Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «И.А. Крылов "Мартышка и Очки"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературного чтения,
разработанного учителем
ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Василенко Надеждой Андреевной
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Класс, предмет:3, Литературное чтение
Тема: «И.А.Крылов «Мартышка и Очки»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: уметь анализировать басню и извлекать из нее мораль.
Задачи:
-освоение знаний об особенностях жанра басня;
-овладение умениями определять смысл произведения; воспринимать на слух художественный текст;
- развивать память, внимание и навык выразительного чтения.
Планируемые результаты
Личностные результаты | | Метапредметные результаты | | Предметные результаты | |
- понимание личностного смысла учения | - фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать позитивное отношение к своим успехам; (Регулятивные УУД) - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); (Регулятивные УУД) - понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого (Познавательные УУД) - прислушиваться к партнёру по общению, запоминать его основные мысли и идеи и приводить свои; (Коммуникативные УУД) | - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; -самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль |
Межпредметные связи: русский язык.
Оснащение урока: презентация, учебник, карточки, мультимедиа.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения | ||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Приветствует детей. Читает цитату философа, тем самым настраивает детей на урок. – Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” -Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла для начала урока? Я желаю вам уже сегодня на уроке литературного чтения убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями! | Приветствуют учителя. Слушают учителя, осознают задачу урока. Отвечают на вопрос. | - понимание личностного смысла учения | Психологический настрой Формирование готовности восприятия учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний (7 мин) | Организует речевую разминку. -Ребята, для того, чтобы уметь хорошо читать, нужно тренировать дыхание. Сейчас мы с вами выполним речевую разминку. Проводит актуализацию опорных знаний. - Мы выполнили речевую разминку и теперь вспомним то, чем вы занимались на прошлом уроке. -О каком баснописце вы говорили? - Кто расскажет о И.А.Крылове? -Что же вы запомнили о великом баснописце? | Разминают речевой аппарат. - об И.А.Крылове Рассказывают то, что запомнили. | - прислушиваться к партнёру по общению, запоминать его основные мысли и идеи и приводить свои; (Коммуникативные УУД) | Упражнение Устный опрос | ||||||||||||||||||||||||||||
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Организует выход на тему урока учащимися. -Сегодня мы начнем изучать басни, написанные И.А.Крыловым. Чтобы узнать, какую басня мы будем читать на уроке, рассмотрите картинку. -Как же называется басня? -Какая цель нашего урока? | Рассматривают картинку. -Мартышка и Очки -узнать, что такое басня, извлечь мораль басни. | - прислушиваться к партнёру по общению, запоминать его основные мысли и идеи и приводить свои; (Коммуникативные УУД) | Прогнозирование Беседа | ||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Открытие нового знания. | Организует выполнение словарной работы и прослушивание басни диктором. -Ребята, прежде чем мы начнем работу над басней, вспомним, а что же такое басня - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны в заголовке? - Чтобы текст басни был нам понятен, определим значение слов. В паре соотнесите.
-Проверим ваши работы по эталону. -Послушайте чтение басни диктором, а после ответьте на вопрос, почему для своей басни выбрана именно Мартышка, о чем она, и какое впечатление произвела на вас басня? -Почему для своей басни выбрана именно Мартышка? О чем басня, и какое впечатление произвела на вас басня? -Прочитаем басню по цепочке по строчке. -Что случилось в старости с Мартышкой? -В литературе есть такой прием – иносказание, с помощью которого автор изображает предметы или явления в некоем образе, связь с которым устанавливается по сходству через характерные черты. -Что она узнала от людей? -Сколько очков Мартышка достала? | Выполняют словарную работу и прослушивают басню диктором. Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В них обычно действуют животные. Басня заканчивается моралью, т.е. итогом, советом читателю. - это главные герои. Соотносят значение слов
Проверяют по эталону Слушают басню. Читают басню по цепочке по строчке. Слушают учителя. Отвечают на вопрос | - прислушиваться к партнёру по общению, запоминать его основные мысли и идеи и приводить свои; (Коммуникативные УУД) | Беседа Работа в паре Демонстрация Чтение по цепочке. Беседа | ||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Первичное закрепление | Организует проверку первичного восприятия. -Обратите внимание на те действия, которые совершает Мартышка с Очками. Прочитайте. -Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? -Почему Мартышка решила, что ее обманули? -Что вас рассмешило? -Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. -А если бы не было морали, вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? -Чем отличаются слова «невежда» и «невежа»? |
-Вертит Очками так и сяк:/То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,/ То их понюхает, то их полижет. -нет. -она не знала т как ими пользоваться. -очков было много, а что с ними делать она не знала. Читают мораль басни и делают свой вывод. -да, высмеивается, что человек-невежда -невежа-грубый, а невежда-необразованный человек. | - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); (Регулятивные УУД) - понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого (Познавательные УУД) | Беседа Выборочное чтение | ||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Самостоятельная работа (5 мин) | Организует выразительное чтение басни и инсценирование ее. -Прочитаем выразительно басню по ролям. Сколько действующих лиц в ней? -Чтобы мы могли эту басню запомнить, мы ее разыграем. Нам нужна Мартышка. -Отлично! У нас получилась замечательная Мартышка! | Читают басню по ролям и инсценируют ее. -2- Мартышка и автор. | - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); (Регулятивные УУД) | Драматизация | ||||||||||||||||||||||||||||
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Организует повторение усвоенных знаний. -Творчество какого баснописца мы сегодня изучали? -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Для чего И.А.Крылов написал такую басню ? -Что больше всего запомнилось -Чему научила басня? | Отвечают на вопросы. -И.А.Крылова -что есть такая басня -показать пороки людей -мораль басни Отвечают на вопрос. | - прислушиваться к партнёру по общению, запоминать его основные мысли и идеи и приводить свои; (Коммуникативные УУД) | Беседа | ||||||||||||||||||||||||||||
4. Рефлексия учебной деятельности (4 мин) | «Рефлексивный экран». Дети выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Я научился… У меня получилось… Расскажу дома, что … | Оценивают свою деятельность на уроке. | - фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать позитивное отношение к своим успехам; (Регулятивные УУД) | Создание ситуаций успеха в обучении |
Приложения
Приложение 1
«Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»