12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена4661
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Игровые технологии в начальной школе на уроках математики.

Введение. Хочу предложить учителям идею интересных математических игр для младших школьников. В эти игры можно играть с детьми на дополнительных занятиях, в продлёнке, чтобы заполнить их досуг познавательными играми. Подготовить наглядные пособия для визуализации математических фокусов можно как с младшими школьниками, так и с учениками постарше.

Актуальность. Младшие школьники с удовольствием играют в математические игры, хотя пока ещё не понимают алгоритма игр. Но визуализация математических приёмов очень помогает учителю сделать игру привлекательной, и приобщает детей к интереснейшей науке – математике.

Предметы: математика, ИЗО, чтение, литература.

Цели и задачи. С помощью игровых технологий и ярких иллюстраций приобщить школьников к изучению математики и чтению литературы.

Предполагаемые результаты: личностные – ученик научится распознавать героев русских сказок; метапредметные: соотносить образы героев с их высказываниями; предметные: ученик потренеруется арифметическому счёту.

Методические приемы: беседа, познавательная деятельность, рисование, игра, счёт.

Техническое оснащение. Иллюстрация к русским сказкам, сказки, цветные карандаши, краски, белая бумага.

ХОД РАБОТЫ

ШАГ №1. Вместе с детьми нашли в детском журнале «Весёлые картинки» иллюстрацию к русским сказкам.

ШАГ №2

Выписали список нарисованных на картинке героев русских сказок. Дети вспомнили и записали высказывания этих героев. Пронумеровали героев сказок. Их количество на одной иллюстрации = 15. Заодно вспомнили прочитанные сказки. Можно заранее почитать сказки с детьми.

Список героев:

1.Золотая рыбка, 2.Колобок, 3.Старик из сказки «о золотой рыбке», 4.Иванушка-дурачок из сказки «Конёк-Горбунок». 5.Хаврошечка, 6.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди», 7. Петушок из сказки: «…несёт меня лиса за дальние леса», 8.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка из сказки»: «… не пей из копытца, козлёночком станешь», 9.Маша и медведь, 10. Лягушка-царевна, 11.Сестрица-трёхглазка из сказки «Хаврошечка», 12.Конёк-горбунок, 13.Емеля на печи, 14.Иван царевич из сказки «Царевна лягушка», 15. Коза и семеро козлят.

Герои русских сказок

герой сказки

номер

герой сказки

номер

1.Золотая 

рыбка: «Что 

 тебе 

надобно 

 старче?»

9.Маша и 

медведь: 

 «Не садись 

 на пенёк, 

не ешь 

пирожок!»

2.Колобок: 

«я - по 

амбару метён, 

 по сусекам 

 скребён, 

на сметане 

мешон, 

 в печку 

сажен, 

 на окошке 

 стужен!».

10. Лягушка-

царевна

3.Старик из 

сказки 

«о золотой 

 рыбке»

11.Сестрица-

трёхглазка 

из сказки

«Хаврошечка»: 

«спи глазок, 

спи другой».

4.Иванушка-

дурачок из 

сказки 

«Конёк-

Горбунок»: 

«встань 

передо мной, 

как лист 

 перед 

травой»

12.Конёк-

горбунок

5.Хаврошечка

13.Емеля 

на печи

6.Сестрица 

 Алёнушка 

и братец 

Иванушка 

 из сказки 

 «Гуси-

лебеди»

14.Иван 

царевич 

из сказки 

«Царевна 

 лягушка»

7. Петушок 

из сказки: 

«…несёт 

меня лиса 

за дальние 

леса»

15. Коза 

и семеро 

козлят: 

«Козлятушки,

ребятушки,

отзовитеся,

отопритеся».

8.Сестрица 

Алёнушка 

и братец 

Иванушка 

из сказки»: 

«не пей из 

копытца, 

козлёночком 

станешь»

   


ШАГ №3

Для подготовки иллюстрации к «математическому фокусу» сделаем 4 заготовки одной и той же иллюстрации. Каждую заготовку обозначим буквами: А, Б, В, Г. С каждой картинки уберём некоторое количество персонажей. На каждой заготовке оставим по 8 различных персонажей (из 15 первоначальных)

А. На заготовке, обозначенной 

буквой «А» оставляем персонажей 

 № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15.

Удаляем с картинки персонажей 

 № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14.

Удалить персонажей с картинки 

 можно закрашиванием красками, 

стереть с помощью ластика или заклеить 

 цветной бумагой.

   

Б. На заготовке, обозначенной 

буквой «Б» оставляем персонажей 

 № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14, 15.

Удаляем с картинки персонажей 

 № 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13.

В. На заготовке, обозначенной 

 буквой «В» оставляем персонажей 

 № 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15.

Удаляем с картинки персонажей 

 № 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11.

   

Г. На заготовке, обозначенной 

 буквой «Г» оставляем персонажей 

 № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Удаляем с картинки персонажей 

 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

ШАГ №4

Складываем все 4 заготовки в одну картинку. В центре сложенных картинок рисуем круг с цифрами 1, 2, 8, 4. Или наклеиваем яркую цветную бумагу с этими цифрами в виде аппликации. Это - основная заготовка для визуализации "математического фокуса".


ШАГ №5. Иллюстрация готова к «математическим фокусам». Можно приступать к игре.

ХОД ИГРЫ. Учитель показывает детям картинку и уверяет всех, что сейчас он «волшебным образом» разгадает персонажа, которого ученик загадает по картинке. Затем учитель предлагает загадать одного персонажа и никому об этом не говорить. Например, ученик загадал козу №15, но никому об этом не сообщает. Учитель спрашивает у школьника, на каких частях картинки изображён персонаж? Школьник, рассматривая картинку, отвечает, что на всех частях картинки (А, Б, В, Г). Учителю, чтобы отгадать, какой персонаж был загадан, нужно произвести простые вычисления, глядя в центр картинки: 1+2+4+8=15. Каждой части картинки соответствует определённое число. Арифметические действия учитель производит молча, в уме. Получив число 15 в результате таких арифметических расчётов, учитель ищет на картинке персонажа с таким номером №15. Находит под №15 козу на картинке и сообщает ученику отгадку: «КОЗА»! Дети удивляются правильно угаданному ответу и спрашивают ученика,- действительно ли он "загадал" этого персонажа?

Допустим, другой ученик загадал Емелю на печи №13. Учитель спрашивает, на каких частях картинки присутствует персонаж? Ученик отвечает: А, В, Г. Учитель рассчитывает номер персонажа по тому же алгоритму: 1+4+8=13, угадывая его. 

Школьникам игра кажется волшебным фокусом,- они ещё не понимают, что в основу игры положен строгий математический расчёт.

Затем, школьники могут поиграть сами друг с другом, после того, как учитель расскажет им «секрет математического фокуса».

Примечание. Учитель вместе с учениками подготавливает картинку, состоящую из четырёх частей, - рисует или делает аппликацию. Объекты на картинке могут быть любыми, как подскажет фантазия. Картинку могут подготовить старшеклассники. Я взяла персонажей русских сказок из «Весёлых картинок», а можно было бы взять персонажей других сказок из других детских журналов. Персонажам присваиваются номера от №1 до №15. На каждой из четырёх частей картинки присутствует одновременно восемь персонажей с разными номерами. Лучше, если дети сами выберут и нарисуют персонажей из прочитанных ими любимых сказок.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кордина Нина, 15.07.18 в 14:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересно!
Елена, 15.07.18 в 15:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.