12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пшукова Римма Сафарбиевна19

Технологическая карта

учителя начальных классов

МКОУ СОШ СП Верхний Акбаш Пшуковой Риммы Сафарбиевы


Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)

Форма проведения

Мастер класс

Тип урока

Закрепление и отработка навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

проблемное обучение, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные.

Методы обучения:

проектно-исследовательская деятельность, наглядно- иллюстративный , частично-поисковый мет , методы стимулирования к обучению, контроль и самоконтроль,

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Толковый словарь, орфографический словарь.


Дидактическая цель

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.; Обсуждать алгоритм разбора слов по составу,

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Проводить разбор слов по составу

Уметь работать над проектом.

Анализировать модели разбора слова по составу и под­бирать слова по этим моделям.

формировать орфографическую зоркость;

работать с толковым и орфографическим словарями


1.Регулятивные

осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;

уметь договариваться в паре, группе в ходе работы над заданием;

учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

2.Познавательные

пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;

строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

(осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Эмонациональный настрой


Здравствуйте, ребята! На урок пришли вы в класс,

Настроение как у вас?

Вам сегодня предстоит

На вопросы отвечать

И проекты защищать.

В группах будем заниматься,

И, конечно, все стараться.

Приготовились?

Тогда, в добрый путь

Вам всем, друзья.



- Я тоже желаю вам успехов и достижения поставленных целей целей.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.


Приветствуют учителя, гостей. Мы рады приветствовать вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло проверяют свою готовность к занятию

Личностные: самоопределение


2. Предпроектный

этап (вхождение в проектную деятельность)


Самоопределение к деятельности.


Посмотрите на экран и разгадайте слово.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре 7 добавлю «Я» -

Что получится … (семья) слайд №2

- что для вас значит слово семья?

- где еще встречается понятие семья?

- как думаете, а почему на уроке русского языка мы стали говорить о «семье»? ( ответы детей)

-зачем нам нужно уметь подбирать однокоренные слова, разбирать их по составу?

А сейчас попробуйте догадаться о «семье» какого слова пойдет речь? Речь пойдет о семье слов. . В семье живут родственники. А в русском языке общая часть родственных слов называется корнем

А в русском языке общая часть родственных слов называется корнем



2.Звуко - буквенный разбор слова семья

Семья- 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласных, 2 согласных.

3. . Минутка чистописания

Сс Ссс

Семья, семьянин, семейка, семейный.

Как объясните слово семьянин?

-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).

- Где еще встречается понятие семья? ( В корях слов)

Показ сценки « Спор корней»



- Попробуйте объяснить, о чём у нас с вами будет разговор на уроке?

- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает увиденную презентацию. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями

















- Возьмите конверт №1.






Учащиеся отгадывают загадку, ребус, говорят, как понимают, что такое семья, делятся опытом о том , что в природе тоже есть семьи ( семья пчел, муравейник, семья лис, волков и т.д.)































Семьянин - человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье

1.Сценка) Однажды встретились корень куста и корень слова.

- Здравствуй, я корень, а ты кто?

- Я тоже корень.

- Я в земле живу. А ты где живёшь?

- А я в словах живу.

- Ну как же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!








Познавательные УУД

Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез


Регулятивные УУД

Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности на уроке.
















Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

Повторение и систематизация знаний

(Е. Измайлов «Как растут слова»)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном


- Что это за слова? Как они относятся к теме урока?

- Я считаю, что все они родственники! А как вы думаете?



Запись слов в тетрадь. Разбор по составу.




Работа с буклетом. Расположить слова соответственно схемы.


Чтение загадок о воде


(речь о воде в разных ее состояниях.)


Скажите, пожалуйста, в каких малых жанрах устного народного творчества есть упоминания о воде.



Работа в группе. Дети читают слова. Выделяют однокоренные слова)

( корень одинаковый, но они не близки по смыслу, отодвигают). Остальные слова- родственные: (одинаковый корень и близкие по смыслу слова.


Пишут в тетради слова.

Взаимопроверка и работа в буклете ( наклеивают слова)



Это родственные слова. У нас получилось целая семья однокоренных слов.










Приложение №1.


Дети работают с загадками, разгадывают, отгадки записывают в тетрадь (приложение 1)

Дети определяют, что речь о воде в разных ее состояниях.


Работа в группе, дети обсуждают вопрос и приходят к мнению, что во мноих жанрах есть упоминание о воде: пословицы, поговорки, потешки, песни)



Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять, корректировать и оценивать результаты своей деятельности.


Познавательные УУД

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.




Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.


Защита проектов.

































































- Ребята, в озере Сложных слов живет водяной Водокрут.

Он с утра был очень крут.

