Проект плана мастер-класса «Птица Радость»
Проект плана
мастер – класса
Тема: «Птица Радость»
Методическая идея: приобщение к русской народной культуре через предметы декоративно-прикладного творчества и выполнение весенней тряпичной куклы.
Цели: создать условия для:
- знакомства с историей возникновения куклы «Птица Радость»;
- развития общих компетенций, усидчивости, наблюдательности, мелкой моторики рук;
- воспитания положительного интереса к русской народной культуре.
Задачи мастер-класса:
научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество;
обратить внимание участников конференции на проблемы возрождения и сохранения народных традиций семейного рукоделия.
Тип мастер - класса: освоения новых умений и навыков
Методы (традиционные, активные, интерактивные): эвристическая беседа, практическая работа, наглядные
Оснащение мастер - класса:
1 Оборудование и материалы: нитки-ирис белого и красного цвета, вата или синтепон, квадратный кусок ткани белого цвета (15x15)
2 Раздаточный материал: образцы кукол.
Ход проведения мастер-класса (таблица 2):
.
Таблица 2 -Ход проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса |
Деятельность преподавателя (мастера) |
Деятельность обучающихся (участников мастер-класса) |
Цель проведения этапа |
Время проведения этапа |
Организационный момент (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). |
Приветствует всех участников конференции. Добрый день уважаемые я рада видеть Вас на мастер классе по изготовлению куклы «Птица Радость»! |
Участники отвечают на приветствие. |
Привлечь внимание обучающихся |
2мин |
Мотивация Стимулирование участников мастер-класса к деятельности |
Кукла «Птица Радость» — кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни замужние женщины — они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Было поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет |
Слушают. |
Заинтересовать и привлечь участников к мастер классу |
2мин |
Актуализация. Постановка проблемы (целеполагание) |
А какие куклы считаются о береговые? Почему куклам не рисовали лицо? Их изготавливали без применения ножниц и иголки. Куклу наряжали, но лицо ей не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значить и безвредной для ребенка, поэтому безликая игрушка была и игрушкой и оберегом. Такими птичками можно украсить дом, витви деревьев и костюм. (демонстрация птицы). Предлагаю Вам попробовать выполнить куклу. |
Ответы: 1 вопрос : Куклы-обереги предназначались для защиты людей от влияния злых сил; 2 вопрос: Что бы в куклу не смог вселиться злой дух. |
Знакомство с понятием и традициями изготовления куклы «Птица Радость» |
3мин |
Проведение мастер-класса |
Составим план достижения цели. Подготовить материал к работе (ткань, нитки, вату илисинтепон). Складываем квадратный кусочек ткани 2 раза по диагонали и пополам. Завязываем клюв, во внутрь клюва кладем вату и завязываем голову. Проходим нитью крест-накрест туловище и обматываем каждое крыло |
Практическая работа. По необходимости обучающиеся консультируются по неясным моментам мастер-класса. Квадрат складывают по диагонали. Затем сгибают уголки к середине. И еще раз. Полученная фигурка складывается пополам, сгибами внутрь. Ниткой завязывается кончик – это клюв. Затем внутрь к клюву вкладывается маленький кусочек ветоши. Завязывается нитью – получилась голова. Затем кладется еще ветошь или вата для туловища. Распрямляем крылышки в стороны. Эту же нить опускаем до хвоста, перевязываем туловище. Затем проходим нитью крест-накрест туловище и обматываем каждое крыло.
Приложение А |
научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом |
10мин |
Рефлексия Осмысление собственных действий, достижений |
После завершения, посетителю мастер-класса учащиеся забирают сувенир и высказывают свое мнение о кукле. Надеюсь, Вам понравилось сегодня? Спасибо за внимание. |
Участники показывают свое отношение к проведенному мастер-классу путем высказываний и взятия куклы с собой в качестве подарка. |
Анализ проделанной работы |
3мин |
Список использованных источников
Основных:
Агаева, И. «Куклы Ирины Агаевой »./Народное творчество№3.2004г. - 44
Вакуленко Е. Г. Народное декоративно – прикладное творчество: теория, история, практика./ Е. Г. Вакуленко. – Ростов н /Д.: Феникс, 2007. - 380 с.
Вакуленко Е. Г. Народное декоративно – прикладное творчество: теория, история, практика./ Е. Г. Вакуленко. – Ростов н /Д.: Феникс, 2007. - 380 с.
Приложение А Схема выполнения птицы радость