12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Серова Татьяна Львовна1263
Учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, г. Вологда, МОУ "СОШ №3"
Россия, Вологодская обл., Вологда
12

Мастер- класс: «Глина рассказывает сказки. Не боги горшки обжигают. Керамический сервиз из 3-х предметов «Горшочки: «Поющие мартовские коты»- подарок к 8 марта»

Приложение 1

Анкета-заявка

на участие во Всероссийском конкурсе для педагогов на лучшую разработку мастер-класса «Подарок к 8 марта»

Фамилия, имя, отчество автора мастер- класса (полностью), проведенного с ученицей

__________________Серова Татьяна Львовна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории __ sizowaserova@mail.ru

3. Тема мастер- класса Глина рассказывает сказки.

Не боги горшки обжигают. Керамический сервиз из 3-х предметов «Горшочки: «Поющие мартовские коты»- подарок к 8 марта.

4. Полный адрес школы:

индекс_160022____ регион _северо-западный__город _Вологда__ улица Ярославская____ дом № _26-А

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Адрес:  160022, г. Вологда, ул. Ярославская, 26а

Электронная почта:  school3@vologda.edu.ru

Сайт:  http://s10003.edu35.ru/

Телефон/факс:  71-80-92, 71-95-34

ФИО руководителя:  Мочалова Надежда Васильевна

e-mail _ sizowaserova@mail.ru _ (указать обязательно)

Дата заполнения_08.04.2018_

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Творческий мастер- класс

Глина рассказывает сказки.

Не боги горшки обжигают. Керамический сервиз из 3-х предметов «Горшочки: «Поющие мартовские коты».

(подарок к 8 марта)

Цель работы: Прикоснуться к истории предков, научиться делать своими руками глиняный горшочек, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими. Сделать сервиз из 3-х глиняных горшочков «Поющие мартовские коты» для женщин своей семьи к празднику 8 марта, сохраняя при этом традиции изготовления русских гончарных и керамических изделий.

г. Вологда

2018 год

Технологическая карта

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема мастер- класса

Творческий мастер- класс

Глина рассказывает сказки.

Не боги горшки обжигают. Керамический сервиз из 3-х предметов «Горшочки: «Поющие мартовские коты»»

Смысл проектной деятельности

Задачи:

1. Ознакомиться с историей русской керамики и гончарного промысла: традиционной посудой русского Севера: двояшки (близнята), рукомои, кувшины календари, кринки, горшки, обварная, чернолощёная, глазурованная керамика .

2. Изучить технологию изготовления одного из видов традиционной посуды русского Севера- горшочек и изготовить её.

3. Проявить фантазию и творчество при изготовлении гончарного керамического сервиза из 3-х предметов «Поющие мартовские коты»,

сохраняя традиции изготовления предметов традиционной посуды русского Севера.

4. Оценить, полученное изделие.

5. Приобрести комплекс специальных знаний и навыков: · в работе с глиной, · в изобразительном творчестве,

6. Научиться использовать элементы народной культуры в пов­седневной жизни.

7. Передавать свои знания другим людям.

Цель мастер- класса

Прикоснуться к истории предков, научиться делать своими руками глиняный горшочек, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими. Сделать сервиз из 3-х глиняных горшочков «Поющие мартовские коты» для своей семьи, сохраняя при этом традиции изготовления русских гончарных и керамических изделий.

Кому адресован мастер-класс

- Родителям

- Родственникам

- Одноклассникам

-Друзьям

Продукт деятельности

Керамический гончарный сервиз из 3-х горшочков «Поющие мартовские коты» к 8 марта

Необходимые средства (что нужно для выполнения мастер- класса):

Источники информации

Книги, справочники и энциклопедии.

Приборы и материалы

Инструменты и приспособления.

Гончарный круг.

Муфельная печь.

СКАЛЬПЕЛЬ-режущий инструмент.

ТЫКАЛКА. Инструмент для измерения толщины дна сосуда до вытягивания его стенок.

Циркуль - используется для изготовления крышек сосудов.

Расплющенная и заточенная по всей длине игла. Применяется для вырезания различных отверстий в изделиях.

ШНАРИК - Своеобразный скребок для выравнивания стенок сосуда.

СТРУНА - Проволока для срезания гончарного изделия с круга и выравнивания верхней кромки горлышка.

Инструменты для лощения (ЛОЩИЛА):

Особенно славится наш родной Вологодский край чернолощеной керамикой. Применяются для полировки изделий в кожетвердом состоянии:

  1. Полированные стержни различного диаметра - от 5 до 10 мм;

    Металлическая чайная ложка, сферическая стеклянная поверхность, речные камни, ....

Необходимые умения, способы работы

Умение собрать, проанализировать информацию и применить собранные данные на практике, умения применять правила техники безопасности при работе с гончарными и керамическими инструментами.

Время необходимое для выполнения проекта

Теоретическая часть- 2 недели.

Практическая часть – 1 месяц.

План работы:

Этап 1

Подготовка.

Этап 2

Сбор и изучение информации.

Этап 3

Изготовление керамического сервиза из 3-х горшочков «Поющие мартовские коты».

