Мастер-класс для школьников на тему «Математические фокусы» (4 класс)
Игровые технологии в начальной школе на уроках математики.
Введение. Хочу предложить учителям идею интересных математических игр для младших школьников. В эти игры можно играть с детьми на дополнительных занятиях, в продлёнке, чтобы заполнить их досуг познавательными играми. Подготовить наглядные пособия для визуализации математических фокусов можно как с младшими школьниками, так и с учениками постарше.
Актуальность. Младшие школьники с удовольствием играют в математические игры, хотя пока ещё не понимают алгоритма игр. Но визуализация математических приёмов очень помогает учителю сделать игру привлекательной, и приобщает детей к интереснейшей науке – математике.
Предметы: математика, ИЗО, чтение, литература.
Цели и задачи. С помощью игровых технологий и ярких иллюстраций приобщить школьников к изучению математики и чтению литературы.
Предполагаемые результаты: личностные – ученик научится распознавать героев русских сказок; метапредметные: соотносить образы героев с их высказываниями; предметные: ученик потренеруется арифметическому счёту.
Методические приемы: беседа, познавательная деятельность, рисование, игра, счёт.
Техническое оснащение. Иллюстрация к русским сказкам, сказки, цветные карандаши, краски, белая бумага.
ХОД РАБОТЫ
ШАГ №1. Вместе с детьми нашли в детском журнале «Весёлые картинки» иллюстрацию к русским сказкам.
ШАГ №2
Выписали список нарисованных на картинке героев русских сказок. Дети вспомнили и записали высказывания этих героев. Пронумеровали героев сказок. Их количество на одной иллюстрации = 15. Заодно вспомнили прочитанные сказки. Можно заранее почитать сказки с детьми.
Список героев:
1.Золотая рыбка, 2.Колобок, 3.Старик из сказки «о золотой рыбке», 4.Иванушка-дурачок из сказки «Конёк-Горбунок». 5.Хаврошечка, 6.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди», 7. Петушок из сказки: «…несёт меня лиса за дальние леса», 8.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка из сказки»: «… не пей из копытца, козлёночком станешь», 9.Маша и медведь, 10. Лягушка-царевна, 11.Сестрица-трёхглазка из сказки «Хаврошечка», 12.Конёк-горбунок, 13.Емеля на печи, 14.Иван царевич из сказки «Царевна лягушка», 15. Коза и семеро козлят.
Герои русских сказок |
|||
герой сказки |
номер |
герой сказки |
номер |
1.Золотая рыбка: «Что тебе надобно старче?» |
9.Маша и медведь: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!» |
||
2.Колобок: «я - по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешон, в печку сажен, на окошке стужен!». |
10. Лягушка- царевна |
||
3.Старик из сказки «о золотой рыбке» |
11.Сестрица- трёхглазка из сказки «Хаврошечка»: «спи глазок, спи другой». |
||
4.Иванушка- дурачок из сказки «Конёк- Горбунок»: «встань передо мной, как лист перед травой» |
12.Конёк- горбунок |
||
5.Хаврошечка |
13.Емеля на печи |
||
6.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка из сказки «Гуси- лебеди» |
14.Иван царевич из сказки «Царевна лягушка» |
||
7. Петушок из сказки: «…несёт меня лиса за дальние леса» |
15. Коза и семеро козлят: «Козлятушки, ребятушки, отзовитеся, отопритеся». |
||
8.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка из сказки»: «не пей из копытца, козлёночком станешь» |
ШАГ №3
Для подготовки иллюстрации к «математическому фокусу» сделаем 4 заготовки одной и той же иллюстрации. Каждую заготовку обозначим буквами: А, Б, В, Г. С каждой картинки уберём некоторое количество персонажей. На каждой заготовке оставим по 8 различных персонажей (из 15 первоначальных)
А. На заготовке, обозначенной буквой «А» оставляем персонажей № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15. Удаляем с картинки персонажей № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. Удалить персонажей с картинки можно закрашиванием красками, стереть с помощью ластика или заклеить цветной бумагой. |
|
Б. На заготовке, обозначенной буквой «Б» оставляем персонажей № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14, 15. Удаляем с картинки персонажей № 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13. |
|
В. На заготовке, обозначенной буквой «В» оставляем персонажей № 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15. Удаляем с картинки персонажей № 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11. |
|
Г. На заготовке, обозначенной буквой «Г» оставляем персонажей № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. Удаляем с картинки персонажей № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. |
ШАГ №4
Складываем все 4 заготовки в одну картинку. В центре сложенных картинок рисуем круг с цифрами 1, 2, 8, 4. Или наклеиваем яркую цветную бумагу с этими цифрами в виде аппликации. Это - основная заготовка для визуализации "математического фокуса".
ШАГ №5. Иллюстрация готова к «математическим фокусам». Можно приступать к игре.
ХОД ИГРЫ. Учитель показывает детям картинку и уверяет всех, что сейчас он «волшебным образом» разгадает персонажа, которого ученик загадает по картинке. Затем учитель предлагает загадать одного персонажа и никому об этом не говорить. Например, ученик загадал козу №15, но никому об этом не сообщает. Учитель спрашивает у школьника, на каких частях картинки изображён персонаж? Школьник, рассматривая картинку, отвечает, что на всех частях картинки (А, Б, В, Г). Учителю, чтобы отгадать, какой персонаж был загадан, нужно произвести простые вычисления, глядя в центр картинки: 1+2+4+8=15. Каждой части картинки соответствует определённое число. Арифметические действия учитель производит молча, в уме. Получив число 15 в результате таких арифметических расчётов, учитель ищет на картинке персонажа с таким номером №15. Находит под №15 козу на картинке и сообщает ученику отгадку: «КОЗА»! Дети удивляются правильно угаданному ответу и спрашивают ученика,- действительно ли он "загадал" этого персонажа?
Допустим, другой ученик загадал Емелю на печи №13. Учитель спрашивает, на каких частях картинки присутствует персонаж? Ученик отвечает: А, В, Г. Учитель рассчитывает номер персонажа по тому же алгоритму: 1+4+8=13, угадывая его.
Школьникам игра кажется волшебным фокусом,- они ещё не понимают, что в основу игры положен строгий математический расчёт.
Затем, школьники могут поиграть сами друг с другом, после того, как учитель расскажет им «секрет математического фокуса».
Примечание. Учитель вместе с учениками подготавливает картинку, состоящую из четырёх частей, - рисует или делает аппликацию. Объекты на картинке могут быть любыми, как подскажет фантазия. Картинку могут подготовить старшеклассники. Я взяла персонажей русских сказок из «Весёлых картинок», а можно было бы взять персонажей других сказок из других детских журналов. Персонажам присваиваются номера от №1 до №15. На каждой из четырёх частей картинки присутствует одновременно восемь персонажей с разными номерами. Лучше, если дети сами выберут и нарисуют персонажей из прочитанных ими любимых сказок.
Кордина Нина
Елена