12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чемидова Нелли Владимировна19
Россия, Калмыкия респ., с.Троицкое
2

Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания»

 «Развитие речевого дыхания» (мастер-класс для родителей)

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.

Задачи:

1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.

2. Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.

3. Мотивировать родителей к занятиям с ребенком.

Подготовка к мастер-классу: оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания», создание презентации «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко!»

 

Ход МК:

 

Добрый день, уважаемые родители! Многим из нас приходилось слышать, как ребенок разговаривает, быстро, торопливо, взахлеб. Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать. Часто дети не договаривают окончания слов и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Или, напротив, ребенок, стараясь высказаться на вдохе, начинает частить, разговаривает очень быстро, в результате чего речь становится неразборчивой.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе через все дыхательные пути. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее - всё повторяется, так как важной частью речи является дыхание.

Что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать?

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильному речевому дыханию детей можно обучить, выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Использование игровых приёмов и упражнений так же способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение следующих условий:

‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении;

‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

‒ выдох должен быть длительным, плавным;

‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки;

‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению;

- занятия проводить ежедневно.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

1. Перед выдохом ребенок делает вдох через нос, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой. Щеки не надувать (можно придерживать щеки руками). Плечи не поднимать. И вообще, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);

Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! 

3. Выдох должен быть длинным, экономичным и плавным, губы лучше немного округлить (вытянуть). Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

4. Следить за точностью направления воздушной струи;

5. После выдоха, перед новым вдохом, сделать остановку на 2 – 3 с


 

Для развития дыхания ребенка используются разнообразные дыхательные игры. С некоторыми из них я вас познакомлю.

 

«Накорми животных». Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот животного. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Снежок». Разделите вату, лист бумаги на небольшие кусочки, положите их на стол, превратив его в сугроб. Ребёнок предстаёт в роли ветерка, которые раздувает снежок. При выполнении задания губки малыша должны быть округлёнными и вытянутыми вперёд. Следите, чтобы он не надувал щёки.

«Морские гонки». Сделайте бумажные кораблики или приготовьте пластиковые оболочки от «киндер-сюрпризов». Также вам понадобится тазик с водой. Предложите ребёнку дуть на эти кораблики, стараясь довести их до противоположного «берега». Добавьте соревновательный момент, поспорив, чьё судёнышко уплывёт дальше.

«Забей гол». Постройте из деталей ЛЕГО футбольные ворота, мячиком может выступить лёгкий шар от пинг-понга. Ребёнку, выполняющему роль футболиста, нужно так дуть на шарик, чтобы тот оказался в воротах. Вы можете также поучаствовать в игре в роли «вратаря».

«Буль-буль». Вам понадобятся 2 пластиковых прозрачных стакана. В первый нужно налить воду до краёв, во второй – до половины. Ребёнок берёт коктейльную трубочку и в полном стакане дует слабо, чтобы вода не пролилась, а в другом дует в полную силу.

«Спортивные карандашики». На столешницу кладут 2 карандаша круглого сечения и разного оттенка. Малыш должен опередить вас на финише, дуя на карандашик в меру своих возможностей. Дуть нужно по очереди.

«Мяч» Вокруг круглого стола встают четыре или два игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.


 

Так же для развития плавного выдоха можно дуть мыльные пузыри, использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; различные духовые музыкальные инструменты.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.

Раздача буклетов для родителей.

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.