Все пословицы закрутил, разорвал

И по озеру их разбросал.

А потом успокоился и решил поиграть с вами в игру «Вершки и корешки»

- Как думаете, что нам предстоит сделать?



Молодцы, вы все пословицы собрали правильно, а что дальше мы с ними будем делать?


Проект №1

Кода мы изучали раздел «Устное народное творчество», мне очень понравилось читать небылицы, потешки. Мы решили, что надо найти потешки о воде, если они есть, записать их и, может быть, даже составить книжечку для одноклассников. Оказалось, что русский народ придумал очень много потешек со словом вода, да и многие детские писатели тоже часто говорят в своих стихах про пользу воды. Мы хотим прочитать некоторые из них.


Приложение №2.


- в пословицах русского народа тоже часто встречается слово вода. Например:

- Под лежачий камень и вода не течёт.

- Правда в огне не горит, и в воде не тонет.

- Хлеб батюшка, водица матушка.

- Дурака учить, что в воде писать.

- Думаем, что вершки это начало пословицы, а корешки – конец. (собирают пословицы)

Конверт №2


Не плюй в колодец,

случится водицы напиться!

Лучше хлеб с водой,

чем пирог с бедой.

Под лежачий камень

вода не течет.

Не зная броду –

не лезь в воду.


- Давайте их поместим в наш буклет.

(наклеивают на страничку буклета

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Физминутка.












Работа с листом оценивания (отмечают выполненные пункты плана, читают следующий)






-,ты нам рассказала все о «живой» воде, а что ты знаешь о «мертвой» воде? (проблема на будущее, продолжение исследования)


Работа с листом оценивания.

- Ребята, сумели ли мы применить все свои знания, для того чтобы у нас получился буклет «Семья слов»?

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, работая над проектом и поставьте себе отметку (критерии на доске).




Проект №2.

- Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей.

Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение.

Приложение №4.





Проект№ 3

Приложение №5.



Приложение №6.


0


Итог урока.

Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Так давайте же покажем нашим гостям, какой у нас получился замечательный буклет.


Мишень.

А сейчас ребята мы как сказочные герои возьмем стрелы в руки и выстрелим в мишень.

Заключительный слайд. Прочитать.

Дети представляют готовый продукт работы над проектом и зачитывают свои стихи и рассказы о воде.

Приложение №6.

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.













Приложение №1.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (роса)


Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.            (Дождь)

На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град)


Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина
(Туман)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.           (Иней)



Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.        (Снег)


Приложение №2.

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

(Катя) умывается,

Солнцу улыбается!


Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пришел медведь ко броду — бултых в воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:

Кипяченой, ключевой.

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою, После сна и перед сном.

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даня умывается,
Солнцу улыбается!











Приложение №3.

Не плюй в колодец,

случится водицы напиться!

Лучше хлеб с водой,

чем пирог с бедой.

Под лежачий камень

вода не течет.

Не зная броду –

не лезь в воду.



Приложение №4.

- А мне было интересно, есть ли фразеолоизмы о воде и понимаем ли мы значение этих устойчивых выражений? Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Прослушайте стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение.

Как работают слова

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж
немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой
«сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди:
«Как с гуся вода!»

Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе?
«Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол,
«воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«
Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол,
«воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

В.Суслова



Приложение №5.

Когда мы начали работать над проектом, я захотела выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером волке», - мы читали их на уроках чтения.

Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос и вот какие результаты получились.

На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода

Больше всего отметили сказки, которые знакомы с детства. Я решила спросить об этом у учеников нашей школы. Оказалось что из 25 человек:

- 11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7 человек – «Иван-царевич и серый волк»

1 человек – Марья Моревна

1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку, вместе с библиотекарем мы нашли очень много сказок, где сказочным героям помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим удовольствием их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода кусочки собирает как в сказке «Иван и Чудо-Юдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ передал потомкам свою мечту о победе добра над злом. По древнерусским поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на праздник Купала, летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще лучше выкупаться. Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте и холоде.

Свой список я помещаю в наш буклет.




И все таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета. Оказалось получить «живую» воду даже в домашних условиях можно и это совсем не трудно.(описание опыта. А также из книги я узнала о том, что вода хорошо запоминает информациюи плохую, и хорошую, а потом передает ее нам. Если вода слышала хорошие, добрые слова- такая вода будет «живая», а если кто-то ругался, обзывался, то такая вода будет больной и ее лучше не пить.

Сказки говорят, что есть вода живая и мертвая. Все мы знаем с детства, что сказки – это истории, в которые люди перестали верить… Но есть в России такие места, где чудеса описанные в народном фольклоре живы до сих пор. Приложение №7.

t1578563430aa.jpg















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.