Мастер – класс «Использование элементов сингапурской технологии как средство повышения качества обучения»
Мастер – класс по теме:
«Использование элементов сингапурской технологии как средство повышения качества обучения»
Представление:
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
- Здравствуйте, я хочу вам сегодня рассказать о Сингапурских структурах урока.
Почему именно Сингапур? - спросите вы. Дело в том, что практика взаимообучения в школе оказывает свое влияние на то, что юные граждане Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. «Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии». Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают. Сингапурские методы обучения активно изучают и применяют на своих уроках коллеги из Татарстана.
Технология основана на командных формах работы
Обучающая структура основана на преображении из пассивного ученика индустриального века к заинтересованному обучающему 21 века.
Обучение происходит в сотрудничестве
Эта структура способствует развитию таких качеств как: креативность, коммуникативность, критическое мышление, сотрудничество.
Урок состоит из обучающих структур, каждое из них имеет свое название, мы сегодня рассмотрим лишь несколько из 250 структур, которые используются в Сингапуре. Названия структур на английском языке, все они запатентованы, поэтому их нельзя менять.
Организационный момент.
Командная работа предполагает очень четкую организацию. Класс делится на команды по 4 человека. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю.
Для успешного взаимодействия в команде используется инструмент, который имеет название МЭНЭДЖ МЭТ. Это табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективной работы.
- Поздоровайтесь с партнёром по плечу, улыбнитесь партнёру по лицу, дайте «пять»
Также для организации работы часто используется прием, который называется ХАЙ ФАЙВ / «HighFive» / «Высоко - пять». Это сигнал тишины и привлечения внимания. Когда учителю необходимо быстро привлечь внимание учеников, он поднимает высоко руку и громко произносит «Хай файв!». Услышав эту фразу, ученики должны отложить все свои дела, поднять ту руку, которой они пишут. Учитель дожидается, пока все ученики будут готовы его услышать, и объявляет задание.
Введение в тему.
1. ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения/реакции») - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)
Заполнить таблицу:
Задание 1.
У кого сколько детей? | До | После |
У лося | | |
У орла - белохвоста | | |
У коровы У человека | | |
У чижа | | |
У зяблика | | |
У овсянки | | |
У серой куропатки | | |
У страуса | | |
У леща | | |
У трески | | |
У колюшки | | |
- Читают текст и заполняют таблицу, после этого «партнёры по-лицу» обменяйтесь мнениями и делают вывод: у кого больше всех совпадений.
2. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (FRAYER MODEL) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Фрагмент урока: закрепление материала
Понятие: Сотрудничество на уроке
3. ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16.
Фрагмент урока: закрепление изученного материала
Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги
На каждом листочке бумаги не соблюдая очередности выполняет шаги:
1) Придумайте десятичную дробь
2) Проговорите громко эту дробь для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги
3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх
4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Например, на листочках записаны дроби: 1,4; 76,2; 0,123; 8,65; 63,2; 7,46; 85,431; 7,34; 9,01; 70,5; 348,01; 6,4567; 56,32; 9,7612; 6784,6; 5,1
Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 дробей они оставят на столе.
Время вышло. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3x3
Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые три дроби на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
а) расположить дроби в порядке убывания
б) сложить дроби
в) перемножить дроби
На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.
4. МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Фрагмент урока: физкультминутка(1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
Какая цифра записана в разряде десятков у числа 13230? (3.)
Сколько будет 49 – 47? (2)
Сколько будет, если 54 делить на 27 ? (2)
Сумма чисел номера кабинета (3)
Первая цифра сегодняшнего числа (2)
Спасибо, садитесь.
5. ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ / «Fоur – BoxSynecticsReview»
Обучающая структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон, не имеющих отношение к изучаемой теме, путем составления аналогий.
Фрагмент урока: При изучении новой темы
Партнер под номером 4 берет лист бумаги
1. Сложите лист бумаги в двое и еще раз в двое
2. Нарисуйте квадрат в центре
3. Запишите и зарисуйте по одному неодушевленному предмету в каждый квадрат, один из которых должен уметь двигаться.
Проблема: преподавание 21 века
_________похоже на______________, потому что_____________
6. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).
Фрагмент урока: актуализация прежних знаний
Составить вопрос по тексту Задания 1
Ребята работают в парах по плечу.
Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы.
Итог.
Ожидаемые результаты от использования сингапурской технологии. Обучающиеся должны:
- уметь отличать хорошее от плохого;
- быть высоконравственными;
- быть мобильными и решительными;
- научиться делиться с другими и ставить интересы других на первое место;
- разумно подходить к общественной ответственности;
- уметь строить дружеские отношения;
- уметь работать в команде и ценить любую помощь;
- понимать, что значить воодушевлять и мотивировать других;
- проявлять живой интерес к окружающим вещам;
- быть предприимчивыми и инициативными;
- развивать здоровые привычки;
- ценить эстетику.
Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником.
С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают.
На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
Все новые структуры нужно использовать умеючи, чему нам еще и предстоит научиться. В этом проекте есть действительно очень хорошее рациональное зерно, которое нужно использовать в процессе обучения.
Своё выступление хочу завершить со словами немецкого педагога Дистервега А,
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.»