какими действиями обладает электрический ток? Как проявляется взаимодействие проводников с током? Что можно предположить?

Демонстрируется опыт по взаимодействию токов

Что вокруг проводников с током существует особая форма материи.

Магнитное поле. Магнитная сила.

 

Тема сегодняшнего урока «Магнитное поле прямого тока».

Демонстрируется слайд 4

   

2. Инструктаж по ОТ. Исследовательская работа.

   

Перед вами на партах лежат приборы. Найдите среди них компас. Что это за прибор? Его назначение? Основная деталь?

Демонстрируется слайд 5

Компас – это прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы бывают магнитные (ими пользуются топографы и туристы) и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас. Основной деталью магнитного компаса является магнитная стрелка

10 мин

 

Демонстрация взаимодействия магнитных стрелок, объяснение наличия полюсов у магнитной стрелки, что такое ось магнитной стрелки

Демонстрируется слайд 6

   

Сейчас с использованием компаса вы сделаете исследовательскую работу по изучению магнитного действия электрического тока

Приложение 1 к плану

Продуктивно. Выполняют парную практическую исследовательскую работу, по ходу которой выясняют взаимодействие стрелки компаса и проводника с током и письменно отвечают на вопросы.

Приложение к плану урока.

 

3. Изучение нового материала.

 

Обнаруженное вами взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки изучил впервые датский физик Эрстед в 1820 году

Демонстрируется слайд 7.

Репродуктивно. Коллективно воспринимают информацию.

10 мин

Магнитное поле существует вокруг любого проводника стоком (т.е. вокруг движущихся электрических зарядов). Оно действует на магнитную стрелку.

В магнитном поле маленькие кусочки железа намагничиваются и становятся магнитными стрелками .

Демонстрируется опыт взаимодействие железных опилок с прямым током (через документ-камеру)

Демонстрируется слайд 8

   

Линии, вдоль которых в МП располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называются магнитными линиями магнитного поля

Демонстрируется слайд 9

   
 

Демонстрируется слайд 10

   

При изменении направления тока направление магнитных стрелок меняется на противоположное

Демонстрируется слайд 11

   

Магнитные линии прямого тока располагаются перпендикулярно току

Демонстрируется слайд 12

   
 

Демонстрируется магнитное поле кругового тока.

   

4. Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается выполнить парную работу по определению сходства и отличия электрического и магнитного полей. (Приложение к плану урока)

Приложение 2 к плану

Продуктивно. Выполняют парами самостоятельную работу по выяснениюсходства и отличия электрического и магнитного полей

10 мин

Рефлексия , итог урока

 

Демонстрируется слайд 13

Заполняют таблицу голосованием на интерактивной доске

5 мин

 

Да

Не очень

Нет

Понял

     

Узнал новое

     

Понравилось

     

Д/з § 57, 58

Резерв времени

   

5 мин


 


 

Приложение 1

 

 

Исследование взаимодействия проводника с током и магнитной стрелки компаса

Выполняли работу:_________________________________________________________

Приборы и материалы (см. рис.): источник тока лабораторный, амперметр, ключ, резистор переменного сопротивления, компас, соединительные провода.

Порядок выполнения работы:

Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, резистора переменного сопротивления, ключа, как показано на рисунке. Один из соединительных проводов расположите точно над стрелкой компаса в направлении север-юг. Начертите схему.

Замкните цепь и заметьте, в каком направлении и на какой угол отклоняется северный полюс магнитной стрелки относительно проводника. Запишите результат.

____________________________________________________________________________________

Увеличивайте постепенно силу тока в цепи при помощи резистора переменного сопротивления и наблюдайте за стрелкой компаса. Зависит ли угол отклонения магнитной стрелки от силы тока в проводнике? Запишите результат.

__________________________________________________________________________________-

Измените направление тока в проводнике и снова наблюдайте за стрелкой компаса. Зависит ли угол отклонения магнитной стрелки от направления тока в проводнике?

_________________________________________________________________________________

Увеличивайте постепенно расстояние между проводником и компасом и наблюдайте за отклонением стрелки компаса. Зависит ли угол отклонения магнитной стрелки от её расстояния до проводника? Запишите результат.___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Приложение 2

 

 

 

Заполните таблицу и выясните сходство и отличие электрического и магнитного полей

 

Электрическое поле

Магнитное поле

Природа (вещество или не вещество)

   

Порождается неподвижными зарядами

   

Порождается движущимися зарядами

   

Действует на заряд

   

Действует на магнитную стрелку

   

Действие усиливается или ослабевает при удалении от источника

   

Силовые линии:

- имеют начало и конец (не замкнуты)

- не имеют начала и конца (замкнуты)

   

Магнитные линии:

- имеют начало и конец (не замкнуты)

- не имеют начала и конца (замкнуты)

   
     

Сходство:

Отличие:


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.