Мастер класс «Семья слов» (Русский язык, 3 класс)
Технологическая карта
учителя начальных классов
МКОУ СОШ СП Верхний Акбаш Пшуковой Риммы Сафарбиевы
Предмет | Русский язык | ||||
Класс | 3 класс | ||||
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. | ||||
Тема урока | Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок) | ||||
Форма проведения | Мастер класс | ||||
Тип урока | Закрепление и отработка навыков решения учебных задач. | ||||
Современные образовательные технологии : | проблемное обучение, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. | ||||
Методы обучения: | проектно-исследовательская деятельность, наглядно- иллюстративный , частично-поисковый мет , методы стимулирования к обучению, контроль и самоконтроль, | ||||
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная. | ||||
Оборудование | Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Компьютер, проектор, интерактивная доска. Толковый словарь, орфографический словарь. | ||||
Дидактическая цель | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. | ||||
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.; Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проводить разбор слов по составу Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. формировать орфографическую зоркость; работать с толковым и орфографическим словарями | 1.Регулятивные осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах; уметь договариваться в паре, группе в ходе работы над заданием; учиться оценивать свои достижения в работе над проектом; учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; 2.Познавательные пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами. выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 3.Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. -личностное самоопределение (осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
1.Организационный момент. Эмонациональный настрой | Здравствуйте, ребята! На урок пришли вы в класс, Настроение как у вас? Вам сегодня предстоит На вопросы отвечать И проекты защищать. В группах будем заниматься, И, конечно, все стараться. Приготовились? Тогда, в добрый путь Вам всем, друзья. - Я тоже желаю вам успехов и достижения поставленных целей целей. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. | Приветствуют учителя, гостей. Мы рады приветствовать вас в нашем классе Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень тепло проверяют свою готовность к занятию | Личностные: самоопределение | ||||||||
2. Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) Самоопределение к деятельности. | Посмотрите на экран и разгадайте слово. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре 7 добавлю «Я» - Что получится … (семья) слайд №2 - что для вас значит слово семья? - где еще встречается понятие семья? - как думаете, а почему на уроке русского языка мы стали говорить о «семье»? ( ответы детей) -зачем нам нужно уметь подбирать однокоренные слова, разбирать их по составу? А сейчас попробуйте догадаться о «семье» какого слова пойдет речь? Речь пойдет о семье слов. . В семье живут родственники. А в русском языке общая часть родственных слов называется корнем А в русском языке общая часть родственных слов называется корнем 2.Звуко - буквенный разбор слова семья Семья- 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласных, 2 согласных. 3. . Минутка чистописания Сс Ссс Семья, семьянин, семейка, семейный. Как объясните слово семьянин? -Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова). - Где еще встречается понятие семья? ( В корях слов) Показ сценки « Спор корней» - Попробуйте объяснить, о чём у нас с вами будет разговор на уроке? - Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает увиденную презентацию. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями - Возьмите конверт №1. | Учащиеся отгадывают загадку, ребус, говорят, как понимают, что такое семья, делятся опытом о том , что в природе тоже есть семьи ( семья пчел, муравейник, семья лис, волков и т.д.) Семьянин - человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье
1.Сценка) Однажды встретились корень куста и корень слова. - Здравствуй, я корень, а ты кто? - Я тоже корень. - Я в земле живу. А ты где живёшь? - А я в словах живу. - Ну как же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. - Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть! - А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя! Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно! | Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. | ||||||||
Повторение и систематизация знаний | (Е. Измайлов «Как растут слова») Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом, А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном - Что это за слова? Как они относятся к теме урока? - Я считаю, что все они родственники! А как вы думаете? Запись слов в тетрадь. Разбор по составу. Работа с буклетом. Расположить слова соответственно схемы. Чтение загадок о воде (речь о воде в разных ее состояниях.) Скажите, пожалуйста, в каких малых жанрах устного народного творчества есть упоминания о воде. | Работа в группе. Дети читают слова. Выделяют однокоренные слова) ( корень одинаковый, но они не близки по смыслу, отодвигают). Остальные слова- родственные: (одинаковый корень и близкие по смыслу слова. Пишут в тетради слова. Взаимопроверка и работа в буклете ( наклеивают слова) Это родственные слова. У нас получилось целая семья однокоренных слов. Приложение №1. Дети работают с загадками, разгадывают, отгадки записывают в тетрадь (приложение 1) Дети определяют, что речь о воде в разных ее состояниях. Работа в группе, дети обсуждают вопрос и приходят к мнению, что во мноих жанрах есть упоминание о воде: пословицы, поговорки, потешки, песни) | Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять, корректировать и оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. | ||||||||
