Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение Борисоглебского городского округа

Ульяновская средняя общеобразовательная школа

Анашкина Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7, 8 класса

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

«Каждый выбирает для себя…»

 

Цель: способствовать формированию осознанной жизненной позиции, уметь правильно расставлять жизненные приоритеты, воспитывать чувства патриотизма, толерантности, гражданской ответственности за происходящее в обществе.

Учитель: Сегодня наш разговор о выборе, о выборе, который каждый из вас делает постоянно. У вас впереди целая жизнь. В школе вы не всегда можете проявить самостоятельность: вас опекают родители, учителя. Но очень скоро вы должны будете решать не задачи из школьного учебника, а те проблемы, которые перед вами поставит жизнь. Тема нашего общения – выбор. Среди всех принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какой путь выбрать.

 

БЕСЕДА с классом:

Учитель: Ребята, как вы думаете:

- Что такое выбор?

- Что мы выбираем?

- Как мы выбираем?

- Чем руководствуемся, на что ориентируемся, делая выбор?

-Трудно ли сделать правильный выбор? Почему?

(Ученики отвечают, ответ аргументируют).

Учитель: Сама жизнь – это уже выбор. Какую жизнь выбрать? По какой дороге пойти? Задавали вы себе когда-нибудь такой вопрос?

Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День заднем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.

Детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далеко. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.

Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. А какими вы сами видите себя?

1 Ученик. « Эх, не та нынче молодёжь… » - эту фразу нам приходится слышать довольно часто. Многие взрослые с укоризной смотрят на подрастающую молодежь. «Мы были другие», - говорят они. И вот с этим не поспоришь. Но ведь другие – не обязательно хуже. Жизнь меняется – не могут не меняться люди. Сейчас есть эмо и готы, а раньше были хиппи. Принципиальной разницы ведь нету. Да и не это главное. Ведь сегодняшняя молодёжь и строит, и научные открытия совершает, и Родину защищает.

2 Ученик. Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, связанный с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему надо правильно понять, что происходит вокруг, разобраться, что хорошо, а что и не очень хорошо. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором. 3 Ученик. Так какие же мы, сегодняшняя молодёжь?

(Тренинг: ученикам предлагаются листочки с записанными «целями». Необходимо расположить эти цели в порядке значимости, ответ аргументировать).

Жить в достатке

Иметь хорошую семью

Получить хорошее образование

Открыть свой бизнес

Иметь свою квартиру

Устроиться на хорошую работу

Обеспечить будущее детям

Заработать много денег

Учитель:

Перед человеком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, а на некоторые мы постараемся ответить сейчас.

Я вам предлагаю фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов. (Тренинг: выбирают вопрос, формулируют его, дают аргументированный ответ).

Кем бы я…?

Что в жизни…?

Зачем людям…?

Какие качества…?

Как выбрать…?

Смогу ли я...?

Что для меня...?

 

Есть ли у меня...?

Чего бы я...?

Можно ли обойтись без…?

Как преодолеть...?

Что человеку...?

 

Учитель. Вы сами задали себе очень важные вопросы, дали на них ответы. А для чего каждому из вас необходимо задумываться о своем жизненном пути? Поиски ответов – путь не совершать ошибок.

Значит, одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения.

Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

 

Учитель: И мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни, чтобы, делая шаг, не оступиться.

 

УЧЁБА

семья

деньги

Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами:

 

работа

творчество

Признание, слава

 

карьера

 

благополучие

образование

 

здоровье

 

друзья

любовь

 

свобода

 

развлечения

успех

мир

 

(Ученики выполняют задание. Перед озвучиванием результатов прочитать стихотворение

Учитель: Поэтесса Вероника Тушнова писала:

Человек живет совсем немного -

Несколько десятков лет и зим,

Каждый час отмеривая строго

Сердцем человеческим своим.

 

Вопрос. Учитывали ли вы это, когда выбирали приоритеты на своем жизненном пути? Попробуем определить, какие же задачи стоят перед вами, исходя из этих приоритетов. (ответы учеников)

Учитель.

А я предлагаю вам прослушать отрывок из речи Питирима Сорокина.

«Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжелая. Сумеете ли вы выполнить ее? Сможете ли выдержать этот экзамен истории?..

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание… безошибочно указывающее, где Истина и где Заблуждение…

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжелому, упорному, умственному и физическому… Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого проживания жизни, а прежде всего – творец и созидатель…

Но мало и этого. Нужно запастись вам еще и другими ценностями. Мир – не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо, прежде всего всякий человек, – луч божественного, неприкосновенная святыня. Человек человеку – бог – вот что должно служить нашим девизом. Нарушение его, а тем более замена его противоположным заветом, заветом зверской борьбы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти и насилия не проходили никогда даром ни для победителя, ни для побежденных… Распиная других, мы распинаем себя…

Отправляясь в путь, запаситесь, далее, совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы…, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах.

Позволю обратить ваше внимание и еще на один факт: на семью. Вы… должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из жизненных испытаний. Но надеюсь, что «сим победивши».

Учитель. Какие задачи стоят перед молодёжью? (Ответы учеников, анализ прослушанного текста, выводы).

Произнесены эти слова были на торжественном собрании 21 февраля 1922 г в честь 103–й годовщины Петербургского университета). Сильно ли изменились задачи, которые общество ставит перед молодёжью?

Учитель. А сейчас мы рассмотрим и решим ситуации жизненного выбора.

Указатель « ТУДА – НЕ ТУДА»

( вывод делают ученики с учителем) – ситуация учит верить людям

Юноша и морские звезды.

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее и тихо произнес:

-Толк есть для этой морской звезды.

(вывод)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать Правила жизни великих людей и выбрать для себя самое главное. (ЧИТАЮТ ПО ОДНОМУ УЧЕНИКИ, ОЧЕНЬ КРАТКО ВМЕСТЕ КОММЕНТИРУЮТ)

Томас Джефферсон (американский философ, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):

1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делай против своей воли.

5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступай перед трудностями.

 

Константин Дмитриевич Ушинский (великий русский педагог):

Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.

Прямота в словах и поступках.

Обдуманность действий.

Решительность.

Не говорить о себе без нужды ни единого слова.

Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.

Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках (самому себе).

(Работа детей)

Учитель. Томас Джефферсон и Константин Дмитриевич Ушинский стали идеалом для многих людей. Каждый из вас задайте себе вопрос, а сможете ли вы стать идеалом для других.

Задание. А сейчас попробуем определить, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться. А поможет вам сделать правильный выбор детская песенка

( КАЖДОМУ РАЗДАТЬ, ОДИН ПРОЧИТАЕТ) СЛАЙД

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

 

Учитель. Выучись ходить – значит научись отличать плохое от хорошего.

(раздать листочки )

Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, зависть, правдивость, терпимость, милосердие.

Вычеркните качества, от которых нужно избавляться, аргументируя свой выбор.

Аргументированные ответы детей.

Учитель. Давайте посмотрим сценку и проанализируем поступки героев.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель.Вы заметили, что жестокость и милосердие всегда «соседствуют» друг с другом, образуя неразлучную пару. Как Добро и Зло, как Ум и Глупость, как Любовь и Ненависть, как и все другие нравственные категории. У вас нет мнения, почему так: одно не бывает без другого, и где заканчивается одно, начинается другое?

- Эти противоположные качества могут быть у одного и того же человека.

-Действительно, как поступать в тех или иных случаях, зависит только от самого человека!

Послушайте известную притчу о двух волках.

Ученик.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
«В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...»

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

 

Изучение основной проблемы

 

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

- Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

- Можно ли принудить человека быть добрым?

- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

 

Рефлексия.

- Что же мы выбрали к сегодняшнему дню? (ответы учеников по желанию)

Учитель. Сегодняшнее мероприятие мы завершим стихотворением «След».

Леонид Мартынов

СЛЕД

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

1945г.

 

Ребята, спасибо за сегодняшний разговор. Надеюсь, он вам понравился.

 

При подготовке мероприятия использованы картинки и музыка с сайтов:

http://www.oboihd.org

http://coral-master.at.ua

http://muzofon.com

http://ru.vseznajka.com.ua

http://www.facebook.com/permalink.php?story

http://vestnikk.ru/society/man-art/4484-cvety-zhizni-deti-i-cvety.html

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

АВТОРУ спасибо за материал.

27 January 2020