Мастер-класс «Речевая копилка»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации города Орла
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 95 города Орла
302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4
Мастер-класс
«Речевая копилка»
учитель-логопед первой квалификационной категории
Иванова М.К.
Орел, 2019
Цель мастер-класса – создание условий для речевого развития старших дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Форма проведения: практикум с применением игротренинга.
Оборудование: презентация по теме «Речевая копилка»
Предварительная работа: изготовление приглашений на собрание родителей, разработка памяток для родителей.
План проведения:
1.Вступительная часть
2. Возможные ошибки
3. Пример игровой беседы
4. Игротренинг «Развиваем связную речь ребенка»
5. Заключительная часть
Ход мероприятия
1. Учитель-логопед. Уважаемые родители! Сегодня в рамках работы родительского клуба «Территория детства» познакомимся с речевыми играми, которые помогут вашему ребенку в овладении грамотной речью. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
2.Учитель-логопед. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, , на примере которой формируется его собственная речь. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: вОду, а не водУ». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обогащать словарь ребенка можно по дороге в сад или домой, на прогулке, в саду, на кухне. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. Даже если вас пугает сложность названий тех или иных предметов, всё равно почаще называйте их вслух. Они пополнят пассивный словарь ребенка. А после они перейдут в активное употребление и обогатят словарный запас ребенка.
3.Учитель-логопед.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко.
Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое). Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – получает кусочек яблока. А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков.
Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», и др.) Тут за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые)
Аналогичным образом любо предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.
4 Учитель-логопед. Связная речь ребенка-умение ясно и четко излагать свои мысли без отвлечения на посторонние детали. Развивать связную речь можно начиная от предложений, заканчивая рассказом. В домашней обстановке вы можете пересказывать сказки, мультфильмы и играть в следующие игры…
Игра «Если бы...» В этой игре мы фантазируем с детьми на разные темы. Сегодня я предлагаю пофантазировать и вам. Предлагается начало фразы, родители продолжают ,предлагают разные варианты.
Учитель-логопед. Кроме того можно использовать следующие игры: Закончи сам (ребенок продолжает или придумывает концовку вашей сказки или рассказа), Пойми меня (где ребенок описывает картинку или предмет, который взрослый не знает и должен отгадать), Кто лучше (дети могут придумывать вместе с вами сказочные диалоги, в которых спорят животные или времена года о том, кто из них лучше, важнее и нужнее), Сравни-ка (ребенку предлагаются картинки или предметы, методом сравнения ребенок называет сходства и различия, начиная от внешних признаков, заканчивая местом обитания и значением), Большое предложение (со словом на картинке или придуманным составляем предложения, с каждым разом увеличивая количество слов в нем). А если хочется добавить больше наглядности, вам поможет игра «Сюжетные картинки» Составление рассказа по картине или серии картин часто встречается в пособиях по развитию речи. Главное- это подойти к делу творчески. Составляя рассказ по сюжетной картине в старшем дошкольном возрасте, давайте имена детям на картинке, клички животным, придумывайте название рассказа. Составляя рассказы по сюжетным картинкам: меняйте их местами, закрывайте последнюю картину или первую, возьмите лишнюю картинку не из этой серии, чтобы ребенок убрал ее и объяснил почему, оставьте только последнюю картинку и постепенно открывайте предыдущие, придумывая, что было до. В такую игру предлагаю поиграть.
Родители угадывают сюжетную линию рассказа, опираясь на последнюю картинку.
5. Учитель-логопед. В заключении –маленькие хитрости на заметку: занимайтесь с ребенком каждый день, в общении следите за своей речью, объясняйте непонятные слова, хвалите ребенка, обращайте внимание на речь ребенка и никогда не оставляйте без ответа вопросы своего ребенка.
Занимайтесь с удовольствием. Спасибо за внимание.