Статья «Современное образование и искусственный интеллект»
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Шишаева Екатерина Николаевна,
учитель, методист, КГБОУ «Алтайский краевой педагогический
лицей-интернат»,
Аннотация: В данной статье рассматривается применение искусственного интеллекта в сфере современного образования, каким образом эти технологии могут быть полезны учителю, обучающимся, даны определение, свойства искусственного интеллекта.
Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, технологии, автоматизация, адаптация.
Во многих областях нашей жизни использование искусственного интеллекта в последнее время совершило переворот. Однако в сфере образования искусственный интеллект находится на начальных стадиях развития.
Министерство Просвещения в 2021 разработало Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования», который включает в себя цифровые разработки для учеников, учителей и родителей. Срок реализации данной стратегии с 2021 по 2030 г.г. В данном документе говорится: «Гаджеты, цифровые технологии и продукты сегодня конкурируют с учебной деятельностью за внимание ученика. Необходима их интеграция в процесс обучения, воспитания и развития, ликвидация образовательных дефицитов, индивидуализация образования, включая персональные образовательные траектории».
Искусственный интеллект - одно из наиболее востребованных и перспективных направлений в условиях всеобщей цифровизации.
Что такое искусственный интеллект? Существует такое определение: «искусственный интеллект – это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, то есть систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, – понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т.д.»
В национальной стратегии развития искусственного интеллекта согласно указу президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 даётся следующее определение искусственного интеллекта [5]: Искусственный интеллект – комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Ряд программных систем и алгоритмов, способных решать некоторые задачи так, как это делал бы размышляющий над их решением человек, позже стали относить к искусственному интеллекту.
Перечислим основные свойства искусственного интеллекта:
понимание языка;
обучение;
способность мыслить;
способность действовать.
Искусственный интеллект применяется в сферах, где имеется большой объём накопленной информации, данных. Искусственный интеллект применим и эффективен при наличии тысячи параметров, как правило неструктурированных.
При использовании искусственного интеллекта повышение качества образования включают:
адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся; системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации и раннего выявления детей с выдающимися способностями;
автоматизацию оценки качества знаний и анализа информации о результатах обучения.[4.]
Искусственный интеллект является основой столь популярного современного онлайн-обучения. Появляются технологии для учителей, с помощью которых привычные учебные занятия можно превратить в увлекательную и познавательную деятельность. Его возможности позволяют автоматизировать не только процесс выставления оценок, но и многие другие рутинные задачи, включая административную работу. Трудоемкая работа учителей по проверке домашних и контрольных заданий обучающихся облегчается при использовании технологий искусственного интеллекта: автоматизация процесса выставления отметок с помощью компьютерных программ, имитирующих поведение учителя при проверке домашних заданий. Данные программы оценивают уровень знаний обучающихся, анализируют ответы и дает индивидуальную обратную связь. Проблема объективности выставления отметок существовала всегда. Искусственный интеллект способен беспристрастно оценить выполненные задания, снимая с учителя часть нагрузки и высвобождая время для подготовки к уроку и индивидуальной работе с обучающимися. Автоматизация определенных задач позволяет учителю сосредоточиться на самом учебном процессе и повышении его продуктивности.
Таким образом, педагог является не просто передатчиком знаний, а носителем сути изучаемого предмета, способным транслировать концептуальные вещи, которые не доступны компьютеру. И миссия передачи знаний остается, но роль учителя трансформируется, видоизменяется.
Видится, что использование технологий искусственного интеллекта в образовании может качественно решить проблему персонализации и адаптации обучения. Компьютер посредством алгоритмов способен отслеживать успехи и неудачи ученика, выстраивать для него индивидуальную образовательную траекторию, способную динамически перестраиваться по мере развития учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.
Благодаря адаптации образовательного процесса ученика к его индивидуальной скорости обучения происходит персонализация. Искусственный интеллект способен учитывать методику и темп освоения учебного материала, потребности обучающихся, их особые интересы и предпочтения и предлагает каждому, в зависимости от вышеперечисленного, задания возрастающей сложности.
Обучение с помощью искусственного интеллекта доступно для учеников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Технологии искусственного интеллекта обеспечивают поддержку таких обучающихся.
Для обучающихся с нарушениями зрения используют преобразование текста в речь и закадровый текст; для учащихся с нарушениями слуха незаменимы голосовые команды и звуковые дорожки с тифлокомментариями, функции преобразования речи в текст. При нарушении опорно-двигательного аппарата у обучающийся использует клавиши быстрого доступа, устройства ввода и сенсоров, все это дает дополнительную мотивацию для обучения, вовлеченность в учебный процесс, а следовательно, для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Применение технологий искусственного интеллекта в области образования, а внесет свой вклад в формирование основы образовательных практик и возможностей, которыми учащиеся будут пользоваться в грядущем десятилетии. Искусственный интеллект в образовании в будущем послужит катализатором изменений, ведь сегодня ону же является источником реальных преимуществ для обучающихся, преподавателей, руководителей учебных заведений, родителей.
Список использованных источников:
Альманах «Искусственный интеллект». Аналитический сборник № 2. Сентябрь 2019. МФТИ. Центр Национальной технологической инициативы на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект», Москва, 2019.
Васенков Д.В. Методы обучения искусственных нейронных сетей. Компьютерные инструменты в образовании. № 1, 2007.
Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования», https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/download/403/
4. Технологии искусственного интеллекта технологии искусственного интеллекта https://apr.moscow › content › data › технологии и..
5. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 о развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации.