Статья «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»

0
0
Материал опубликован 29 October 2021

Варварина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1»,

Россия, г. Липецк


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов:  
- какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД? 
 - когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
- когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу?  
Один из ответов на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. 
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.

Уроки с использованием технологии проблемного обучения включают четыре основных этапа:

1.Постановку проблемы.

2. Поиск решения проблемы.

3. Описание решения.

4.Реализация решения проблемы. 

Постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, дети высказывают предположения, ставят цели, планируют путь решения проблемы, составляют алгоритмы.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Давайте сравним: учитель, начинает урок и объявляет тему: «Безударные гласные в приставках»

Или:

Учитель

Ученик

- Спишите из упражнения слова: долетел, забежал и др.

 

- Поставьте ударение.

-Подчеркните безударные гласные.

 

- В каких частях слова находятся безударные гласные?

- Обозначьте их.

- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

- А какого правила о безударных гласных ещё не учили?

- Значит, какая сегодня будет тема урока?

Записывают слова.

 

Ставят ударение.

 Подчёркивают.

 

-В корне и приставке.

 

Обозначают.

 

-О безударной гласной в корне.

 

-О безударных гласных в приставках.

 

-Безударные гласные в приставках.

 

Как вы думаете, какой вариант больше заинтересует детей и им захочется найти решение?

А поиск решения – это как раз этап формулирования нового знания.

И постановка проблемы, и поиск решения проблемы происходит в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог - создает ситуацию, при которой дети вынуждены о чем-то догадаться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Подводящий диалог – используется тогда, когда ученик затрудняется и системой посильных вопросов и заданий, например; сравни, сопоставь, вспомни, учитель подводит детей к самостоятельному открытию нового знания.

От этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 

 

Урок литературного чтения по теме «И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»».

 

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Подводящий к теме диалог.

-Составьте слова из карточек.


 


 

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?

На доске карточки:

вей за ко Му Стре ра

 

Дети составляют слова:

Стрекоза и Муравей

-Высказывают предположение: это герои произведения.

- Прочитайте загадку (на доске загадка об осени).

- Читают загадку, объясняют выбор отгадки (осень).

-Какое произведение мы будем читать?

 

 

-Кто автор этой басни?

- Это басня, где герои Стрекоза и Муравей, а события будут происходить осенью.

-И.А.Крылов

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему).

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

 

Рассмотрим несколько приемов создания проблемной ситуации

Проблемная ситуация с «удивлением», «затруднением»

Чаще всего при создании проблемной ситуации на этапе открытия новых знаний используется тип проблемной ситуации «с удивлением» (где сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием).

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза бере-за

Бе-реза берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

 

 

В основе проблемной ситуации «с затруднением» на уроках ставятся противоречия между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.

Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Актуализация изученного

-На доске дан ряд чисел.

-4,12, 6, 11, 5, 9, 14

-Выпишите однозначные числа и умножьте их на7.

Выписывают и умножают.

Задание на новый материал.

-Выпишите теперь двузначные числа и их тоже умножьте на 7.

Испытывают затруднение.

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Вы смогли выполнить мое задание?

-Нет.

-Не умеем умножать на двузначное число.

-Умножаются не однозначные, а двузначные числа

Побуждение к проблеме

-Почему же это задание не получилось?

-Чем оно отличается от предыдущего?

-Не умеем умножать на двузначное число.

-Умножаются не однозначные, а двузначные числа (Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Умножение двузначного числа на однозначное»

(Фиксирует тему на доске).

 

 

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 12 х 7 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

- Из каких разрядных слагаемых состоит 12?

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

 

 

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

10 х 7 х2 = 140 (ошибочная)

10 х 7 + 2 х 7 = 84 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Что такое умножение?

-Сложение одинаковых слагаемых. Нужно заменить умножение сложением.

 

-Проверьте! Что получилось?

-При сложении получилось 84 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать двузначное число на однозначное?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

II. Еще одна проблемная ситуация – «вопрос на ошибку» и «предъявление научного факта».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Растительный мир пустыни»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

 

Какую природную зону

мы начали изучать?

От какого слова происходит

название зоны «пустыня»?

Как вы думаете, много ли

растений в пустыне?

 

Послушайте фрагмент из

Научно-популярной статьи.

(Зачитывает.)

 

Вы что сначала сказали?

 

 

А как на самом деле? Что

вы узнали из текста?

 

 

Какая же возникает

проблема? В чем мы должны разобраться?

Верно, приспособляемость растений пустыни.

Фиксирует тему на доске.

 

Пустыню.

 

Пусто.

 

 

Мало. Почти нет.

 

Слушают о пышном цветении растений пустыни в апреле.

(Проблемная ситуация.)

Здесь пусто, нет растений или очень мало.

 

Растительности в пустыне много. (Осознание противоречия.)

Как растения приспособились к жизни в пустыне?

(Тема.)

 

 

 

III. Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном

 

Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, повседневной жизни. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".

И отправился Паровозик в путь. Далее учащиеся придумывают, как числовой отрезок поможет Паровозику считать.

Т.е. в данном примере тема сформулирована «Числовой отрезок», но сделано это при помощи небольшой сказки, которая и сыграла роль яркого пятна.

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках развивает следующие УУД:

регулятивные – умение решать проблемы;

коммуникативные – вести диалог;

познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы;

личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации.

В результате применения на уроках проблемного обучения у учеников вырабатывается навык самостоятельно думать и действовать, развивается внимание, творческое воображение, нестандартное мышление и, как следствие, повышается мотивация к обучению. И здесь хотелось бы привести слова классика образования: «Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

Литература

Ильицкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке М.: Знание,

2010. – 136 с.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками

Пособие для учителя - Москва, 2012. – 210 с.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

М.: Просвещение, 2011. – 186 с.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации