Мастер - класс рисование тополиным пухом «Ромашки для друга»
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного возраста и старше, педагогов, родителей и творческих людей.
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная, непрерывно - образовательная деятельность.
Планируемые результаты:
Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, мелкой моторики, экспериментирования, художественного вкуса и творческого воображения.
Обладание элементарными представлениями из области живой природы. Проявление детской любознательности, побуждение детей самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Развитие у детей освоения практических умений и навыков продуктивной деятельности (аппликации). Способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Актуальность темы
Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение, изменить взгляды человека на окружающее представление необычайно сложно. Основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Данный мастер класс позволит не только познакомить с новым видом аппликации, но и довести до сознания детей в ходе беседы, что лучше сделать подарок своими руками. Ребятишки хоть и малы, но уже понимают это. И знают, что надо беречь природу, нельзя рвать цветы.
Заготовка тополиного пуха.
Сбор тополиного пуха рекомендуется проводить в начале июня. Когда в серёжках тополя созревают коробочки, созревшие серёжки снимают прямо с дерева, затем их очищают, удаляя засохшие семена и чешуйки.
Собирать тополиный пух можно и с травы. Собранный пух надо хранить в небольших коробочках, целлофановых мешочках, конвертах.
Основные технологические приёмы.
Наложение. Этим способом добиваются различных теневых пере-ходов. Там, где должен быть светлый участок, пух наносят в несколько приёмов, накладывая один слой на другой.
Жгутик. Захваченный пух скатывается в жгутик, толщина которого зависит от количества взятого пуха. В процессе работы ворсинки вытаскиваются из кончика жгутика и равномерно выкладывают на фоне.
Последовательность выполнения аппликации из тополиного пуха.
1) Выбор сюжета;
2) Выполнение эскиза.
Принципы работы с тополиным пухом.
1) Пушинки накладываются на линии эскиза тонким слоем, а в местах, где надо усилить оттенки, густым. Первый тонкий слой тополиного пуха хорошо ложится, прочно закрепляется на бархатной бумаге. Последующие наложения пуха закрепляются труднее, и их надо с силой прижимать подушечкой пальца.
2) Бесформенная масса тополиного пуха бывает непослушной. Уложить пух в нужном направлении помогает расчёсывание и вытягивание его иглой.
3) Нанести пальцами на белые участки рисунка тонкий слой пуха. Направление ворсинок-пушинок выбирается в зависимости от тематики. Например, шерсть на голове животных и на туловище располагается по-разному: по кругу или сверху вниз. Так же и на стволе дерева и т д.
4) Щётка и игла помогут разровнять или процарапать тёмные линии рисунка.
5) Плотные белые линии делаются из жгутиков: скручивают из пуха пальцами и прижимают к фону. Точки, плотные круги сначала тоже формируют пальцами (скатывают в шарики, комочки) и только потом накладывают на фон.
6) Если на черную поверхность фона прилипли нежелательные пушинки, можно почистить зубной щеткой или влажным пальчиком.
7) Работы из тополиного пуха необходимо поместить под стекло с окантовкой или фоторамку. Работы под стеклом сохраняются долгие годы.
8) Самой главной особенностью тополиного пуха является то, что все детали закрепляются без клея. Эта технология аппликации доступна детям
Назначение: украшение интерьера, подарок.
Цель: развивать экологическое, эстетическое восприятие окружающего мира и художественное творчество детей через создания картины из природного материала своими руками.
Задачи:
- Познакомить с технологией рисования тополиным пухом по бархатной бумаге.
- Развивать у детей мелкую моторику рук.
- Воспитывать любовь к природе, усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Прививать навыки экологически грамотного поведения; учить понимать бережного отношения к растениям.
Предварительная работа: 1) Беседы о цветах, о правилах экологически грамотного поведения в природе.
2) Рассматривание фотографий, картинок, иллюстраций.
3) Продуктивная деятельность: Рисование – «Цветочная полянка», «Колокольчики», «На лугу». Лепка рыб. Конструирование из бумаги способом оригами «Цветы для мамочки», «Подснежники». Коллективная работа «Ваза с цветами».
4) Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Садовник», «Я знаю пять цветов».
Сюжетно-ролевые: «Цветочный магазин».
Творческие:
Словесные: «Отгадай загадку - покажи отгадку», «Кто больше подберет слов для описания цветка», «Найди причину».
5) Чтение, заучивание наизусть, пересказ:
А.К. Толстой «Колокольчики».
В. Катаев «Цветик-семицветик».
Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
Н. Сладков «Любитель цветов».
Ю. Мориц «Цветок».
М. Познананская «Одуванчик»
Е. Трутнева «Колокольчик».
Словарная работа: Аппликация, экология, ромашка.
Демонстрационный материал: Книги о цветах, иллюстративный материал, энциклопедии.
Материалы и оборудование:
1. Тополиный пух.
2. Черная бархатная бумага.
3. Белый карандаш или белый восковой мелок.
Техническое оснащение: Музыкальный центр.
