Мастер – класс «Шаги к вершинам мастерства через технологию «Обратный дизайн (backward design)»

0
0
Материал опубликован 25 March

Мастер – класс «Шаги к вершинам мастерства через технологию «Обратный дизайн (backward design)»

Керн Маргарита Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Цель: ознакомление с методами и  приёмами «обратного дизайна»

Задачи:

расширить понятие об «обратном дизайне»;

показать методы и приемы технологии «Обратный дизайн» в своей практической работе на уроках.

Сообщение темы мастер-класса

Добрый день уважаемые члены жюри, -фокус –группа, коллеги. Разрешите представиться, меня зовут Керн Маргарита Алексеевна, учитель русского языка и литературы.

Обратный дизайн — (backward design) - модель педагогического дизайна, в котором построение программы или траектории идет от ожидаемого результата. На основе желаемого результата выстраиваются критерии оценки, которые в свою очередь определяют материалы, занятия, практику и прочие активности на уроках.

Изучая проблему формирования регулятивных УУД на уроках,я задумалась какие же методы и приемы применить, чтобы разрешить сложившиеся проблемы? Что должно быть на моих уроках? Какие технологии использовать так, чтобы они помогли учащимся. Поэтому я и обратилась к технологии «обратный дизайн» и на своем мастер – классе хотела показать на практике методы и приемы.

И мы с Вами сегодня совершим экспедицию к вершине горы, добиваясь результата. Далеко отправляться не будем, предлагаю совершить восхождение на гору Народную, которая находится на границе Ханты-Мансийского автономного округа и республики Коми.

- Посмотрите внимательно на картинки, представленные на презентации что общего между ними? Что их объединяет? (Демонстрация картинок, гора, треугольник и пирамида).

- Действительно все эти картинки объединяет то, что у них есть вершина. Что же такое вершина?Это высшая точка или самая высокая часть какого-либо поднятия, и я бы хотела показать на своем мастер- классе способы достижения этой точки, то есть достижения результата с помощью методов и приемов «обратного дизайна».

Тема мастер – класса «Шаги к вершинам мастерства через «обратный дизайн».

Как же нам понять, как легче достигнуть результата? Я предлагаю сделать с помощью сравнения традиционного урока и урока с применением методов и приемов «обратного дизайна».Две группы традиционный и «обратный дизайн»

Предположим, мы проектируем курс для альпинистов. Ключевой результат — успешное восхождение на Эверест. Учащимся нужно добраться до вершины целыми и невредимыми, верным маршрутом и за определённое время. Это и будут показатели того, что учащиеся всему научились.

И мы с вами на пути к вершине сделаем три шага.

Три шага в модели обратного дизайна:

1. Сформулируем образовательные результаты;

2. Подберем инструменты измерения или оценки результата;

3. Составим план программы.


Практическая часть (Работа в группах)

1. Первый шаг - Формулируем образовательные результаты. Ментальная карта.

Давайте с вами сделаем первый шаг, определив, что же такое образовательный результат?

Ваша задача составить схему понятий и ментальную карту к слову образовательный результати оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.Группа традиционного урока создает схему, группа обратного дизайна создает ментальную карту.

Вывод сравнить. Конечно, очень важно корректно определить требуемые образовательные результаты. Они должны быть:

конкретными: сформулирован точный результат, который должен получить учащийся;

достижимыми: ученик может прийти к этому результату по итогам обучения;

измеримыми: степень освоения новых знаний и навыков можно оценить.

Работа с залом. Как добиться результата? На этот вопрос пытались ответить многие известные личности, достигшие успеха. И вашему вниманию я предлагаю 4 высказывания о результате.Выделите в их словах «зёрна» успешности.

Цитаты известных людей о результате

Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов. Альберт Эйнштейн

Лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен. Аристотель

Интеллект определяется не пройденным путём, а результатом. Гарри Каспаров

Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и к отысканию новой, более сложной, и нет никакой нужды еще усиливать эти естественные стимулы похвалою, отличием или какою-либо наградой, — это может только повредить ребенку. Петр Францевич Лесгафт.

В итоге у нас получится определение, что такое результат.

Проверка работы групп.

Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа комментирует свою работу). Молодцы, спасибо

- Вот видите, сколько значений имеет понятие «образовательный результат». Давайте сравним эти два плаката.

Какой из этих плакатов лучше воспринимается детьми, где есть зацепка, с помощью которой мы можем прикрепиться к нашей горе.

Мы видим, лучше воспринимается ментальная карта, так как это своего рода инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальные карты – это наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

Таким образом, мы сделали первый шаг к нашей вершине – сформулировали образовательные результаты. Давайте отметим этот шаг флажком. И каждая фокус – группа получает флажок.

Второй шаг- Подбираем инструменты измерения или оценки результата. Составление трекера.

- Продолжаем работу в группах. Ответим на вопрос, прослушав аудио, группа традиционного урока отвечает на тест, группа «обратного дизайна» на трекер.

Ваша задача ответить на вопрос что такой успешный результат? Параллельно с прослушиванием аудио, выполняем задания.

Каждое заполнение такой сетки заставляет взглянуть на уже проделанную работу, осознать, насколько далеко вы продвинулись и, возможно, похвалить себя за целеустремленность. Трекер все время находится перед глазами. Необходимость поставить очередную галочку может стать хорошим стимулом сделать следующий шаг, даже если воля иссякла

Мы совершили второй шаг к нашей вершине – подобрали инструмент измерения -трекер и тест. На самом деле инструментовизмерения в обратном дизайне множество - это и чек –лист и матрица влияния. Подбираем мы их в зависимостиот образовательных результатов.

Давайте сравним трекер и тест. Психологический барьер у учащихся возникает при выполнения теста, это и ОГЭ и ЕГЭ, и самостоятельная работа, если заменить его на трекер учащиеся выполняют более охотно, их завлекает работа с трекером.

Давайте на горе обозначим следующий шаг, фокус –группы получают флажки.

Третий шаг - Составляем план программы.

Storyboards. Система оценки включает оценку достижения планируемых результатов.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. развить мотив достижения результата.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть притчу и задуматься над её смыслом. Пока слушают притчу, группы выполняют задание по ней. Первая группа отвечает на вопросы по тексту, вторая группа составляет сторибордс.

В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу. Наша задача, как педагога, научить детей видеть результат, двигаться к нему, планировать и действовать.


Давайте сравним две работы фокус - групп. Группа традиционного урока работала с текстом, отвечая на вопросы, группа обратного дизайна делалисторибордс по тексту. Давайте посмотрим на эти работы, обсудим и сделаем вывод.

С чем легче работать, отвечая на вопросы по тексту?

Конечно, легче работать с иллюстрациями, так как визуализация это важно. Она формирует читательскую грамотность, функциональную грамотность, навыки креативного и критического мышления, способность к коммуникации и коллаборации.

Вывод: Задания такого плана будут полезны для занятий с группой учеников-школьников, так как:

-помогут поддерживать мотивацию учеников, ведь креативные задания школьники всегда выполняют охотно

-дадут школьникам опыт работы в команде.

Давйте определим следующий шаг на горе. Флажки. Мы совершили следующий шаг, благодаря данному приему, мы увидели, как легче спланировать работу, благодаря сторибордсу.

Крепим работу на гору

Вот мы и на вершине нашей горы. Мы прошли все шаги, достигли результат. Но шли мы разными путями, какой группе было комфортнее и интереснее ответ очевиден.

Действительно методы и приемы «обратного дизайна» помогают достичь успеха как детям, так и учителям. Так как данные методы работают именно на результат, они более цепляют учащихся как на горе, так и на уроке.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.