Этап 4

Подведение итогов и выводы.


 


 


 


 


 


 

План

1. Введение……………………………………………………………………… 7

2. Из истории русской керамики……….. ……………………………………...11

3. Исследования …………………………………………………………………20

4. Разработка и анализ первоначальных идей ……………………………….27

5. Дизайн-спецификация ………………………………………………………29

6. Проработка лучшей идеи …………………………………………………...32

7. Описание внешнего вида изделия …………………………………………32

8. Технология изготовления …………………………………………………..33

9. Техника безопасности……………………………………………………….37

10. Самооценка поделки………………………………………………………..38

11. Список используемой литературы………………………………………...40

12. Используемые ресурсы …………………………………………………….40


 


 


 


 


 


 


 

Введение

Мне иногда кажется, что забыто людьми гораздо больше, чем осталось открыть, и поэтому в последнее время человечество всё сильнее и сильнее тянется к своему прошлому. Сколько профессий на земле кануло в лету: шорники, например, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, на картинка и ещё в словарях. И таких профессий десятки, а по миру и сотни. Но одна из них дошла до наших дней почти в первозданном виде. Это профессия гончара- керамиста.

Уже четвёртый год я хожу на кружок художественной керамики и росписи «Глина рассказывает сказки», который ведёт моя учительница Серова Татьяна Львовна. Там впервые узнала, что керамика так древна, что не сохранилось даже мифов о её происхождении. И, может быть, первым гончаром и скульптором был сам Господь, который «сгончарил» Землю и слепил из глины первого человека … Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины. -Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал: — Слепи мне счастье. Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал: — Слепи сам себе свое счастье.
Благодаря посещению занятий кружка художественной керамики и росписи «Глина рассказывает сказки» я поняла, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого.

Под руководством учителя по технологии своими руками я смастерила

много забавных глиняных игрушек. Но в этом году (когда мы перешли в 4 класс) наш руководитель Серова Татьяна Львовна принесла на одно из занятий кружка гончарный круг. Учительница загадала нам необычную загадку: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на пожаре, был я на обваре, когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Я не сразу смогла отгадать эту загадку, но как я узнала позже, в старые времена, ее мог отгадать каждый. Герой загадки - обычный печной горшок, который был раньше неотъемлемым предметом крестьянского быта. И мне стало интересно, существует ли сейчас этот народный промысел в нашем крае, сохраняются ли его древние традиции нашими гончарами? Поэтому, целью моего исследования стало изучение гончарного и керамического народного промыслов нашего края и развития их традиций в наше время.

Мне было интересно, почему одна из улиц нашего города названа Гончарная? Татьяна Львовна пояснила, что раньше на этом месте была расположена гончарная слобода. Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом в вологодском крае, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена.

Наша учительница показала нам маленький красивый глиняный горшочек, который достался ей от её бабушки. Она угостила нас очень вкусным жарким, приготовленным в этом чудесном горщочке. На мои расспросы, почему блюдо получилось таким необычно вкусным, в чём секреты этого на вид такого неказистого и простого глиняного горшочка Татьяна Львовна рассказала мне о том, что на Руси издревле делали посуду и сувениры из глины. Гончарная мастерская была в каждой деревне. Пользовались ей и богатые и бедные люди. Раньше был большой ассортимент керамических изделий из красной глины. Кувшины, крынки, различные горшки и тарелки, кружки и чайники, посуду под лук, чеснок, сухофрукты, картофель и сыпучие продукты. Такие горшки можно использовать и в духовке и микроволновой печи. Дальше наш педагог Татьяна Львовна сказала, что лучше не на словах, а на практике она покажет работу гончара и села за гончарный круг. Мне было очень интересно наблюдать, как обычный кусок глины в руках умелого мастера превращался в красивый горшок. К тому же наша учитель-рукодельница поведала нам необычные факты о том, что издавна известно, что керамическая посуда должна способность вытягивать из людей негатив и в то же время наполнять кушанья накопленной за длинные возрасты энергией всех четыре стихий: солнца, воды, огня и земли.

Посуда из красной глины активно взаимодействует с кровью в человеческом организме, нормализуя ее химический состав. Глина способна даже работать как оберег, разрывая энергетические связки с недобрыми людьми. В давние времена существовал даже обычай надевать ребенку на руку глиняный браслет или ожерелье на шею, чтобы создать заслон чужому злому влиянию, защитить от энергетического окружения.

Кстати, еда, приготовленная в глиняной посуде, быстрее возобновляет силы человека, лучше усваивается, а приправы, прибавленные в кушанья, приобретают большую силу в глиняной посуде.

История гончарного промысла и создания такой чудесной посуды меня очень заинтересовала, захотелось узнать о них больше. Дома у меня было несколько глиняных горшочков, купленных в магазине. Но купленные в магазине горшочки совсем не похожи на тот, который показал нам наш руководитель, которые были у наших предков. Я думаю, что сегодня к глиняной посуде и керамике относятся как к сувенирам, а наши предки верили в силу данного материала и изделий из него, вкладывая в них всю теплоту своей души и сердца и умелых золотых рук. Керамика всегда была слугою трех господ: Земли, Воды и Огня. Мне захотелось раскрыть секреты этого ее верного и уже долгого служения, на примере изготовления одной простой вещи, с загадки о которой и началось мое исследование секретов этого мастерства. Счастье, здоровье, благополучие моей семьи для меня самое главное. Вопрос о здоровом образе жизни всегда обсуждается в нашей семье.