Защита проектов. | - Ребята, в озере Сложных слов живет водяной Водокрут. Он с утра был очень крут. Все пословицы закрутил, разорвал И по озеру их разбросал. А потом успокоился и решил поиграть с вами в игру «Вершки и корешки» - Как думаете, что нам предстоит сделать? Молодцы, вы все пословицы собрали правильно, а что дальше мы с ними будем делать? | Проект №1 Кода мы изучали раздел «Устное народное творчество», мне очень понравилось читать небылицы, потешки. Мы решили, что надо найти потешки о воде, если они есть, записать их и, может быть, даже составить книжечку для одноклассников. Оказалось, что русский народ придумал очень много потешек со словом вода, да и многие детские писатели тоже часто говорят в своих стихах про пользу воды. Мы хотим прочитать некоторые из них. Приложение №2. - в пословицах русского народа тоже часто встречается слово вода. Например: - Под лежачий камень и вода не течёт. - Правда в огне не горит, и в воде не тонет. - Хлеб батюшка, водица матушка. - Дурака учить, что в воде писать. - Думаем, что вершки это начало пословицы, а корешки – конец. (собирают пословицы) Конверт №2
- Давайте их поместим в наш буклет. (наклеивают на страничку буклета | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||||||||
Физминутка. | | | | ||||||||
| Работа с листом оценивания (отмечают выполненные пункты плана, читают следующий) -,ты нам рассказала все о «живой» воде, а что ты знаешь о «мертвой» воде? (проблема на будущее, продолжение исследования) Работа с листом оценивания. - Ребята, сумели ли мы применить все свои знания, для того чтобы у нас получился буклет «Семья слов»? Подсчитайте баллы, которые вы набрали, работая над проектом и поставьте себе отметку (критерии на доске). | Проект №2. - Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение. Приложение №4. Проект№ 3 Приложение №5. Приложение №6. 0 | | ||||||||
Итог урока. Рефлексия. | Наш урок подошел к концу. Так давайте же покажем нашим гостям, какой у нас получился замечательный буклет. Мишень. А сейчас ребята мы как сказочные герои возьмем стрелы в руки и выстрелим в мишень. Заключительный слайд. Прочитать. | Дети представляют готовый продукт работы над проектом и зачитывают свои стихи и рассказы о воде. Приложение №6. | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. |
Приложение №1.
Утром бусы засверкали, Ищем, ищем - не найдём. (роса) | Шумит он в поле и саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь) |
На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град) | Над рекой, над долиной |
Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) | Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) |
Приложение №2.
От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! (Катя) умывается, Солнцу улыбается! | Знаем, знаем, да-да-да, Где тут плещется вода. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошки, По-нем-нож-ку, Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей. |
Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода. | Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке. |
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки глядели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Пришел медведь ко броду — бултых в воду. |
Дорогие мои дети! Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно, какой водою: Кипяченой, ключевой. Из реки иль из колодца, Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. | От водички, от водицы |
Приложение №3.
Не плюй в колодец, | случится водицы напиться! |
Лучше хлеб с водой, | чем пирог с бедой. |
Под лежачий камень | вода не течет. |
Не зная броду – | не лезь в воду. |
Приложение №4.
- А мне было интересно, есть ли фразеолоизмы о воде и понимаем ли мы значение этих устойчивых выражений? Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Прослушайте стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение.
Как работают слова
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».
В.Суслова
Приложение №5.
Когда мы начали работать над проектом, я захотела выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером волке», - мы читали их на уроках чтения.
Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос и вот какие результаты получились.
На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода
Больше всего отметили сказки, которые знакомы с детства. Я решила спросить об этом у учеников нашей школы. Оказалось что из 25 человек:
- 11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7 человек – «Иван-царевич и серый волк»
1 человек – Марья Моревна
1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку, вместе с библиотекарем мы нашли очень много сказок, где сказочным героям помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим удовольствием их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода кусочки собирает как в сказке «Иван и Чудо-Юдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ передал потомкам свою мечту о победе добра над злом. По древнерусским поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на праздник Купала, летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще лучше выкупаться. Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте и холоде.
Свой список я помещаю в наш буклет.
И все таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета. Оказалось получить «живую» воду даже в домашних условиях можно и это совсем не трудно.(описание опыта. А также из книги я узнала о том, что вода хорошо запоминает информациюи плохую, и хорошую, а потом передает ее нам. Если вода слышала хорошие, добрые слова- такая вода будет «живая», а если кто-то ругался, обзывался, то такая вода будет больной и ее лучше не пить.
Сказки говорят, что есть вода живая и мертвая. Все мы знаем с детства, что сказки – это истории, в которые люди перестали верить… Но есть в России такие места, где чудеса описанные в народном фольклоре живы до сих пор. Приложение №7.