Мастер-класс «Использование инновационной технологии проблемного обучения на уроках и внеурочных занятиях в начальных классах»

4
0
Материал опубликован 11 July
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя в класс.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем актуальность этой технологии?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

И мы сейчас с вами вместе над этим поработаем.

 

- У вас на столах лежат листочки (учитель раздаёт). Возьмите каждый по одному листочку.

- Прочитайте слово, написанное на листочке (Приложение 1).

- Попробуйте нарисовать то, как вы представляете этот предмет. Поразмышляйте, пофантазируйте. Как вы думаете, что это такое, что это может быть. (Дети рисуют)

(Дети выходят и приклеивают свой рисунок на доску в свою группу)

- Вас ничего в нашей выставке не удивляет? (разные рисунки получились, каждый фантазирует по-своему, т.к. нам не хватает знаний).

- Какая проблема возникает? (нужно узнать значение этих слов)

- Как мы можем узнать значение этих слов? (посмотреть в словаре, поискать в Интернете, спросить у взрослых)

- Кто рисовал БУШМЕЙСТЕР выйдите к доске.

- Принимаемся за исследование. У каждой группы будет конверт с названием вашего слова, в котором лежат материалы для изучения этого слова (Приложение 2), план-задание, рабочий лист, чистый лист, на котором вы будете правильно изображать данный предмет.

- Кто рисовал МЕНТИК выйдите к доске.

- Кто рисовал ГЕЛИКОН выйдите к доске.

- Кто рисовал ПЕГАНКА выйдите к доске.

- Кто рисовал ТОПИНАМБУР выйдите к доске.

(Дети рассаживаются по группам)

 

- Итак, ваша задача прочитать текст, разделить текст на части (абзацы), распределить, кто какую часть будет пересказывать; кто будет рисовать; нужно заполнить рабочий лист. Работая с текстом, подчеркните нужную информацию.

 

Рабочий лист.

Мы прочитали о ………………………………………………………………………………….

Оказалось, что это ………………………………………………………………………………

Мы узнали …….(информация из текста: вид, строение, функция, история появления и т.д.)

Мы поняли, что рисунки выполненные нами раньше ………………………………………………………….

Правильное (наиболее достоверное изображение такое (показать рисунок )).

 

 

- Готовьте своё выступление (каждая группа готовит).

- Я думаю, что каждой группе интересно узнать об этих загадочных словах.

(Выступает каждая группа у доски)

 

- Есть ли у ребят вопросы к выступающей группе?

После выступления всех групп:

-Почему наши рисунки изменились? (мы узнали, что это такое, мы узнали значение слова)

 

- Вернёмся к нашей проблеме, которая у нас была вначале урока, смогли ли мы её решить? (на большом вопросительном знаке написано: КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ВЫГЛЯДЯТ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ)

 

- Что нам помогло решить эту проблему? (информация из текста, рисунок к тексту)

- Сформулируем вывод: ЧТО ПОВЛИЯЛО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ.

! Знания помогают нам узнать больше, изображать, понимать окружающий мир. (Учитель пишет вывод на доске, ученики читают хором)

-Поднимите руку те ребята, которым сегодняшние слова были уже знакомы.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Мне было приятно с вами работать и я думаю, что вы сделали для себя определённые выводы: НАШИ ЗНАНИЯ ПОМОГАЮТ НАМ ИЗОБРАЖАТЬ И ПОНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР.

 

Приложение 1.

МЕНТИК

БУШМЕЙСТЕР

ГЕЛИКОН

ПЕГАНКА

ТОПИНАМБУР

 

Приложение 2.

МЕНТИК

t1720714801aa.jpg

Ментик - Короткая гусарская накидка с меховой опушкой, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время поверх доломана, а в летнее время, начиная с XIX века, ментики носили наброшенными на левое плечо и от сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки (до этого было принято ношение на обоих плечах).

Русский гусарский мундир 1812 г. имел много деталей, заимствованных из венгерской национальной одежды: короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником — доломан, поверх которого надевалась еще одна куртка —ментик. Доломан, ментик были расшиты шнурами и тесьмой. На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц, из которых центральный находился на правом борте, а два другие — при углах шнуров, уложенных завитками. Ментик обшивался белым (в гвардейском полку черным) бараньим мехом.

Но это правило соблюдалось не всегда. Гусары, вооруженные пиками, в теплое время года вообще не носили ментиков, так как они мешали пользоваться пиками, а в холодное время ментики носили одетыми в рукава.

Офицеры носили ментик, отороченный серым мерлушковым мехом (в гвардии — черным бобровым), шнуры и тесьма на мундире были золотые или серебряные, по цвету пуговиц. В целях экономии расшитые золотом и серебром доломаны и ментики офицеры носили только в особо торжественных случаях, повседневные же мундиры имели отделку из белого или оранжевого шелка

 

Бушмейстер

t1720714801ab.jpg

Бушмейстер— крупнейший представитель ядовитых змей на американском континенте. Однако он встречается редко, поскольку населяет лишь необжитые территории.

Тело: стройное, в разрезе образует треугольник. Кожа покрыта ребристой чешуей. Длина бушмейстер до 3,6 м.
Голова: большая, клиновидная, — сужается к морде. Чешуя на голове тонкая, чем на теле.
Окраска желтовато-коричневая. На теле есть рисунок из крупных темно-бурых ромбов — прекрасная маскировка на фоне листьев.
Глаза: большие. Зрачки — вертикальные. Змея хорошо видит в темноте.

Бушмейстер питается в основном грызунами. Он выходит на охоту ночью. Во время охоты бушмейстер неподвижно лежит на земле, укрывшись среди листьев, и терпеливо подстерегает добычу. Ожидание может длиться неделями. Бушмейстер устраивает засаду рядом с тропами, по которым регулярно в поисках водопоя или пищи проходят животные. Свою жертву он выслеживает с помощью термолокаторов, размещенных по бокам головы, в ямках между ноздрей и глазом.

Выследив добычу, бушмейстер немедленно атакует. Он вонзает ядовитые зубы в тело жертвы и впрыскивает в рану большое количество яда. Челюсти бушмейтера подвижно соединены между собой, поэтому змея может широко открыть пащу и проглотить животное полностью. Затем мышцы глотки проталкивают пищу по пищеводу, а сильные желудочные соки переваривают ее. Шкуру и кости жертвы змея обычно переваривает.

Эта змея очень пугливая. Она держится скрытно и избегает освоенных людьми районов. Зафиксировано только 25 случаев, когда бушмейстер укусил человека. Пять из них были смертельными.

Как и большинство других ядовитых змей, бушмейстер использует яд только во время охоты. Чтобы не тратить эту смертельное оружие зря, он прогоняет врага, ударяя хвостом по растениям. Конец хвоста у него твердый и полый. И хотя на хвосте у бушмейстер нет погремушки, удары хвоста по растениям вызывают гул, напоминающий звук погремушки и заставляет врага удалиться.
Численность бушмейстер везде очень низкая. Эта змея населяет только районы, которых не коснулась цивилизация.

Геликон

t1720714801ac.jpg

Геликон (от греч. helix — витой, изогнутый) — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент.

Геликон применяется только в военных оркестрах. Его, большого, широченным раструбом выглядывающего из-за плеча музыканта, вы можете видеть на военных парадах или по телевизору, когда духовой оркестр, печатая шаг, играет бодрый марш, или во время встречи почетных гостей принимает участие в торжественной церемонии.

Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади — изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными для управления лошадью.

В симфонических оркестрах геликон не используется, так как его заменяет туба (звучание этих инструментов одинаково).

Геликон был изобретен в России в первой пол. XIX в.

Геликон пользуется популярностью в центральной и восточной Европе.