Мне очень хочется, чтобы мои родные не болели, питались правильно приготовленной пищей из волшебных, чудодейственных и целебных глиняных горшочков.

Тем более, что я давно обдумываю вопрос о том, что подарить женщинам нашей семьи на праздник 8 марта. Мне почему- то кажется, что такой подарок будет оптимальным и самым лучшим: ведь в нем и напоминание о молодости для моей любимой бабушки (ведь всю свою молодость она жила в деревне и ,наверное, уже давно в душе тоскует по тому необычному и чудесному вкусу пищи, приготовленной в глиняном горшочке из русской печи). Этот подарок должен понравиться и маме, главной хозяйке на нашей кухне. А уж про меня и говорить нечего. Если мой сервиз, изготовленный в ходе мастер-класса удастся, то я буду счастлива: и от соприкосновения с историей народных промыслов нашего края; и от удовольствия быть мастером, творцом; и от того, что смогу принести пользу и положительные эмоции своей семье. Для этого надо изучить литературу по вопросу, выбрать форму горшочков

Для своего изделия, подобрать материалы и инструменты. Я взялась за сложную работу, но я не боюсь трудностей. Тем более, если речь идёт об интересной творческой работе.

Цель работы: Прикоснуться к истории предков, научиться делать своими руками глиняный горшочек, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими. Сделать сервиз из 3-х глиняных горшочков «Поющие мартовские коты» для своей семьи, сохраняя при этом традиции изготовления русских гончарных и керамических изделий.

Задачи:

1. Ознакомиться с историей русской керамики и гончарного промысла: традиционной посудой русского Севера: двояшки (близнята), рукомои, кувшины календари, кринки, горшки, обварная, чернолощёная, глазурованная керамика .

2. Изучить технологию изготовления одного из видов традиционной посуды русского Севера- горшочек и изготовить её.

3. Проявить фантазию и творчество при изготовлении гончарного керамического сервиза из 3-х предметов «Поющие мартовские коты»,

сохраняя традиции изготовления предметов традиционной посуды русского Севера.

4. Оценить, полученное изделие.

5. Приобрести комплекс специальных знаний и навыков:

· в работе с глиной,

· в изобразительном творчестве.

6. Научиться использовать элементы народной культуры в пов­седневной жизни.

7. Передавать свои знания другим людям.


Основные вопросы мастер- класса:

1. Как и из какого материала можно изготовить горшочек.

2. Как украсить горшочек.
3. Разработать инструкцию по способу использования данного изделия в быту

4. Презентация горшков.
 

Из истории русской керамики и гончарства.

Вернусь к необычной загадке, собственно с которой и началось моё исследование: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на пожаре, был я на обваре, когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Именно на примере исследования технологии изготовления глиняного горшочка мне удалось проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием.

«КОПАНЦАМИ» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывают глину. У каждого уважающего себя гончара были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а, проще, ямы - копанцы, где он добывал глину, приготовленную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Глину, которая по своим качествам сразу же готова к работе, на Руси называли «живой глиной». Место, откуда брали глину, называлось глинище, глинница или глинокопня. Глинище обычно находилось в лесу и представляло собой яму в 1,5- 2 аршина (аршин - 0, 71 м) глубиной. Глина открывается гончару или целым пластом или вкраплениями, так что выкапывали ее кусками 16-25 килограммов и сносили в одну кучу, которую потом вывозили на телеге. Выкапывание глины всегда было сопряжено с опасностью - известны случаи, когда обвалившейся глиной заваливало горшечника. На год горшечнику требовалось 325 кг глины. Привезенную глину в виде комьев складывали на полу в сенях мастерской или в неглубокую (1 аршин) яму во дворе, (см. слайд 15)

Был я на топанце. Глину, имеющую оптимальную и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. В былые годы глину разминали в гончарне или в избе на полу, посыпанном песком, который в загадке называли «топанцем». Нередко очисткой и проминкой глины занималась вся семья, в том числе и дети. Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластинку, которую тут же скатывали в рулон и снова топтали. Когда же глина вновь обретала форму пластины, сворачивали новый рулон. Так повторялось до 5 раз, пока глина не превращалась в однородную массу. Кстати, хорошо промятую и очищенную глину, готовую для гончарных работ, так и называют- глиняным тестом.

Основные приёмы перемина и подготовки глиняного теста.

Скатывание колобка. 2. Скатывание каравая. 3. Разрезание глиняного теста струной.

 

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком круглой или конической формы. Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа).

Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц, людей. В них ярко отразились древние верования человека. Часто в глиняных фигурках наши предки видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовляться в наши дни. Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы мастера. Со следами пальцев мастера входит рукотворность в керамическое изделие, придается мягкость формам. Но там, где необходимо добавить четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру или убрать лишнюю глину применяются скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород деревьев: самшита, яблони, сирени, бука, клена, березы. Чтобы древесина не разбухла от влаги стеки несколько раз пропитывают олифой.

Инструменты и приспособления.

1.СКАЛЬПЕЛЬ-режущий инструмент.

2. ТЫКАЛКА. Инструмент для измерения толщины дна сосуда до вытягивания его стенок.

3. Циркуль - используется для изготовления крышек сосудов. Расплющенная и заточенная по всей длине игла. Применяется для вырезания различных отверстий в изделиях.

ШНАРИК - Своеобразный скребок для выравнивания стенок сосуда.

СТРУНА - Проволока для срезания гончарного изделия с круга и выравнивания верхней кромки горлышка.

Инструменты для лощения (ЛОЩИЛА):

Особенно славится наш родной Вологодский край чернолощеной керамикой. Применяются для полировки изделий в кожетвердом состоянии:

  1. Полированные стержни различного диаметра - от 5 до 10 мм;

    Металлическая чайная ложка, сферическая стеклянная поверхность, речные камни, ....

Еще раз вспомним загадку о глиняном горшке: «Был я на копанце, бел я на топанце, был я на кружале ...». Горшок, о котором идет речь в загадке, явно не слеплен вручную, а изготовлен на гончарном круге - «кружале». Я узнала, что при ручной лепке сосудов подставку- ТУРНЕТКУ, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки гончары догадались укрепить ее на оси. Очень примечательно, что при быстром ее вращении сосуду можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка слишком быстро останавливалась после раскручивания и, чтобы увеличить инерцию ее вращения, ее стали делать более массивной - из твердой древесины, обожженной глины и камня.


 

Так, вероятно, появился ручной гончарный круг. Считается, что изобретатель этого гончарного круга жил в Вавилоне в IV тысячелетии до новой эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до новой эры. Таким образом, важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного круга (IV тысячелетие до н.э.), применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. В России гончарный круг появился в IX — X веках. Вначале гончарный круг был ручным. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы во время работы поддерживать равномерное его вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее подготовленные жгуты, часто поручал раскручивание круга своему подмастерью. Ножной гончарный круг появился гораздо позже и во многих местах вытеснил ручной гончарный круг. С его появлением у мастера освободились обе руки для формовки сосудов, поскольку круг вращался ногой. К тому времени за счет массивного маховика увеличивалась мощность станка и продолжительность вращения круга. Это давало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время и изготовления значительно сократилось. На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посуда: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковороды, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое. Ножной гончарный круг, используемый повсеместно и современными гончарами, мало чем отличается от древних

образцов. Современные гончары работают на электрических гончарных кругах .

Вывод: Таким образом, загадка «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал пеленаться стал» является своеобразным экскурсом по технологии гончарного дела. Герой загадки - обычный печной горшок. Но на его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. В ходе исследования выяснилось, что «КОПАНЦАМИ» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С «КОПАНЦА» глина попадала на «ТОПАНЕЦ» - ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «КРУЖАЛО», то есть на гончарный круг, где она приобретает форму горшка или какой-нибудь другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «ПОЖАР», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым, как камень. Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты. Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать для прочности глиняные изделия. Изделия, изготовленные из глины и обожженные до камнеобразного состояния, называют керамическими. Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что значит глина. Изделия каменного века обжигались на кострах, затем в печах, в которых готовили и еду. Позднее появились специальные обжигательные печи — горны. Обжиг производился с помощью дров. В настоящее время мастера обжигают свои изделия в электрических горнах или муфельных печах,

Но, чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать на «ОБВАРЕ».

Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу(гущу, оставшуюся на дне кадушки с квасом) или жидкую мучную болтушку(жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки). Мучной отвар или квасная гуща проникали глубоко в стенки глиняной посуды, обвариваются и надежно закупоривают ее поры. После обвара изменяется и внешний вид посуды: она покрывается многочисленными темными пятнами, придающими ей неповторимое своеобразие. К тому же пятна, по убеждению деревенских гончаров, предохраняют содержимое сосуда от дурного сглаза.

Постепенно обваривание стало заменяться глазурованием. Чтобы защитить керамическое изделие от проникания влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тонким слоем стекла - так называемой глазурью, или поливой. Под тончайшим слоем глазури краски и ангобы становятся более сочными и яркими, а само изделие приобретает более нарядный вид. Глазурь - это измельченный стеклянный порошок, смешанный с клейстером или слабым раствором силикатного, канцелярского клея. Глазурь наносят на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Глазурь бывает цветной и прозрачной.

Теперь обратимся ко второй части загадки. Здесь очень образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Лично я, как юная исследовательница этого старинного промысла очень ярко представляю себе, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», мне, как современному человеку было не понятно. Лишь в ходе своего исследования я узнала, что дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими расправленными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы. Сейчас такую старую посуду можно увидеть в экспозициях краеведческого музея и в его запасниках.

Исследования

План исследований:

1. Изучение мнения родственников по поводу приобретения керамической глиняной посуды для семьи.

2. Исследование различных видов керамической гончарной посуды, используемых нашими предками.

