Мастер-классы для уроков и внеурочных занятий по технологии в начальной школе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области
Название: Мастер-классы для уроков и внеурочных занятий по технологии в начальной школе
Целевая аудитория: учителя начальных классов
Цель: систематизация методических разработок по технологии для учителей начальных классов, опубликованных на сайте «УРОК.РФ»
Введение
Послушай – и ты узнаешь;
Посмотри – и ты поймёшь;
Сделай – и ты научишься.
«Узнать», «понять» и «научиться» можно с помощью мастер-класса.
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.
Что же означает понятие «мастер – класс»?
Этимология словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» — это показатель высокого качественного уровня.
Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Я остановлюсь на одном.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Выделю важнейшие особенности мастер-класса:
новый подход к процессу обучения;
форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями;
создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность;
постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание заданных ситуаций;
демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;
сотрудничество, сотворчество, совместный поиск решения педагогической задачи.
Главный принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
На уроках технологии в начальной школе мастер-классы лучше всего проводить с использованием электронных презентаций и мультимедийного оборудования.
Презентации способствуют:
развитию интереса детей к предмету;
привлекают внимание учащихся;
воздействуют на эмоции;
мобилизуют и активизируют творческую деятельность.
Мультимедийную электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе. Электронную презентацию можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия - самостоятельные средства обучения, а презентация - вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений (в 1-2 классах). В 3 классе дополнять действия могут ученики с помощью учителя, а в 4 классе дети могут выступать в роли организатора мастер-класса и готовить такие презентации самостоятельно.
9 мая, 23 февраля, День отца, День пожилых людей
1. "Открытка для деда", 2-5 класс https://урок.рф/library/masterklass_otkritka_dlya_deda_195656.html
2. "Открытка для папы", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_otkritka_dlya_papi_210557.html
3. «Открытка к празднику», 4-6 класс
https://урок.рф/library/masterklass_otkritka_k_prazdniku_155031.html
8 марта, День матери, День пожилых людей
4. "Открытка для мамы", 2-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_otkritka_dlya_mami_193305.html
5. "Открытка для мамы", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_otkritka_dlya_mami_203334.html
6. «Панно для мамы «Весенние первоцветы», 2-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_panno_dlya_mami_vesennie_pervotcveti_172950.html
7. Открытка ко Дню матери, 3-7 класс
https://урок.рф/library/masterklass_po_izgotovleniyu_otkritki_ko_dnyu_mater_174701.html
8. «Подарок для мамы», 1-4 класс
https://урок.рф/library/master_klass_podarok_dlya_mami_012452.html
9. Поделки-сюрприза ко Дню Матери, 2 класс
https://урок.рф/library/masterklass_po_izgotovleniyu_podelkisyurpriza_po_d_220628.html
10. "Открытка для мамы", 2-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_otkritka_dlya_mami_085617.html
Новый год, Рождество
11. "Сладкий тигрёнок!", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_sladkij_tigryonok_215451.html
12. "Новогодняя игрушка на ёлку", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_novogodnyaya_igrushka_na_yolku_154622.html
13. "Елочная игрушка Снеговик", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_elochnaya_igrushka_snegovik_125022.html
14. "Новогодний талисман", 2-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_novogodnij_talisman_105642.html
15. "Новогодняя открытка", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_novogodnyaya_otkritka_132059.html
16. "Новогодняя игрушка", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_novogodnyaya_igrushka_183841.html
17. «Новогодний венок», 4-6 класс
https://урок.рф/library/masterklass_novogodnij_venok_155630.html
18. «Делаем новогодний подарок», 3-6 класс
https://урок.рф/library/masterklass_delaem_novogodnij_podarok_143827.html
19. «Новогодняя гирлянда», 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_novogodnyaya_girlyanda_154901.html
20. "Рождественский венок", 3-7 класс
https://урок.рф/library/masterklass_rozhdestvenskij_venok_214529.html
21. «Открытка к Новому Году», 4-8 класс
https://урок.рф/library/masterklass_otkritka_k_novomu_godu_170718.html
22. «Открытка к Новому Году», 4-8 класс
https://урок.рф/library/masterklass_po_izgotovleniyu_otkritki_k_novomu_god_143425.html
23. «Новогодняя открытка», 3-8 класс
https://урок.рф/library/masterklass_novogodnyaya_otkritka_202053.html
День учителя
24. "Осенний букет", 1-4 класс
https://урок.рф/library/masterklass_osennij_buket_100545.html
Положительный результат обучения в работе мастер-класса, состоит в том, что педагог использует механизм обучения, при котором учащиеся, выполняя определенный алгоритм действий, включаются в активную практическую и познавательную деятельность.
Мастер-класс позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности учащихся, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с учащимися, получать немедленный результат, вызывает желание сделать так, как мастер, сделать лучше. Такая форма профессионального обучения являются жизненной необходимостью для педагога и учителя, который не стоит на месте.
Современный учитель перестает быть единственным носителем знаний, и должен исполнять роль проводника в мире информации. Поэтому девизом современной школы должны стать слова: «Учить не для школы, а для жизни».
Информационные источники:
https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-mastier-klass-kak-forma-.html
Лупей Виктория Владиславовна
Фокина Лидия Петровна
Язенина Ольга Анатольевна
Фокина Лидия Петровна
Колышкина Елена Владимировна
Фокина Лидия Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фокина Лидия Петровна