Мастер-класс на тему «Ароматерапия для дошкольников»

4
0
Материал опубликован 6 July 2023

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Ароматерапия для дошкольников»



Цель: освоение и последующее применение ароматерапии в практической деятельности педагога.

Задачи:

- Дать определение понятию ароматерапия.

- Познакомить участников мастер-класса со способами применения ароматерапии в ДОУ.

-Освоить и применить ароматерапию в практической деятельности воспитателя. 

Материалы и оборудование: аром масла, аром лампа, ароматные саше, музыка для релаксации, МП3;

Место проведения: МБДОУ д/с «Чебурашка», музыкальный зал;

Участники: педагоги ДОО

План мастер класса:

1.Вступительное слово. Определение ароматерапии.

2. Практическая часть

3. Выводы.

4. Литература


Ход мастер класса

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс по использованию ароматерапии дошкольников в ДОУ.

Мастер класс пройдет в форме телевизионной передачи «Я здоровье берегу — сам себе я помогу!» (включается музыкальная заставка «Здорово жить»).

Первая рубрика «Ароматерапия».

Термин «ароматерапия» ввел французкий химик Гатефосс, который занимался исследованием эфирных масел. Во время первой мировой войны он перевязывал раненных солдат, используя лавандовое масло (известное ему как прекрасный антисептик) из-за отсутствия дезинфицирующих средств. 

Так началось широкое развитие современной ароматерапии во Франции, позднее в Англии, а теперь – и во всем мире.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав.

Эфирные масла обладают сильными антисептическими свойствами, именно поэтому их не просто можно, но и нужно использовать в детских учреждениях. Ароматерапия в детском саду и дома – прекрасный способ защитить ребёнка от вирусных и простудных заболеваний. Важным элементом ароматерапии является качество масел. Только натуральные эфирные масла обладают целительными свойствами.

Вторая рубрика «Ароматерапия в детском саду»

Правила применения ароматерапии в ДОУ

1.Отсутствиие аллергии у детей на какой-нибудь аромат.

2. Извещение всех родителей о принимаемых мерах профилактики с эфирными маслами. Есть такие, которые против данного метода по одним им только известным причинам. Проведите беседу с ними, расскажите о плюсах и минусах ароматерапии в детском саду с помощью эфиров.

3.Если в группе есть детки, у которых астма, следует исключить данный метод профилактики ОРВИ, так как активность болезни может повышаться из-за густых ароматов. Исключение могут составлять лишь дни, когда ребенок отсутствует.

4.Распыление эфирного масла с помощью аромаламп. Нельзя брызгать их на кожу или одежду! Дыхательная система малышей может пострадать.

5.Выбирать масла только высшего качества, так как дешевые масла низкого качества способны вызывать непредсказуемые осложнения при их применении.

6. Минимальная концентрация эфирных масел.

7.Проветривать и обновлять ароматами воздух следует очень часто 1раз в два часа.

Лучше всего если масла будут наноситься на глиняные, деревянные, стеклянные фигурки, аром медальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Такой  метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате. 

В группе можно капнуть эфирное масло непосредственно на батарею. В зимнее время года, когда батареи горячие, они интенсивнее «испускают»  аромат. Также эффективно мыть полы в ванной и туалете водой с добавлением эфирного масла, предварительно растворив его в спирте.

При соблюдении всех правил ароматерапия будет эффективным методом лечения и профилактики заболеваний.

Какие эфирные масла использовать во время ароматерапии в детском саду?

Во время гриппа и эпидемий ОРВИ эффективны масла кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра. Они оказывают антисептическое воздействие на дыхательную, и стимулирующее – на иммунную систему.

Во время дневного сна подойдёт эфирное масло лаванды (успокаивающие действие)

Во время массового насморка лучше чтобы дети вдыхали пихту, а при кашле – кедр и эвкалипт. Цитрусовые помогают в очистке воздуха от вредных вирусов.

Третья рубрика Арома игры для детей

Прятки – одна из любимых игр мальчиков и девочек. Прежде чем рассказать ему о правилах игры в ароматные прятки, выберите легко узнаваемые масла. Пусть они будут максимально похожи по запаху на цветы, плоды, листья растений (апельсин, лимон, мандарин, лаванда, роза, герань, еловая хвоя.)

Для запоминания масел покажите ребёнку, например, апельсин, затем дайте понюхать апельсиновое масло. Можно начинать игру. Прячем за спиной апельсин, даем понюхать его эфирный аромат и спрашиваем, что спрятано.

Модный аромат

Девочки с радостью играют в куклы. Наряжают в платья и костюмы, водят на встречи с подругами, в гости и магазины. Возьмем гидролаты розы, лаванды. Наполним ими красивые маленькие атомайзер (от 2 мл до 5 мл). И вот арсенале вашей принцессы натуральные духи, которые она может безопасно использовать не только для куклы, но и для себя. Гидролаты мягче по запаху и по действию, чем туалетная вода из эфирных масел. Они не нанесут вреда, обжигая кожу или слизистые оболочки, поэтому для детей выбираем именно такую форму ароматерапии.

Ароматные аппликации

Развивая моторику, внимание и воображение малышей, мы с радостью выбираем аппликации из цветной бумаги. К праздникам предлагаем сделать самостоятельно открытки для бабушек и дедушек.

Уверена, создавая объемную цветочную клумбу на листе картона или бумаги, ребенок с энтузиазмом воспримет предложение украсить работу ароматом.
В этом случае стоит выбрать бумагу более плотную, чтобы несколько капель спрея на спирту с эфирным маслом не испортили внешний вид аппликации.
Возьмите 1 мл спирта, добавьте в него 1 каплю цветочного эфирного масла, разведите в 4 мл воды и поместите в красивый атомайзер.

Когда творческая работа будет готова, набрызгайте небольшое количество на каждый цветок. Если задумана клумба, можно сочетать разные цветочные ароматы, изобретая авторские композиции.

Не только цветы подойдут для аппликации, но и ваза, наполненная цитрусовыми фруктами или апельсиновый сад.

Польза арома-игры

Это не только лечение и профилактика различных заболеваний силами природы, но и регулирование подвижной нервной системы малышей.

С помощью эфирных масел легко и быстро можно поднять настроение грустному маленькому человечку, успокоить буяна, развить память и поддержать концентрацию внимания непосед.

Четвёртая рубрика «Природные ароматы»

Очень эффективны небольшие саше или сонные подушки. Ароматные саше — это мешочки для трав. Оберег. Оберег происходит от слова беречь, оберегать, защищать от несчастных случаев, болезней.

Известно, что самый лучший оберег тот, что сделан своими руками.

Саше наполняют сушеными ароматными травами. Чтобы приготовить саше, необходимы лишь небольшой кусок ткани, горсть засушенной травы и немного мастерства.

Чаще всего для изготовления мешочков используют льняной, хлопчатобумажный или кружевной материал. Ткань должна быть натуральной, так как присутствие химии может подпортить естественность аромата.

При изготовлении травяных мешочков немаловажную роль играет и нить, которой вы будете его завязывать. От цвета нити зависит функциональное назначение оберега.

Изготавливая оберег связанный с повышением или сохранением здоровья, необходимо применять нитки красного цвета. Красный цвет символизирует здоровье, красоту и любовь. Саше-оберег должен быть эстетически красивым, радовать глаз детей.

Чтобы ночной сон ребенка был спокойным, а нервная система крепкой подойдут аромаподушечки с лепестками розы, цветами ромашки, лаванды, укропными семенами, травами – мелиссой, шалфеем

Также можно использовать ароматерапию в лесу. Аромат весенней земли из-под тающего снега активизирует жизненные силы. Прогулки в березовых рощах, липовых аллеях укрепляют сердечно-сосудистую систему, органы дыхания и внутренней секреции.

Пихтовый и кедровый лес, сибирские ели активизируют защитные силы организма, способствуют излечению от бронхолегочных заболеваний. Укрепляют нервную систему.

Пятая рубрика «Релаксация»

Для детей можно использовать релаксацию с музыкой н-р пришли в зимний лес, вдыхаем запах «Сосны», «Пихты». Отправляемся в путешествие в Африку вдыхаем запах «Апельсина».

Медитация «Пихтовый лес»

Представьте себя в пихтовом лесу. Вокруг разносится аромат пихты. Вам хочется острее почувствовать аромат. Вы берете в руки веточку пихты и глубоко вдыхаете. Вы попеременно приближаете к носу веточки и наслаждаетесь ароматом пихты. Но вы знаете меру, и аромат только благоприятно воздействует на вас, на ваш организм. Запах пихты восстанавливает ваши силы, активность. Повышается жизненный тонус. Вы стали бодры и усталости, как ни бывало.

Вывод: Подружившись с ароматическими маслами, вы сможете приобрести верных помощников, которые принесут вам пользу и не повредят вашему организму! Чтобы дети не болели, попробуйте применять в своей педагогической деятельности ароматерапию.


Используемая литература и интернет-ресурсы

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.

2. Опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе МДОУ –детский сад № 24 «Росинка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

3. www.ext.spb.ru Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ.

4. http://traditio-ru.org/wiki/ Ароматерапия

5. aromashka.ru›aroma-igry-aromaterapiia-dlia-detei…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.