Методическая разработка вариативного курса «Мастер своего дела»
ГУ «Казанбасская средняя школа № 2 отдела образования акимата Аулиекольского района»
Методическая разработка вариативного курса
«Мастер своего дела»
3 класс
Составила: Дузенова Лейла Амирхановна
2017 – 2018 учебный год
«Мастер своего дела»
Пояснительная записка
Программа вариативного курса предназначена для учащихся 3 класса, которая рассчитана на 34 часа в год, точнее по одному часу в неделю. Данная программа нацелена на общее развитие каждого ребёнка, в котором большая часть внимания уделяется организации внеурочной деятельности учащихся.
Школьник с творческими способностями – очень активный. Он может увидеть красивое и необычное в тех предметах, где другие этого не замечают; он спокойно может принимать самостоятельные решения, у такого ребёнка свой взгляд на окружающею среду, и также он может создать что - то новое и необычное. В этом случае нужно особое качество ума такое, как наблюдательность.
Творческое начало создаёт у каждого учащегося богатое воображение и фантазию. Творческий процесс построен на стремлении совершить то, что никто из людей этого еще не выполнял, а если даже такое существует, то нужно стремиться сделать её ещё лучше. Точнее, творческое начинание в каждом человеке – это беспрерывная цель направляться только вперёд, к похвальному, к достижению прогресса, к безупречному, а также к самому лучшему.
Именно такое творческое начинание искусства развивают у школьников, и в этой части творчество никто и никак не сумеет заменить. По сути такие прекрасные способности вызывают у каждого человека творческое воображение и фантазию, и только поэтому оно занимает самое первое место среди многочисленных деталей, которые составляют сложную конструкцию в воспитании ребенка. Если просто подумать, то без творческого воображения и фантазии в этом мире не переместиться с места.
К самым главным задачам общекультурного направления можно отнести:
развитие эмоциональной позиции к окружающему миру, искусству;
воспитание творческого потенциала учащихся;
Владение практическими ЗУН художественной и творческой деятельности;
Развитие стабильной заинтересованности к искусству.
Для того воплотить данные цели и задачи программы «Мастер своего дела» вводятся такие темы для изучения, как:
Работа с природным материалом;
Оригами;
Бумажное плетение;
Работа с бросовым материалом;
Лепка из солённого теста;
Работа с пластилином;
Бисероплетение;
Работа с тканью.
Коллаж
Учащиеся берут эстетические ощущения из разнообразных источников. К самым доступным которых можно отнести природу. Ведь красота нашей природы заключается в непрерывном разнообразии красок, необычных звуков, в допустимой перемене явлений, которые происходят в окружающем нам мире.
Актуальность программы.
В наше время каждый из учащихся должен реализовать несколько требований, которые поставили перед ними учителя. Каждый ученик должен быть:
Самостоятельным, инициатором, а также он должен использовать новейшие решения;
Должен достигать только лучших результатов.
Для того, чтобы реализовать эти требования, ученики должны иметь хоть немного творческие способности.
Для реализации актуальности данной программы можно заметить, что самое главное значение получает затруднение творчества; способностей школьников.
Для всеобщего развития учащихся используют работы с такими предметами, как:
Работа с разными природными материалами
Работа с бросовыми материалами,
Работа с бумагой,
Работа с нитками,
Работа со спичками,
Работа с клеенкой
Разновидности труда, которые используются в данной программе оказывают помощь при воспитании таких нравственных качеств, как:
Трудолюбие;
Дисциплинированность;
Желание трудиться.
Ребята на внеурочных занятиях по курсу «Мастер своего дела» узнают разнообразные свойства материалов, которые используют, учатся владеть технологическими операциями, а также применяют теорию на практике. Учащиеся на каждых занятиях приобретают эстетические вкусы во время украшения своих работ.
Необычностью этой программы можно сказать, что она даёт раскрыть в каждом ребёнке свой оригинальный мир, раскрываются творческие способности, реализуют руководительские способности.
Целью программы является:
Развитие творческих способностей каждого ребёнка, художественно – эстетического вкуса, воображения.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с разновидностями декоративно – прикладного искусства.
2. Развивать внимание, любознательность, воображение, изобретательность, фантазию.
3. Воспитывать интерес к уроку, к окружающему миру.
Материалы для выполнения аппликаций:
- Цветная бумага, бархатная бумага, копировальная бумага, цветной картон, фольга)
-Шишки, засушенные листья, семена, жёлуди, пух, солома
-Ткань, искусственная кожа, мех
- Клей ПВА
Оборудование:
- Простой карандаш
- Ножницы
- Салфетки.
Правила, которые нужно соблюдать учащимся при выполнений аппликационных работ:
-В процессе выполнения работы быть очень аккуратным и внимательным.
-Соблюдать ТБ при работе с ножницами:
Передавать ножницы кольцами вперед.
Во время работы следить, чтобы ножницы не упали.
