Мастер-класс «Развитие речевого и физиологического дыхания у детей»
Мастер-класс «Развитие речевого и физиологического дыхания у детей»
Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для постановки и воспроизведения свистящих, шипящих и сонорных звуков обязательно должно быть наличие сильной направленной воздушной струи. Это влияет на количество и качество звуков. Поэтому работа над дыханием в дошкольном возрасте просто необходима! Она может быть вполне разнообразной - через игру и интересные тренажёры. И вот сегодня я хочу вам представить систему работы, несколько игровых приёмов, которые направлены непосредственно на развитие речевого и физиологического дыхания у детей.
Приглашаю для осуществления мастер-класса четырех желающих человек.
1. Итак, во-первых, для развития речевого дыхания полезны игры с мыльными пузырями. «Кто больше надует пузырей», «У кого самый большой пузырь», «Кто выше поднимет пузырь».
2. Во-вторых – это специальные речевые игры, например, поиграем в такую игру, как
Чудо-нос
Я буду читать стихотворение, как только услышите слова «Задержу дыхание» - сделаете глубокий вдох и задержите дыхание
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
3. В-третьих, это игры с маленькими шариками. Загоните шарик с помощью дыхания в домик.
4. В-четвёртых, игры с различными тренажёрами.
Например, тренажёры с лентами - медузы. Возьмите и подуйте на их щупальца.
Далее - тренажёры с трубочками – слоны. Подуйте посильнее в трубочку, чтобы хобот поднялся.
5. Есть и ещё один вид тренажёров для дыхания, мы с вами их сейчас вместе быстро сделаем.
Садитесь за столы, возьмите в руки ножницы и вырежьте лежащую возле вас маску и ротик на ней. Далее берём воздушный шарик, вставляем и надуваем!
Вот такие игровые приёмы мы можем использовать при работе с детьми для формирования правильного речевого и физиологического дыхания.
Если все представленные тренажёры объединить воедино, получится новый уголок в предметно-развивающей среде группы. Его можно использовать как одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий (развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка умения правильно дышать в процессе речи, тренировка силу вдоха и выдоха).
Спасибо всем за внимание и участие!
Порошина Ольга Анатольевна