Мастер-класс с фотографиями «Вепсская кормилка»
Тема: |
Мастер - класс Изготовление куклы |
« Вепсская кормилка»
2017
Ковернино
Тема: Изготовление куклы « Вепсская кормилка ( капустка, рванка )»
Цели: систематизировать сведения о народной кукле; научить изготавливать вепсскую куклу.
Задачи:
научить основным технологическим приемам изготовления вепсской куклы, закрепить полученные знания и умения на практике;
развивать внимание, память, мелкую моторику рук;
воспитать интерес к народному искусству, в частичности к изготовлению кукол из ткани;
научить подбирать материалы для изготовления костюма куклы;
воспитать творческое отношение к выполняемой работе.
Профиль: история и общество, различение и досуг.
Оборудование: образцы народных и современных кукол, иллюстрации, фотографии с изображением русского народного костюма; материал для работы : лоскуты белой и набивной ткани 20х20 см для туловища куклы и костюма, нитки для перевязывания , тесьма, кружево, бусины, бисер для украшения , вата для набивки , ножницы .
1.Теоретическая часть.
Вепсская кукла - кукла, которая сопровождала ребенка с раннего детства и до тех пор, пока не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему ? Так делалось для того, чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая».Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы «согреть»ее. После рождения ребенка кукла висела над люлькой, охраняя малыша от «порчи».Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Делала эту куколку девушка, ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
Такую куклу мастерили в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка , Капустка , в Сибири- Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей) и связывания деталей куклы.
2. Практическая работа.
Понадобится 1 лоскут белой ткани (примерно20х20см )-для основы куклы;
3 лоскута цветной ткани (также 20х20см)для передней (груди)и задней (спины) части сарафана;
1 лоскут ткани (примерно 15х15см)для платка;
1 лоскут в тон к платку для фартука(примерно15х15см);
ленточка для повязывания на голову кукле ;
поясок, сплетенный из 3 ниток в виде косички (длина около60- 70см);
нитки белые и в тон к сарафану;
вата или другой набивной материал (синтепон или мягкая ткань).
1.Скатать три шарика из ваты. Один чуть больший положить на белый лоскут, два поменьше - на цветные лоскуты по середине.
2. Сложить все три лоскутка по диагонали
З.Обмотать нитками. Получатся голова и груди
6. Приложить на «грудь» цветные лоскутки с шариками и примотать нитками:
7. Третий цветной лоскуток сложить по диагонали и подвернуть углы на манер самолётика. Это задняя часть сарафана.
8. Примотать к «спине» куклы заднюю часть сарафана:
9. Приложить и примотать фартук сплетенным ранее поясом. Концы пояса перекинуть через груди и крест - накрест через спину.
10. Голову обернуть ленточкой и завязать на узел сзади. Покрыть голову платком, завязывая его сзади на двойной узел:
З.Заключение.
Почему куклу делали из старых вещей, причем без использования ножниц и иглы ?
-Уважаемыерукодельницы, чем мы сегодня занимались?
Нужно ли нам это в жизни ? Зачем?
-Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол ?
Используемая литература:
От истоков к современности - автор составитель Т.В. Г етманская.- Волгоград: Учитель,2015. - 89с.
Молотобарова.О.С. Кружок изготовления игрушек сувениров/ О.С. Молотобарова. - М. : Просвешение, 1990.
Детям о традиции народного мастерства : учебно - метод. Пособие/ под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Владос, 2001.
Акатова Ирина Анатольевна