-Клеем нужно пользоваться так, чтобы ни в коем случае она не попала в глаз.
-К работе нужно приступать лишь тогда, когда учитель даст разрешение.
-В процессе работы нужно себя контролировать, чтобы не уронить на пол клей, ножницы или же другие предметы.
-Ни в коем случае нельзя отвлекать людей, которые сидят рядом.
-Всё время нужно соблюдать порядок на рабочем месте.
-Во время работы нужно экономить материал, который используете.
Формы занятий:
Кроме поставленных задач на уроках используются разные методы:
- Объяснительно – иллюстративный;
- Репродуктивный;
- Частично – поисковый;
- Метод проблемного изложения.
На каждом занятии используется теоретическая и практическая часть.
К теоретической части относится объяснение нового материала, а к практической части можно отнести, например, оформление подделок.
На таких внеурочных занятиях младшие школьники приобретают самые нужные ЗУН ручной работы с разнообразными материалами (бумага, картон, нитки, спички и т.д.)
Ожидаемый результат:
Учащиеся усвоят самостоятельное выполнение поделок, а также выполнение сюжетных композиций в изобразительной композиции;
У младших школьников будет хорошо развит интерес к ручному труду, будет скомплектовано образное мышление и образное представление;
У учащихся формируются ЗУН работы с разнообразными материалами, точнее они уже знают что можно изготовить из разнообразных данных материалов, какие приспособления нужно для этого, а также могут рассказать о свойствах каждого материала, которые они используют;
В каждых поделках, которые выполняют учащиеся используют художественный вкус;
Младший школьник владеет представлением о материале, из которого была выполнена поделка или аппликация;
После объяснения учителя ученик может самостоятельно определить последовательность осуществления данной поделки или аппликации;
Учащиеся могут без помощи преподавателя провести анализ своей работы;
Каждый ученик должен четко учитывать яркость выполненной работы, а также проявляют оригинальность при выполнении.
Учащиеся самостоятельно могут выбрать материал, который будет соответствовать той или иной конструкции, точно знают способы соединения модулей;
Формы контроля:
выставка;
конкурс-игра;
учебное исследование;
защита проектов;
презентация;
коллективные проекты;
сказка;
викторина
План вариативного курса «Мастер своего дела»
3 класс – 34 часа
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Введение. Техника безопасности |
1 |
|
Работа с природным материалом |
|||
2 |
Аппликация «Волшебная птица» |
1 |
|
3 |
Работа с природным материалом: «Заяц». |
1 |
|
4 |
«Ёжик из семечек» |
1 |
|
5 |
Аппликация из листьев «Цветок» |
1 |
|
Оригами |
|||
6 |
Оригами «Медвежонок» |
1 |
|
7 |
Оригами «Мышонок» |
1 |
|
8 |
Оригами «Котёнок» |
1 |
|
9 |
Изготовление закладки на книгу |
1 |
|
Бумажное плетение |
|||
10 |
Плетение «Коврика» |
1 |
|
11 |
Плетение «Корзинки» |
1 |
|
12 |
«Сердце» |
1 |
|
13 |
Плетение из полосок бумаги «Мухомор» |
1 |
|
Работа с бросовым материалом |
|||
14 |
«Ваза для цветов» |
1 |
|
15 |
Картина «Летний букет» |
1 |
|
16 |
Изготовление стаканчика для карандашей. |
1 |
|
17 |
«Пчёлка» |
1 |
|
Лепка из солённого теста |
|||
18 |
«Посуда для гостей» |
1 |
|
19 |
«Моё любимое животное» |
1 |
|
20 |
«Рамка для фотографий» |
1 |
|
Работа с пластилином |
|||
21 |
«Бабочка» |
1 |
|
22 |
Работа с пластилином. Лепка. Изделие фигурка кота |
1 |
|
23 |
Лепим из пластилина животных по наблюдениям и по памяти |
1 |
|
Бисероплетение |
|||
24 |
Цветы из бисера |
||
25 |
Бисероплетение. Изготовление божьей коровки |
1 |
|
26 |
Изготовление браслета |
1 |
|
27 |
Проволочное дерево |
1 |
|
Работа с тканью |
|||
28 |
Игольница «Цветок» |
1 |
|
29 |
Аппликация из ткани |
1 |
|
30 |
Аппликация - фантазия |
1 |
|
31 |
«Цветок» |
1 |
|
32 |
Изготовление мягкой игрушки «Гусеница» |
1 |
|
Коллаж |
|||
33 |
Коллаж «Весеннее настроение» |
1 |
|
34 |
Выполнение аппликации в технике коллаж «Натюрморт» |
1 |
Список литературы
1.Татьяна Геронимус. Маленький мастер.
2.Н.М.Конышева. Секреты мастеров.
3.Л.А.Кузнецова. Ручной труд.
4.И.А.Лыкова. Бумажный лужок
5.А.Зайцева. Бумажная аппликация
8