Методы и приёмы: Информационно – рецептивный метод: рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. Словесный: беседа, рассказ, художественное слово (разгадывание загадок, чтение, заучивание наизусть, пересказ). Эвристический метод: пальчиковая гимнастика «Цветы».
Образовательные области:
Приоритетная: художественно-эстетическое развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Структура НОД:
I. Вводная часть - организационный момент.
1.1. Сюрпризный момент, приход Незнайки.
1.2 Беседа о правилах поведения в природе, бережном отношении к цветам.
Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру, начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет; элементарными представлениями из области живой природы. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
II. Основная часть
2.1. Показ и объяснения принципов работы педагогом детям.
2.2. Физминутка «Цветы».
2.3. Изготовление подарка для друга детьми.
Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.
III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности.
3.1. Рассматривание готовых работ.
Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.
Ход НОД:
I. Вводная часть
Дети стоят полукругом. Приходит Незнайка.
Педагог дополнительного образования: Ребята, а кто это к нам пожаловал?
Примерные ответы детей: Незнайка.
Незнайка: Ну да. Это я Незнайка. Привет ребятишки: девчонки и мальчишки (дети отвечают). Вот шёл я к своей подруге Кнопочке. Думаю, дайка я загляну к вам в садик. Давненько у вас не был. Давайте я вам загадаю загадки? Узнаем, какие вы все умненькие – разумненькие. (загадывает загадки. Приложение 1). А ещё у меня в рюкзаке есть интересные книжки о цветах. Хотите мы их с вами посмотрим? (ответы детей, рассматривают иллюстрации). Какие здесь на картинках красивые цветы. Нарву - ка я Кнопочке букет цветов в подарок. Девчонки же любят там всякие букетики?!
Примерные ответы детей: Нет, Незнайка, не надо рвать цветы. Если их сорвать, то они скора завянут. Цветы быстро погибнут.
Незнайка: Вот ещё. Не с пустыми же руками мне идти!
Педагог дополнительного образования: Ребята, как же поступить Незнайке?
Примерные ответы детей: Цветы можно нарисовать. Можно сделать способом оригами или аппликацией. Можно слепить.
Педагог дополнительного образования: Конечно, ребятки, вы правы. Можно сделать цветы своими руками. А я как раз знаю новый способ, как сделать аппликацию, используя тополиный пух. Хотите я вас научу.
Примерные ответы детей: Да, хотим. Очень хотим. И Незнайка с нами научится.
II.Основная часть
Педагог дополнительного образования: В начале разогреем пальчики. Сделаем физминутку «Цветы».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Природа является неисчерпаемым источником познания и творчества. Июнь, по городу летит тополиный пух…Можно считать его мусором, а можно - материалом для рисования: собрать, создать картину и удивить всех! Сам процесс работы над картиной из тополиного пуха развивает мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, так необходимые для обучения в школе!
Материалы и инструменты для нашей работы:. Пух тополя.
2. Черная бархатная бумага.
3. Белый карандаш или белый восковой мелок.
4. Трудолюбивые, умелые руки.
Ход работы
1) Объяснение педагога сопровождается показом.
Делаем набросок рисунка мелком восковым, белым карандашом или да же кусочком мыла.
2)
Затем начинаем рисовать тополиным пухом. Работа выполняется без клея. Пух держится, цепляясь за ворс.
Берем из коробочки небольшое количество пуха. Скатываем маленький кусочек пуха между большим и указательным пальцами. Прикрепляем на сердцевинку цветка. Вытягивая до необходимого размера.
3)
Цветок выполняем, вытягивая правой рукой пушинки из пучка, который держим в левой руке. Также прижимаем подушечками пальцев к бумаге.
При необходимости более яркого белого цвета, положить второй слой пуха.
4)
В конце нужно нарисовать стебелёк и листик. Для этого скатываем «ниточки» на ладошке, укладываем на стебелёк или листок и прижимаем подушечками пальцев.
Вот какая красота у меня получилась. А теперь и ты, Незнайка, в месте с ребятами приступай к работе.
Дети Самостоятельно выполняют работу под спокойную музыку. При необходимости педагог оказывает помощь.
III. Заключительная часть
- Вот и закончилась наша работа. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.
- Мне очень понравились ваши работы. Какие мы можем сделать выводы? Как нужно обращаться с цветами? Как нужно вести себя в природе?
Незнайка: Спасибо вам всем. Побегу скорее к Кнопочке. Хочется её побыстрее обрадовать, подарить свой цветочек. До свидания, ребятки. До новых встреч. (дети прощаются)
Дети с удовольствием рассматривают творение своих рук и делятся впечатлениями о проделанной работе с родителями, друзьями, родственниками. Все в восторге!
Анализ проведённого мастер класса позволил сделать следующие выводы:
Участие в мастер классе стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средство выражения и развития творческих способностей. Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Список источников информации
1. БИБЛИОТЕКА МАТЕРИАЛОВ сайта инфоурок Голдобиной Елены Николаевны
Ирина Анатольевна