12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьмина Вера Михайловна39

Мастер- класс «Сады геометрии» - интегрированное занятие (математика и технология) внеурочной деятельности «Школа Пифагора» для учащихся 7 класса

учитель математики Кузьмина Вера Михайловна

учитель технологии Гричуха Светлана Викторовна

МБОУ Школа №53 г.о. Самара



Воспитание подрастающего поколения всегда волновало общество. Эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку нарастают негативные явления: бездуховность, рост подростковой преступности, низкий уровень физического и духовного здоровья детей и молодежи, снижение общей культуры подрастающего поколения и конечно, велик запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума. Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, формировать общеучебные универсальные действия, формировать мировоззрение ученика, отношение к науке, интерес к познанию окружающего мира. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

«… три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Н. Г. Чернышевский

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию проявляются: в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей; духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства).

Математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика»[2]. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность, последовательность, структуированность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается. Скажите, кто назвал эту науку математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью.

Статую красит вид, а человека – деяние его.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.

Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на огромное значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей: «Особенно сильное влияние на формирование личности, оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду...» [9].

Интегрированное занятие (математика и технология) внеурочной деятельности «Сады геометрии».

Цель: формирование метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся при изучении новых фигур.

Задачи: познакомить с историей открытия флексагонов; рассмотреть виды флексагонов, соотношения между элементами (сторонами и углами) данных фигур; области применения; построить модель флексагона своими руками.

Флексагоны это многоугольники, сложенные из полос бумаги прямоугольной или же более сложной, изогнутой формы, которые обладают необычным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу. Флексагон (от англ. to flex, что означает, «складываться, гнуться»), т.е. флексагон гнущийся многоугольник. Он обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет. Флексагоны и флексоры применяются как средство математического развития школьников. Это один из перспективных подходов к математическому развитию ребенка. Являясь ориентацией на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мысленных моделей. Флексагоны, как средство математического моделирования, имеют следующие отличительные черты: 1) экономичность: для изготовления флексагонов нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм; 2) доступность: при минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует флексагоны по готовой развертке; 3) многоплановый развивающий характер: флексагоны и флексоры способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения; при специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для школьников.



t1596612116aa.png

Интегрированные уроки – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей [8].



Список использованных ресурсов:

1. Высказывание А.В.Луначарского http://ariosto.ru/a-v-lunacharskij-4.html

2. Высказывания про математику и математиков http://bars- minsk.narod.ru/tells.html

3. Высказывание Н.Г. Чернышевского http://www.xserver.ru/user/duhch/1.shtml

4. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1964

5. Кудина О,Н. Образ русского учителя. http://www.verav.ru/common/mpublic.php ?num=445

6. Савельева Ф.Н. Вера в науку http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36154.php

7. Сенникова Н.В. Пифагор. Жизнь – легенда. http://www.it-n.ru/communities.aspx ?cat_no=69571&d_no=155061&ext=Attachment.aspx?Id=58398

8. Сорокина Н.Н. Почему нельзя жить без математики. Первый урок алгебры и математического анализа в 11 классе http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=47892

9. Фейлер Е. В., Коконова Е. А. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изготовление подарков на уроках технологии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 872-874. — URL https://moluch.ru/archive/102/23293/ (дата обращения: 22.01.2019).

http://www1.ege.edu.ru/content/view/641





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.