Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза
Урок в 8 классе по теме
«Постоянные магниты».
Автор: учитель физики
МОКУ СОШ № 2 г. Лузы
Попова Раиса Геннадьевна,
высшая квалификационная категория
г. Луза, 2017г.
Цели урока:
Образовательные
Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля постоянного магнита;
Исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния;
Исследовать свойства магнитов;
Изучить магнитное поле постоянного магнита;
Воспитательные
Научить работать в парах.
Развивающие
Научить выделять главное, существенное.
Научить сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли.
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор.
Магниты полосовые и подковообразные (по количеству парт в классе) и некрашеные магниты с помеченным полюсом.
Железные опилки. Мелкие металлические деревянные и пластмассовые предметы.
Компас.
Ход урока. (1 слайд)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с постоянными магнитами, узнаем о свойствах постоянных магнитов, получим картину магнитного поля постоянных магнитов. Научимся с помощью компаса определять полюсы намагниченного тела.
На прошлых уроках мы с вами изучали магнитное поле прямого проводника, магнитное поле катушки с током. В домашнем задании вам надо было повторить определение электрического тока и строение атомов.
(1 человек изображает на доске модель атома лития. Остальные работают устно)
Дать определение электрического тока.
Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
(2 и 3 сл)
Как можно усилить магнитное поле катушки с током?
Как можно определить, не пользуясь амперметром, есть ли ток в проводнике?
Повторяя домашнее задание, мы выяснили, что электрический ток порождает магнитное поле.
Опыт. Гвоздь, батарейка, провод, мелкие металлические предметы. Через проводник пропускаем ток. Гвоздь – электромагнит. Батарейку отсоединили, но гвоздь не потерял магнитные свойства.
Почему у железного стержня не исчезли сразу магнитные свойства? (Проблема)
На этот вопрос мы ответим изучая тему «Постоянные магниты». Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Историческая справка.
Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты.
Первые сведения о магнитах теряются в глубокой древности. В старинных летописях сохранилось упоминание о том, что в 1110 г. до н. э. в Китае были устройства (по-видимому магнитные), показывающие направление на юг. Первые магниты были естественного происхождения. Оказалось, что это были куски руды - магнитного железняка (магнетита).
Еще в 1269 г. П. Перегрином была написана книга о магнитах, которая называлась «Письма о магнитах». В этой книге были собраны почти все известные в то время сведения о свойствах магнитов. П. Перегрин установил, что, если потереть стальную спицу магнитом естественного происхождения, то спица тоже станет магнитом, или «намагнитится». Такие магниты получили название искусственных магнитов.
(4 слайд)
Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами. (В тетрадь)
Естественные – встречаются в природе: железная руда на Урале, в Украине, в Карелии, Курской области.
Искусственные – приобрели магнитные свойства (железо, сталь, никель, чугун)
Почему у железного стержня не исчезли сразу магнитные свойства? (Железный стержень стал постоянным магнитом).
Как это произошло?
Это явление объяснил Анри Ампер. Французский ученый Анри Ампер (портрет) объяснял намагниченность железа, стали существованием электрических токов внутри каждой молекулы. В то время о строении атома еще ничего не знали, поэтому природа молекулярных токов оставалась неизвестной. Но мы сейчас знаем, что атом имеет сложное строение и на основе строения атома можем объяснить существование токов внутри молекулы. (Проверяем рисунок «модель атома лития» и повторяем определение электрического тока)
Посмотрите на модель атома и скажите, какие частицы создают молекулярный ток?
(Движущиеся электроны. При внесении тела в магнитное поле плоскости орбит электронов, подобно магнитным стрелкам, поворачиваются так, чтобы их поле совпало по направлению с полем, в котором они находятся. Магнитные поля одинаково ориентированные усиливают друг друга. Но если тело нагреть, магнитные свойства исчезнут)
Намагниченность сплавов объясняется существованием молекулярных токов. (Тетрадь)
Практическая работа.
Выяснить свойства магнита. (6 слайд)
Определить с помощью компаса помеченный полюс некрашеного магнита.
При помощи железных опилок исследовать магнитное поле полосового и подковообразного магнита.
Выяснить характер магнитного поля, созданного магнитными полюсами:
-одноименными (рисунок)
-разноименными (рисунок) (7 слайд)
Являются ли магнитные линии постоянных магнитов замкнутыми? (8 слайд)
Закрепление.
Дать определение постоянного магнита.
- Какими бывают по происхождению?
Чем объясняется намагниченность сплавов?
Свойства магнита.
На рисунке 1 показаны магнитные линии полосового магнита и магнитные стрелки 1, 2 и 3. (9 слайд)
На какую стрелку магнитное поле действует с наибольшей силой, на какую — с наименьшей?
С магнитной стрелки стерлись синяя и красная краска, которой были покрашены соответственно ее северный и южный полюсы. Чтобы определить полюсы и покрасить стрелку заново, ее поместили в поле полосового магнита, и она расположилась так, как показано на рисунке 2. Какой конец стрелки — ближний к магниту или дальний — является ее северным полюсом?
Как с помощью двух полосовых магнитов получить более сильное магнитное поле?
Предсказать, что произойдет, если магнит распилить пополам.
Домашнее задание.
1) п.59,
2) К южному полюсу магнита притянулись две булавки. Почему их свободные концы отталкиваются?
3) Почему корпус компаса изготавливают их меди, алюминия, но не из железа?
Литература.
1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – Москва: Вако. 2003
2. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6 – 7 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1974
3. Боброва С.В. Нестандартные уроки. Физика. - Волгоград. Изд. Учитель. 2000
4. Мартынова Н.К. Физика 7,8,9 Книга для учителя.- Москва: Просвещение. 2002