3. Исследование материалов для изготовления гончарных изделий.

4. Исследование способов украшения: декоративной отделки керамики.

5. Варианты идей для изготовления керамического гончарного сервиза из 3-х горшочков «Поющие мартовские коты».

Изучение мнения родственников по поводу приобретения керамической глиняной посуды для семьи.

Для претворения своей идеи в жизнь, мне нужно было убедиться в том, что мое изделие будет на самом деле нужным и полезным для моих любимых родственниц. Поэтому я провела опрос среди своих родных с целью выяснить, какую посуду они выбрали бы. Было предложено выбрать посуду, приобретенную в магазине или посуду, изготовленную своими руками. Все родные единогласно выбрали керамические горшочки, изготовленный своими руками. Керамической посуде мама и бабушка отдали предпочтение. Мол, издавна и на протяжении многих тысяч лет она была «главной» на кухне. Собственно, так и есть. Мои родные искренне согласны с поверьем, что керамическая посуда способствует освобождению ее владельцев от «негативной отрицательной энергии», а взамен отдает «позитивную энергию», которая накоплена глиной за тысячелетия от все тех же земли, воды, воздуха и от солнца.

Мое исследование подтвердило гипотезу о том, что лучший подарок – это подарок, изготовленный своими руками. Тем более, что это керамические горшочки, сохранившие отпечатки моих маленьких пальчиков и уже больших, светлых и хороших замыслов и намерений (со слов моей дорогой бабушки).

Исследование различных видов керамической гончарной посуды (горшков), используемых нашими предками.

Исследуя, данный вопрос я выяснила, Древняя Русь славилась керамикой. Из мастерских гончаров выходиличаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины- календари. На таком календаре особыми знаками указывали важнейшие языческие праздники, сроки полевых работ и даже дни, когда нужно было просить у неба дождя иливёдра (солнечной погоды), из него же во время молебна крапили поля священной водой. Также, исследуя историю традиционно русской керамической посуды, я познакомилась с таким, показавшимся мне интересным видом глиняных горшочков, как двояшки или близнята.

Плошка, миса и солило - это, в общем, название одного и того же изделия. По форме они почти не отличаются друг от друга. Разнятся они только размером. Солило большое:

в них подавали на стол соленья: квашенную капусту , соленые помидоры, огурцы, грибы и др. Плошка меньше мисы. И служили они в крестьянском быту блюдами и тарелками. Правда, до начала ХХ века индивидуальные плошки и миски использовались крестьянами редко. В основном, в семьях ели из общей посуды, и , как правило , это были горшки - братины.

Соблюдалась очередность - младшие после старших.

Щанки, двойняшки, близнята, двойчатака - в разных губерниях нашей страны так называли один и тот же сосуд - склеенные между собой два одинаковых горшка с общей ручкой:

Придумали наши предки этот сосуд для того, чтобы удобно было носить в поле обед. В одной руке можно было нести и щи и кашу. Сегодня хозяйки используют щанки для подачи на стол различных салатов, соусов, а некоторые приспосабливают этот сосуд для семечек или фисташек - в одну половину семечки в другую шелуху.

Керамическая посуда древней Руси

ГОРШОК


Горшок - ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.


ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.
ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

ГУСЯТНИЦА

Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

ЕНДОВА

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

КАНДЮШКА

Кондюшка, кондея - то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

КАНОПКА

Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.
КАШНИК ГОРШОК

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

Горшочки- шутихи- в эпоху Петра I гончары- умельцы стали производить такой вид посуды с целью рассмешить гостей на пиру или подшутить над ними (сосуды с двойным дном, с двумя разными ёмкостями, свистяшие, пыхтящие или производящие над тем, кто ими пользуется какой-то шуточный эффект)

Исследование материалов для изготовления гончарных изделий.

Выбор материалов и техники исполнения.

Экологическое обоснование изделия мастер- класса Глина является экологически чистым природным материалом. С древних времен люди знали, что в глине нет бактерий. Голубая глина, к примеру, поглощает жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. Готовое изделие не меняет своих свойств и при разрушении не приносит вреда природе.
Глиняные изделия долговечны. Таковы свойства этого материала.

Исследование способов украшения: декоративной отделки керамики.

Декорирование гончарных изделий на Руси всегда было очень скромным.

Виды декорирования: ручной декор- налепные украшения; гравировка, тиснение, лощение, обвар.


 


 


 


 

Керамика молочного обжига

Молочный обжиг самый простой способ декорирования. Этот способ заключается в том, что хорошо залощенное изделие подвергается утильному обжигу. После чего помещается в молоко. Молоко проникает в поры изделия и покрывает его поверхность тонкой пленкой. Некоторые мастера в молоко добавляют сахарный сироп. Такое изделие подвергают вторичному обжигу при температуре 350оС. Молоко запекаясь в порах и на поверхности изделия, дает водонепроницаемое покрытие.

Обварка - этот способ заключается в том, что изделие раскаленное до 900оС щипцами переноситься в емкость с мучной балтушкой (жидкое тесто) , а затем в холодную воду. Изделия покрываются разводами черного и коричневого цвета. Узор и оттенок на поверхности изделия всегда разный и зависеть будет от густоты болтушки и времени пребывания изделия в ней.

Изделия декорированные такими способами считаются экологически чистыми. Ведь кроме глины, молока или жидкого теста, в них ничего нет.

Разработка и анализ первоначальных идей

Варианты идей для изготовления керамического гончарного сервиза из 3-х горшочков «Поющие мартовские коты».

Собирая информацию о керамических гончарных горшочках, я удивилась их разнообразию и функциональному применению. Конструкцию своих горшочков я решила придумывать исходя из традиционных народных форм, уже веками отработанных мастерами. Мне показалась наиболее приемлемой форма простого печного горшочка. Так же мне показалось возможным прикрепить к своим будущим горшочкам ручки, как у древней братины. Ведь именно благодаря такой конструкции моё изделие будет наиболее удобным в употреблении. Но так как я люблю фантазировать и придумывать, то я решила их стилизовать. Мне очень понравились горшочки- шутихи петровского времени. Раз мой сервиз из горшочков предназначен в качестве подарка хозяюшкам нашей семьи к 8 марта, то я решила стилизовать традиционную форму глиняных горшочков: преобразовать их в трёх весело поющих мартовских котов. А чтобы достигнуть большего шутовского, юмористического эффекта я решила вылепить у центрального горшочка в композиции хвост- свисток. Таким образом, по моей задумке, когда пища в горшочках будет готова, волшебные горшочки-мартовские коты действительно запоют, то есть засвистят. Идея мне показалась очень забавной.

1) Бабушка предложила мне сделать горшочек печной. Данная идея мне показалась слишком простой для изготовления и не очень оригинальной. А я человек творческий. Для его изготовления используется только гончарный круг и глина.

2) Я обратила внимание на интересную идею мамы- выполнить горшочки в виде котов. Такая идея мне пришлась по душе. Ведь она требует проявления творчества и фантазии. К тому же в марте много котов, поющих песни любви своим прекрасным дамам. В этом есть что-то забавное, трогательное и милое сердцу. Почему бы не превратить мои горшочки в мартовских котов, которые не только споют моим родным песню любви, но ещё и угостят их вкусным ужином. Это пожелание я обязательно постараюсь учесть в своём будущем изделии.

3) Моя учительница предложила мне сделать горшочек- шутиху. Но данный вид горшочков интересно описан в литературе, но секретов изготовления подобных гончарных изделий мастера не описали и не раскрыли. С другой стороны, мне кажется, что таких секретов было множеств и если бы мастера описали их подробно, то шутка бы и не удалась. Ведь горшочек- шутиха, на мой взгляд требует изобретательских способностей и хитрости от мастера. Здесь мастер удивляет людей своим изделием, подобно фокуснику, не раскрывая тайны своего изделия. В нашей семье любят чудеса. Это пожелание я тоже взяла на вооружение.

4) После долгих расспросов, раздумий, мне показалось возможным учесть все полученные мной пожелания и советы. Я окончательно утвердилась в идее создания столового сервиза из трёх керамичесих горшочков- шутих «Поющие мартовские коты».

Все необходимые материалы имеются на кружке художественной керамики и росписи «Глина рассказывает сказки». Этот сервиз послужит отличным подарком для моих родственников к празднику 8 марта и обеспечит, чтобы в доме было сытно и уютно, царила атмосфера любви и добра, веселья и счастья. Мне почему- то кажется, что этот маленький сервиз будет лишним поводом всей нашей семье ещё раз собраться вместе и провести много тёплых вечеров, радуясь общению друг с другом. Ведь современные ребята так страдают из-за дефицита внимания со стороны семьи и взрослых. Мне так хотелось бы как можно больше проводить времени со своей семьёй

Дизайн-спецификация

1. Наименование изделия мастер-класса: керамический гончарный сервиз из 3-х горшочков- шутих «Поющие мартовские коты».

2. Конечный потребитель: Сервиз предназначен в подарок на 8 марта прекрасным женщинам нашей семьи.

3. Функциональное назначение: : керамический гончарный сервиз из 3-х горшочков- шутих «Поющие мартовские коты» предназначен для приготовления вкусной и здоровой пищи. Этот сервиз будет служить также украшением нашего кухонного интерьера.

4. Допустимые пределы стоимости: в стоимости изделия следует учесть

Только стоимость молочной болтушки (1 литр- 25 рублей). Остальные материалы, используемые для изготовления изделия были взяты на кружке. Общая стоимость изделия составила 25 руб.

5. Человеческий фактор:

·совмещает приятное с полезным;

· поднимает настроение;

·содействует сплочению семьи, укреплению семейных традиций;

· развивает культурные, эмоциональные, эстетические качества человека.

6. Материалы и инструменты:

· материалы: глина, молоко и мука для обвара;

· инструменты и приспособления:

1.ГОНЧАРНЫЙ КРУГ, МУФЕЛЬНАЯ ПЕЧЬ.

СКАЛЬПЕЛЬ-режущий инструмент.

3. ТЫКАЛКА. Инструмент для измерения толщины дна сосуда до вытягивания его стенок.

4. Циркуль - используется для изготовления крышек сосудов.

5. Расплющенная и заточенная по всей длине игла. Применяется для вырезания различных отверстий в изделиях.

6. ШНАРИК - Своеобразный скребок для выравнивания стенок сосуда.

7. СТРУНА - Проволока для срезания гончарного изделия с круга и выравнивания верхней кромки горлышка.7. Метод изготовления: лепка, гончарство.

·Инструменты для лощения (ЛОЩИЛА):

Особенно славится наш родной Вологодский край чернолощеной керамикой. Применяются для полировки изделий в кожетвердом состоянии:

1. Полированные стержни различного диаметра - от 5 до 10 мм;

2. Металлическая чайная ложка, сферическая стеклянная поверхность, речные камни, ....

8. Внешний вид: изделие должно быть

9. Техника безопасности: при работе с колющими и режущими инструментами, при работе на гончарном круге, муфельной печью.

10.Моральные ценности: сохранение русских традиций; укрепление семейных отношений.

11. Результат мастер-класса:

· качественно выполненное изделие;

· приобретение навыков ручного труда;

· приобретение навыков работы на гончарном круге.

· в ходе исследования я научилась работать со справочниками, энциклопедиями, находить и анализировать информацию, не только в бумажных источниках, но и в интернете.

За время работы по изготовлению подарка к 8 марта мною были изучены: история гончарного промысла, свойства глины, рекламные стихи — заклички. Я приобрела навыки ручного изготовления глиняных изделий. В результате получились горшки, декорированные в традициях народного творчества, подготовлена театрализованная композиция по преподнесению изготовленного кухонного сервиза из трёх горшочков «поющие мартовские коты» моим любимым родственницам, что полностью отражает достигнутую цель моего проекта. Освоение технологии изготовления горшков позволяет мне продолжить работу по изучению и изготовлению различных изделий из глины: игрушек, свистулек, сложных форм

Проработка лучшей идеи.

Эскизы формы, конструкции и декорирования изделия.

Для изготовления основной формы мы с моим руководителем решили использовать электрический гончарный круг. Декоративную отделку я буду выполнять вручную.

Описание внешнего вида изделия (эскизы с проработкой объёмов).

Технология изготовления керамического гончарного сервиза из 3-х горшочков- шутих «Поющие мартовские коты» к 8 марта

п/п

Содержание работы

Оборудование,

инструменты,

приспособления

Изображение операции

Вытягивание форм горшочков на гончарном круге.

Готовые формы (просушка).

Изделия в кожетвёрдом состоянии перед лощением.

Готовые формы после зачистки и лощения.

Декорирование готовых горшечных форм приёмами : тиснения, гравировки, налепными узорами.

Первоначальная зачистка и первичный обжиг при температуре 900 градусов С (температуру повышала от 100 градусов до 900 постепенно в течение 2-х часов).

Декорирование изделий. Обвар при температуре изделия

Молочный обжиг самый простой способ декорирования. Этот способ заключается в том, что хорошо залощенное изделие подвергается утильному обжигу. После чего помещается в молоко. Молоко проникает в поры изделия и покрывает его поверхность тонкой пленкой. Некоторые мастера в молоко добавляют сахарный сироп. Такое изделие подвергают вторичному обжигу при температуре 350оС. Молоко запекаясь в порах и на поверхности изделия, дает водонепроницаемое покрытие.

Рецепт моей болтушки: молоко 3, 5 %- 3 пакета, сгущеное молоко- 1 банка, крахмал- 3 ст.л.

  1. Приготовление болтушки для обвара.

 

  1. Обвар раскалённых после обжига изделий в приготовленной болтушке.

Техника безопасности

Соблюдение техники безопасности и культуры труда:

1. Избегать попадания глины и шликера в глаза при работе на гончарном круге.

2. Запрещается выбрасывать глину в канализацию.

3. Застелить стол клеенкой, положить на стол кусок пластика или оргстекла, поверх одежды надеть фартук.

4. После работы нужно тщательно промыть руки водой, вытереть полотенцем.

5. Все инструменты после работы необходимо промыть в воде и просушить.

6. Следует помнить, что обожжённая глина не может быть использована вторично!

7. Следует помнить о технике безопасности при работе с муфельной печью при обжиге и обваре изделий.

Инструкция «Как пользоваться керамического гончарного сервиза

из 3-х горшочков- шутих «Поющие мартовские коты»?»

Пользоваться сервизом можно в электрических и газовых духовках. Однако рекомендуется ставить глину в минимально нагретую духовку и постепенно нагревать к необходимой температуре. При этом не рекомендуется поддавать резкому перепаду температур, например, из холодильника – в горячую духовку, потому что на изделиях могут образоваться микротрещины.

В изготовленной мною глиняной посуде можно готовить мясо, рыбу, овощи, и выпекать кулинарные изделия без добавления жиров. Технология простая: каждый раз перед применением глиняную посуду нужно наполнить холодной водой. За 10 мин (как раз подготовите продукты) воду слить, в горшки заложить заготовки. Плотно закрыть крышку, поставить в духовку и, постепенно нагревая, готовить за температуры 225 – 250°С от 35 до 55 мин. Структура глины такова, что она сначала вбирает у себя влагу, а затем отдает ее. Посуда умеет сама регулировать температуру и влажность. Причем делает это не хуже термоса. Посуда из глины также идеально подходит для хранения продуктов. Именно поэтому он, испокон веков был популярен в селах. Молоко в кринке могло стоять и не киснуть 3–4 суток, а варение и соление сохранялись в глиняных горшках без крышек почти год. Если засыпать в горшки муку – там не будут заводиться жучки.

В горшок нужно положить порезанный картофель, мясо, специи, прибавить немного воду и масло, два расколочены зубчики чеснока. Перемешать и поставить в духовку. Вкуснота гарантирована!

Мыть глиняные горшки нимало не сложнее, чем металлические кастрюли и фаянсовые тарелки. Современные моечные средства легко отмоют жир и пригорелые остатки.

Самооценка изделия

Вот и готов мой сервиз из 3-х горшочков «Поющие мартовские коты»- подарок женщинам моей семьи к 8 марта. Хотелось бы подвести итоги. В процессе изучения истории изготовления русской керамической посуды я узнала много интересной и познавательной информации, познакомилась с различными видами посуды, выяснила, что

Гончарные керамические изделия были разными по своему предназначению.

Теперь я могу рассказать своим друзьям и одноклассникам о гончарном промысле и традиционной посуде русского севера, в том числе и о простом керамическом горшочке.

В ходе выполнения работы я узнавала новые слова из истории русского

Гончарства и керамики, познакомилась с творчеством наших земляков- вологодских керамистов и гончаров. В процессе изготовления горшочков я узнала различные приемы, применяемые в керамике, например, приёмы лепки ручной и на гончарном круге; познакомилась с разными способами, приёмами и техниками декорирования и упрочнения керамической посуды: гравировка, тиснение, налепы, обвар, томление, лощение.

При всей увлекательности процесса работы, возникали и сложности:

сделать форму на гончарном круге, правильно выдержать температурный режим при первичном обжиге, обваре, повторном обжиге после росписи цветными глинами (ангобами) и обвара. Пока мне еще очень сложно работать со сложными формами на гончарном круге, и я решила, что буду тренироваться при выполнении изделий методом от простого к сложному: от простого печного горшочка до чайного сервиза. Не сразу получилось сделать форму горшка ровной, симметричной и аккуратной. Но с этой задачей я справилась успешно. Оценивая результат своей работы, я делаю вывод, что полностью добилась поставленной цели. Результат моей работы превзошёл все ожидания моих родных. Мама и бабушка были в восторге от моего изделия, креативности и творческого умелого подхода. Они сказали, что я достойна звания мастера после проделанной мной работы. Это ли не высшая похвала! Я и сама в ходе выполнения работы данного мастер-класса почувствовала значительное своё продвижение в умении работать над творческим изделием, почувствовала в себе силу подмастерья.


 

Литература

1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-Ростов — на -Дону. — Феникс, 1996.-608.2. Кружок «Умелые руки».- СПб.: Кристалл; Валерии СПб 19973. Интернет-источники:
История ярмарки (
http://www.severgrad.com/yarmarka.html) Методкабинет Народные промыслы (http://www.metodkabinet.eu)

Прикладные исследования

Н.Г. Недомолкина, С.В. Мазухин (Вологда).

Типология позднесредневековой керамики городищ северо-востока Вологодской области. В.В. Хухарев (Тверь).

Русская средневековая глиняная игрушка (по данным археологических

исследований)- запасник краеведческого музея г. Вологды.

А.Г. Кулешов (Москва).

Традиционный комплекс гончарного ремесла: глиняная посуда и игрушка. История промыслов. Мастера А. А. Глебова (Вологда).

Васьяновская и Устьрецкая керамика (по материалам фондов Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Л .Л. Петрова (Кириллов). Гончарное искусство Белозерья

Вопросы теории А.И. Поверин (Москва).

Концепция конструирования гончарных форм.

А.Т. Калинин (Москва). Спрятанные изображения в керамике.

Традиция и современность

Ю.Б. Иванова (Москва). Гончарство России: кризис или развитие.

Федотов Г.Я. «Послушная глина. Основы художественного ремесла»- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999-144.: илл.

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 07.04.18 в 21:05 1 Ответить Пожаловаться
Как интересно и здорово!
Дементьева Ирина Михайловна, 07.04.18 в 21:07 1 Ответить Пожаловаться
ВОСТОРГ ПОЛНЕЙШИЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Оксана , 10.04.18 в 17:50 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный мастер-класс!!!
Карине Рафаеловна, 12.04.18 в 17:33 0 Ответить Пожаловаться
Вами проделана огромная работа,которая заслуживает большого внимания и похвалы.Спасибо Вам!!!
Дементьева Ирина Михайловна, 01.05.18 в 00:17 0 Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ В КОНКУРСЕ!!!!!

Ивлиева Наталия Алексеевна, 01.05.18 в 13:28 0 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Хохлова Нина Борисовна, 01.05.18 в 16:20 0 Ответить Пожаловаться
Примите мои поздравления с заслуженной наградой! Дальнейших успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.