 

Пеганка – необычная пегая утка

t1720714801ad.jpg


Пеганка – это довольно крупная утка, которая занимает промежуточное положение между обычными дикими утками и гусями. Сегодня она представляет собой очень большую популяцию, разделенную на две группы. Первая живет на водоемах с соленой водой, например, в Центральной Азии, а вторая группа живет на территории России, например, в лесостепной и степной зоне на юге страны. Также для гнездовья выбирает острова Белого моря. Кроме этого, разные подвиды этих уток имеют различия в способе жизни, например, выделяют перелетных, частично перелетных и оседлых пеганок.
Утка Пеганка имеет крупное тело, но достаточно длинную даже несвойственную этим птицам шею и ноги. Самцы в среднем достигают вес 1,5 килограмма, самки – 1,3 килограмма. Эту утку легко отличить от других благодаря особому пегому окрасу.
Пеганки живут, как правило, колониями, при этом гнезда могут строить далеко от воды. Самки могут выбрать заброшенные норы животных (лисьи, барсучьи, заячьи) или вырыть похожую нору самостоятельно. Также в качестве дома утка может занять дупло или другие пустоты дерева. Внутри гнездо самка укладывает сухой травой и пухом. Откладывает от 8 до 10 яиц, реже 12. Однако из-за частой близости расположения кладок нескольких самок, недобросовестные мамаши могут подкидывать свое потомство в чужие гнезда. Поэтому нередко одна самка высиживает, а потом и растит несколько выводков.

Высиживание яиц длится 30-31 день, при этом самец никогда не покидает территорию гнезда. Когда самка покидает нору, чтобы подкрепиться у водоема, самец ответственно охраняет яйца. При приближении хищника, он начинает громко хлопать крыльями и взлетает над гнездом. Услышав сигнал тревоги, самка поспешно возвращается обратно к кладке.

Появившиеся на свет птенцы сразу же направляются за родителями к водоему. Но часто на этом пути их предостерегают многие опасности. Поэтому находящиеся поблизости даже чужие птицы стараются охранять птенцов, сопровождая их до воды. Через 40-50 дней птенцы могут летать.


 

Топинамбур

t1720714801ae.jpg

Топинамбур (более известное название – земляная груша) – это клубневое растение, принадлежащее к роду подсолнечниковых. Согласно легенде, данное растение было завезено в Париж только в начале XVII века с подневольными бразильскими индейцами из племени тупинамбус (отсюда и пошло название корнеплода).
Топинамбур, относящийся к классу многолетних растений, обладает прямым тонким стеблем, достигающим в высоту трех – четырех метров, и жесткими шероховатыми листьями. К корневищам топинамбура прикреплены продолговатые клубни, имеющие различную окраску (так, цвет клубней может варьироваться от желтоватого до коричневого, а иногда и красного). Следует отметить, что созревают клубни за один сезон (преимущественно за 125 дней), причем после первых заморозков они готовы к употреблению. Клубни топинамбура крайне неприхотливы к морозу, поэтому могут "зимовать" в почве, не утрачивая при этом своих целебных свойств. Цветет топинамбур в августе желтыми красивыми цветами, которые похожи на цветок подсолнуха. А вот плод, имеющий вид мелкой семянки, созревает в сентябре.
Сырой топинамбур отличается сладковатым вкусом, отдаленно напоминающим вкус орехов. Термически обработанный корнеплод по вкусу напоминает грибы.
Родина топинамбур – Северная Америка, на территории которой этот корнеплод и по сей день можно встретить на обширных площадях в диком виде. В России топинамбур культивируется (хоть и незначительно) преимущественно в европейской части страны (дело в том, что это растение не подлежит длительному хранению, из-за чего чаще всего оно выращивается на приусадебных участках с целью дальнейшего употребления в пищу). В России возделываются два сорта – это Скороспелка и Интерес, которые схожи по своему химическому составу, а потому в равной мере используются в народной медицине.
Белки, содержащиеся в топинамбуре, представлены 16 аминокислотами, половина из которых не производится в организме человека.
Топинамбур и инулин на 95 процентов состоит из природной фруктозы, которая (в отличие от глюкозы), во-первых, проникает в клетки без какого-либо участия инсулина, во-вторых, заменяет глюкозу в обменных процессах, которые протекают в организме человека. Поэтому топинамбур и препараты на его основе показаны людям, страдающим сахарным диабетом.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации