Мастер-класс на тему «Пища для размышления»
МАСТЕР- КЛАСС «ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ»
Методическая разработка предназначена для демонстрации опыта применения метода проектов как одной из технологий деятельностного метода в преподавании химии.
Введение
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.
Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)
Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия .
В представленном мастер классе рассматриваются принципы применения метода проектов как одной из технологий деятельностного метода обучения в преподавании химии.
Методика проведения.
Методика проведения мастер - классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя.
Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Мастер-класс – чаще всего процесс двусторонний, и отношения выстраиваются «преподаватель - слушатель». Успешное освоение темы мастер - класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Темы и направления мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей, например:
обзор актуальных проблем в системе обучения предмету;
отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
инновационные моменты деятельности;
авторские программы, методы и их применение на практике.
Мастер-класс состоит из следующих этапов
1. Презентация педагогического опыта:
- кратко характеризуются принципы проектной деятельности на уроках химии;
- описываются типы и формы проектов;
2. Проведение имитационной игры:
- со слушателями проводится учебное занятие, демонстрирующее приемы работы со студентами;
- слушатели одновременно играют две роли: обучащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
3.Моделирование:
- преподаватели-слушатели, работая в группах, выполняют самостоятельную работу;
- преподаватель-мастер выступает в роли консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- совместно со слушателями проводит обсуждение результатов.
4. Рефлексия:
-проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
В ходе мастер-класса планируется показать, что использование метода проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.
Основная часть.
Тема: «Пища для размышления».
Цель: показать пример применения метода проектов как одной из деятельностных технологий обучения на уроке химии.
Задачи:
Образовательные:
формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;
сформировать представление принципы проектной деятельности, типах и формах проектов;
формирование навыков поиска информации в сети Интернет, умения её обрабатывать и применять.
Развивающие:
развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач;
развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;
Воспитательные:
формирование положительного отношения к знаниям;
воспитание мотивов учения, интереса и любознательности;
формирование межличностных отношений через работу в группах;
воспитание культуры выступления перед коллективом;
Здоровьесберегающие:
воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребности в ведении здорового образа жизни;
формирование знаний о составе пищевых продуктов.
Методические:
актуализация знаний о применении метода проектов одной из технологий деятельностного метода обучения;
демонстрация опыта педагогической работы.
Формируемые компетенции:
Информационная компетенция. Она выражается в умении самостоятельно систематизировать, оценивать и анализировать информацию, делать аргументированные выводы.
Коммуникативная компетенция. Выражается в умении самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (разного возраста, статуса, степени знакомства и др.), слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение.
Кооперативная компетенция. Выражается в умении осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера и в роли исполнителя; осуществлять коллективное подведение итогов
Проблемная компетенция - это готовность к решению проблем, выражается в умении самостоятельно выявлять проблему в ситуации избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; публично представлять результаты.
Форма проведения: Настоящий мастер класс проходит в форме имитационной игры, в которой учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
Оборудование:
мультимедийный проектор
экран
компьтер
Продолжительность занятия: 30 минут.
Конспект мастер – класса
1. Краткий рассказ о методе проектов как одном из основных современных активных инновационных методов обучения.
2. Мотивация.
Беседа с аудиторией по вопросам:
Как вы думаете, есть ли смысл в высказывании Гиппократа «Ты есть то, что ты ешь»?
Согласны ли вы с этим утверждением?
3. Актуализация.
Беседа по вопросам:
Зачем мы едим?
Что же такое разнообразная пища?
Что мы имеем в виду под термином «правильное питание»?
После высказываний аудитории, преподаватель рассказывает об основных принципах рационального питания.
4. Гипотеза или постановка проблемы.
Преподаватель предлагает высказать свое мнение по поводу высказывания «Искусственная пища: гуманно, удобно, полезно?»
5. Дополнительная информация.
6. Практическая часть.
Аудитория разбивается на 3 группы. Каждая группа получает задание и немного времени для его решения (5 – 7 минут). А затем представитель каждой группы проект с результатами работы, обобщением и выводами.
Задание для группы № 1:
Изучить историю возникновения и перспективы использования искусственной пищи.
1. Когда и где выпустили первый искусственный продукт?
2. Чем отличается синтетическая пища от искусственной?
3. Какой ученый в России проводил исследования по проблеме белковых искусственных продуктов? Какие основные направления этих исследований?
4. Что дало человечеству производство искусственных продуктов?
Нарисовать плакат-рекламу или подготовить устную презентацию о истории возникновения и перспективах использования искусственной пищи
Задание для группы №2:
Изучить положительные стороны использования искусственной пищи.
1. Экономическая целесообразность искусственной пищи.
2. Решение этических проблем с помощью использования искусственной пищи.
3. Использование в медицине.
Нарисовать плакат-рекламу или подготовить устную презентацию о пользе искусственной пищи.
Задание для группы№3:
Изучить негативное влияние искусственной пищи на организм человека
1. Как влияет искусственная пища на организм человека?
2. Как пищевые добавки изменяют продукты питания?
3. Есть ли недостатки у естественной пищи?
Нарисовать плакат-рекламу или подготовить устную презентацию о вреде искусственной пищи.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Список использованной литературы и источников.
Ширшина Н. В. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества. / ФГОС Методическая лаборатория. -Изд.: Учитель - 2013.-277с.
Митина, Н.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова / Молодой ученый. – 2013. - №1. – С. 345-349.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Естествознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень: в2 ч., ч. 2 / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, Н.И.Орещенко; под ред. И.Ю.Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013. – 141 с.
Матюхина З.П.Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии : учебник для нач. проф. образования / З.П.Матюхина.— 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с.
http://www.openclass.ru- сетевые образовательные сообщества. Дата обращения 19.01.2021.
http://festival.1september.ru -педагогический форум «Фестиваль «Открытый урок». Дата обращения 19.01.2021.
http://nsportal.ru/ -социальная сеть работников образования. Дата обращения 19.01.2021.