Материал на проверке

Мастер - класс "Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы"

1
0
Материал опубликован Вчера в 09:28

Мастер-класс

на тему «Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы»

В настоящее время искусственный интеллект стал неотъемлемой частью нашей жизни, он применяется в различных сферах, включая образование.

Учителя во всём мире начинают осознавать потенциал использования искусственного интеллекта в своей работе. Нейросети могут помочь учителям в повышении эффективности обучения.

Какие возможности даёт нам искусственный интеллект?

Это:

Создание тематических задач

Создание тестов

Создание презентаций на заданную тему

Создание уникальных изображений

Генерация текстов

Создание планов уроков

Создание аудиоматериалов

Эта тема очень заинтересовала меня, так как хочется идти в ногу со временем и я решила попробовать простейшие возможности нейросети. Это генерация изображений. Для этого я ознакомилась с одним из простых в использовании приложений «Шедеврум».

«Шедеврум» - это социальная сеть, сервис и бесплатное приложение от компании «Яндекс», с помощью которого пользователи могут создавать уникальные изображения и видео по текстовому описанию с помощью нейросетей. Также имеется бесплатная мобильная версия «Шедеврум» для телефонов.

На внеурочной деятельности мы с детьми решили с помощью этого приложения сгенерировать изображения к известным стихотворениям русских поэтов.

Вот они: (Слайд)

С.Есенин «Белая береза»

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

М.Ю.Лермонтов «Паруса»

А.С. Пушкин отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный..»

При генерации изображения картинка меняется в зависимости от выбранного стиля. Стили могут быть следующими:

- реалистичный;

- мультяшный;

- стиль аниме;

- стиль знаменитых художников и т.п.

Самые любимые стили, которые выбирают дети – это мультяшные, естественно, такие как аниме и стиль Дисней.

С учениками 5 и 8 класса мы решили создать с помощью «Шедеврум» портреты главных героев из произведений, прочитанных на уроке литературы. Это задание я давала на дом. Они их создали и распечатали. Получилась интересная выставка.

(Слайд)

Герасим из рассказа И.Тургенева «Муму»

Маша Миронова и Петр Гринев из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

На самом деле, большую роль в работе с искусственным интеллектом играет ПРОМТ.

Промт – это запрос для нейросети. Чем точнее промт, тем выразительнее и образнее будет результат.

Например, на уроке литературы при изучении произведения «Горе от ума» в 9 классе я читаю описание внешности А.С.Грибоедова

Портрет Александра Грибоедова работы Ивана Крамского был написан через сорок лет после смерти поэта и дипломата. Когда Павел Третьяков заказал художнику эту работу для своей галереи, то он очень серьезно отнесся к поставленной задаче. Большую помощь при написании могла бы сыграть предсмертная маска, но её просто не было. Поэтому Крамскому пришлось изучать все литографии и имеющиеся на тот момент изображения поэта, а их тоже было крайне мало.

На портрете работы Крамского поэт и дипломат Александр Грибоедов выглядит задумчивым, аккуратным, статным мужчиной.

Одет Александр Сергеевич в тёмный сюртук и белоснежную рубашку, шея повязана щегольским платком. Выразительные карие глаза прячутся за очками с тонкой оправой. Густые брови, не очень полные губы, прямой нос и щетина. Дополняет образ кресло, выполненное в красных тонах. Таким создал мастер портрет Грибоедова и мы верим, именно таким он был в жизни”.

Внимательно прослушав описание, мы с учениками создали промт.

А.С.Грибоедов Статный мужчина, задумчивый, аккуратный. Сидит в красном кресле. Темный сюртук, белая рубашка, шея повязана щегольским платком, выразительные карие глаза, очки с тонкой оправой. Густые брови, не очень полные губы, прямой нос, щетина. Темный фон, писатель. картина 19 века

Воображение учеников уже нарисовало портет писателя, кроме того ребята смогли запомнить некоторые детали картины. После обработки запроса нейросеть представляет готовый материал. (слайд)

В этот момент каждый из учеников может почувствовать себя на время настоящим творцом. Ведь не каждый имеет талант художника, а это задание позволяет ребенку прикоснуться к творчеству.

Далее важно сравнить портрет, созданный по промпту нейросети и работу И. Крамского. Несмотря на то, что искусственный интеллект на данном этапе урока смог решить поставленную задачу: привлечь внимание ребенка. заинтересовать его темой урока, донести новую информацию, развивать творческие способности ученика - нельзя обесценивать заслуги и талант реального человека. Сравнив две работы, ученики должны прийти к выводу, что ИИ не способен заменить работу художника, ведь нейросеть не смогла в полной мере передать замысел автора.

Не только на уроках литературы можно использовать нейросеть. К примеру на уроке русского языка во время изучения темы «Фразеологизмы» в 5 или 6 классе можно дать детям возможность угадать фразеологизмы, сгенерированные нейросетью. Уважаемые коллеги, предлагаю вам расшифровать эти фразеологизмы. (слайд)

Работа с фокус-группой:

Мне нужна фокус-группа. Ваша задача:

Подумайте, как вы можете использовать нейросеть, например «Шедеврум» на своих уроках. Приведите примеры.

Это лишь малая часть того, что может делать нейросеть и что может использовать учитель в своей работе. Искусственный интеллект – это огромная возможность для саморазвития. Но, очевидно, что ни один ИИ не заменит творческую и интеллектуальную деятельность человека, ведь для нас важно то, что создано нашими собственными усилиями и трудом. Поэтому не стоит возлагать на нейросеть слишком большие надежды. Искусственный интеллект нужно использовать с умом и дозированно.

Нейросеть – это лишь инструмент, расширяющий познания и возможности человека.

В заключение своего мастер-класса хочу вас поздравить с наступающим Новым годом. Пожелать вам творческих успехов, удовольствия от нашей работы, крепкого здоровья вам и вашим близким. Предлагаю вместе создать новогоднюю открытку для нас, используя «Шедеврум».

Давайте напишем промт:

Новогодняя открытка для учителей, яркая, красочная, елка, мандарины, снег, гирлянда, деде мороз, подарки. Стиль Исаака Левитана

Спасибо за внимание!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.