12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Грибанова Наиля Гадельжановна3967 Работаю 17 лет св саду .Люблю свою семью и работу ! Россия, Хакасия респ., Абакан Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."
Ф. И. Тютчев (русский поэт)
Пояснительная записка.
Актуальность:
Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов.
С древних времён на озера Хакасии прилетают птицы. Какие-то виды улетают дальше на север, а многие из них остаются у нас: строят гнёзда, выводят птенцов. Степная часть республики – это птичий край. Красота весенних и осенних перелётов на хакасских озёрах вдохновляет художников и поэтов на создание прекрасных произведений: стихов, картин.
Но кроме известных представителей птичьего мира существуют и другие, менее заметные и известные их виды, которые живут рядом с нами и тоже нуждаются в заботе и поддержке.
Всего на территории республики учёными-орнитологами зарегистрировано 315 видов птиц. Из них 30 – занесены в Красную книгу России , 62 вида – в Красную книгу Республики Хакасия, 21 вид является очень редким для Европы и Азии.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир
Поэтому наше ДОУ поставила перед собой задачи :
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;
• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;
• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• расширять представления детей о зимующих птицах;
• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших
• повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Птицы Хакасии».
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта | Птицы Хакасии |
|
Автор проекта | Все педагоги | |
Реализаторы проекта | воспитатели и узкие специалисты МБДОУ детский сад «Колокольчик» | |
Вид проекта | Комплексный | |
Тип проекта | Долгосрочный ,информационно- творческий | |
Цель проекта | Формировать представление детей о птицах, об их образе жизни. Создавать условия для развития познавательного интереса. . | |
Краткое содержание проекта | Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие. Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала. . | |
Место проведения | МБДОУ детский сад «Колокольчик» село Арбаты | |
Сроки проведения | 7 месяцев | |
Количество участников проекта | 30 человек (из них: 24воспитанника, 4 педагога, мл. воспитатель) | |
Возраст детей | от 4 до 7 лет | |
Форма проведения | регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня | |
Ожидаемые результаты | В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, которые им дали родители и воспитатели. Расширился кругозор и представления о птицах нашей республики. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Воспитанники овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делиться полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта | |
План реализации проекта | Этапы работы: 1-й этап – информационно-аналитический Цель: • Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме • Определение проблемы • Выбор цели проекта • Составить план работы, проект: «Птицы Хакасии» • Введение детей в проблемную игровую ситуацию • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта На данном этапе необходимо обозначить проблему: Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни. 2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации). Включение каждого воспитанника в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей. 3-й этап: обобщающий Ознакомление родителей с результатами проекта : «Птицы Хакасии».
«Я сорвал цветок – и он увял Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем» Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт. |
Перспективно-календарное планирование
Тема НОД | Цель | Приёмы | |
сентябрь | Беседа о птицах Хакасии | Выявить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашей республики . Воспитывать желание узнать больше нового о них. | -Чтение отрывков из художественной литературы, загадок, пословиц о птицах; - показ иллюстраций; - вопросы. |
октябрь | «Перелет птиц» | Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Привлечь родителей к изготовлению кормушек кормушки | Беседа о зимующих и перелетных птицах; Пальчиковая игра «Полет птиц»; Чтение стихотворений и рассказов по теме; |
ноябрь | Беседа о зимующих и перелетных птицах | Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц ( исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли). Воспитывать любовь к птицам желание помогать им в зимних условиях. | Вопросы; Дидактическая игра «Что за птица?» (опыт с водой) |
декабрь | Жизнь птиц зимой в Хакасии | Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения; воспитывать доброе отношение к природе. | Вводная беседа; Чтение отрывка из рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи Зимы» Дидактическая игра «Поломанные слова» Беседа о зимующих птицах Игра «Кого чем угостим?» |
январь | Дидактическая игра «Птичья столовая» | Учить детей доброте приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что помогают птицам зимой. | Чтение стихотворения «О чем поют воробушки» Беседа Игра «Прилетели птицы» Составление письма снегирю Ответ снегиря |
февраль | Птицы в лесу | Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются, как приспособлены к изменениям условий природы. Формировать представления о том, что зима – очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Воспитывать сочувствие доброжелательное отношение к птицам. | Приход Бабы-Яги Беседа с Бабой-Ягой Рассказы детей о зимующих птицах Физ. минутка «Лебеди» Путешествие на лесную опушку |
март | Встреча перелетных птиц | Обобщить знания детей о перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу, создать эмоциональный настрой детей, воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. Привлечь родителей к изготовлению скворечников | Вводная беседа – инсценировка; Загадки Оригами |
апрель | Птицы Хакасии | Развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знание детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособление ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Вводная беседа Загадки Рассказ воспитателя о дятле |
май | Праздник «Птицы наши друзья» | Закрепить знания детей о птицах, умение узнавать и называть их. Научить детей формулировать вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц. Определять по голосу птицу. Знать пословицы о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. | Песня о птицах Игра «Узнай по голосу» Отгадай загадку Кто больше назовет пословиц |
Литература
по экологическому воспитанию.
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2006г.
М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2005г.
Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва 2005г.
О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль 2002г.
С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» Москва 2005г.
Т. И. Кандала «Развернутое перспективное планирование по программе М. А. Васильевой» Волгоград 2010г.