Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."
Ф. И. Тютчев (русский поэт)
Пояснительная записка.
Актуальность:
Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов.
С древних времён на озера Хакасии прилетают птицы. Какие-то виды улетают дальше на север, а многие из них остаются у нас: строят гнёзда, выводят птенцов. Степная часть республики – это птичий край. Красота весенних и осенних перелётов на хакасских озёрах вдохновляет художников и поэтов на создание прекрасных произведений: стихов, картин.
Но кроме известных представителей птичьего мира существуют и другие, менее заметные и известные их виды, которые живут рядом с нами и тоже нуждаются в заботе и поддержке.
Всего на территории республики учёными-орнитологами зарегистрировано 315 видов птиц. Из них 30 – занесены в Красную книгу России , 62 вида – в Красную книгу Республики Хакасия, 21 вид является очень редким для Европы и Азии.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир
Поэтому наше ДОУ поставила перед собой задачи :
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;
• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;
• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• расширять представления детей о зимующих птицах;
• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших
• повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Птицы Хакасии».
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта |
Птицы Хакасии |
|
Автор проекта |
Все педагоги |
|
Реализаторы проекта |
воспитатели и узкие специалисты МБДОУ детский сад «Колокольчик» |
|
Вид проекта |
Комплексный |
|
Тип проекта |
Долгосрочный ,информационно- творческий |
|
Цель проекта |
Формировать представление детей о птицах, об их образе жизни. Создавать условия для развития познавательного интереса. . |
|
Краткое содержание проекта |
Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие. Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала. . |
|
Место проведения |
МБДОУ детский сад «Колокольчик» село Арбаты |
|
Сроки проведения |
7 месяцев |
|
Количество участников проекта |
30 человек (из них: 24воспитанника, 4 педагога, мл. воспитатель) |
|
Возраст детей |
от 4 до 7 лет |
|
Форма проведения |
регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня |
|
Ожидаемые результаты |
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, которые им дали родители и воспитатели. Расширился кругозор и представления о птицах нашей республики. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Воспитанники овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делиться полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта |
|
План реализации проекта |
Этапы работы: 1-й этап – информационно-аналитический Цель: • Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме • Определение проблемы • Выбор цели проекта • Составить план работы, проект: «Птицы Хакасии» • Введение детей в проблемную игровую ситуацию • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта На данном этапе необходимо обозначить проблему: Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни. 2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации). Включение каждого воспитанника в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей. 3-й этап: обобщающий Ознакомление родителей с результатами проекта : «Птицы Хакасии».
«Я сорвал цветок – и он увял Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем» Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт. |
Перспективно-календарное планирование
Тема НОД |
Цель |
Приёмы |
|
сентябрь |
Беседа о птицах Хакасии |
Выявить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашей республики . Воспитывать желание узнать больше нового о них. |
-Чтение отрывков из художественной литературы, загадок, пословиц о птицах; - показ иллюстраций; - вопросы. |
октябрь |
«Перелет птиц» |
Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Привлечь родителей к изготовлению кормушек кормушки |
Беседа о зимующих и перелетных птицах; Пальчиковая игра «Полет птиц»; Чтение стихотворений и рассказов по теме; |
ноябрь |
Беседа о зимующих и перелетных птицах |
Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц ( исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли). Воспитывать любовь к птицам желание помогать им в зимних условиях. |
Вопросы; Дидактическая игра «Что за птица?» (опыт с водой) |
декабрь |
Жизнь птиц зимой в Хакасии |
Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения; воспитывать доброе отношение к природе. |
Вводная беседа; Чтение отрывка из рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи Зимы» Дидактическая игра «Поломанные слова» Беседа о зимующих птицах Игра «Кого чем угостим?» |
январь |
Дидактическая игра «Птичья столовая» |
Учить детей доброте приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что помогают птицам зимой. |
Чтение стихотворения «О чем поют воробушки» Беседа Игра «Прилетели птицы» Составление письма снегирю Ответ снегиря |
февраль |
Птицы в лесу |
Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются, как приспособлены к изменениям условий природы. Формировать представления о том, что зима – очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Воспитывать сочувствие доброжелательное отношение к птицам. |
Приход Бабы-Яги Беседа с Бабой-Ягой Рассказы детей о зимующих птицах Физ. минутка «Лебеди» Путешествие на лесную опушку |
март |
Встреча перелетных птиц |
Обобщить знания детей о перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу, создать эмоциональный настрой детей, воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. Привлечь родителей к изготовлению скворечников |
Вводная беседа – инсценировка; Загадки Оригами |
апрель |
Птицы Хакасии |
Развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знание детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособление ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. |
Вводная беседа Загадки Рассказ воспитателя о дятле |
май |
Праздник «Птицы наши друзья» |
Закрепить знания детей о птицах, умение узнавать и называть их. Научить детей формулировать вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц. Определять по голосу птицу. Знать пословицы о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. |
Песня о птицах Игра «Узнай по голосу» Отгадай загадку Кто больше назовет пословиц |
Литература
по экологическому воспитанию.
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2006г.
М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2005г.
Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва 2005г.
О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль 2002г.
С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» Москва 2005г.
Т. И. Кандала «Развернутое перспективное планирование по программе М. А. Васильевой» Волгоград 2010г.
Ефимова Алла Ивановна
Бойко Светлана Владимировна
Грибанова Наиля Гадельжановна