12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности

Различие между физиологическим дыханием и речевым дыханием.

 

Физиологическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Последовательность фаз дыхания

Фазы: вдох – выдох - пауза

Фазы: вдох – пауза - выдох

Произвольность

Происходит непроизвольно, рефлекторно,

вне нашего сознания

Происходит сознательно, произвольно, контролируемое, управляемо

Назначение

Назначение: осуществление газового обмена

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики

Полости, через которые осуществляются вдох и выдох

Вдох и выдох через нос

Вдох и выдох через рот

Соотношение времени, затраченного на вдох и выдох.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

 

Несовершенства речевого дыхания, которые наблюдаются у дошкольников, и приводят к задержке речевого развития.

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).

4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».


 

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.параметры правильного ротового выдоха:

Техника выполнения упражнений:

глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот

плечи не поднимать

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

упражнения проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.

Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому игры должны ограничиваться по времени - 3-5 минут в день с перерывами на отдых.

Так, например:

дети 2-3 лет играют 1-2 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).

дети 3-4 лет могут заниматься по 2-3 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).

дети 4-6лет - длительность игры составляет – 3-5 минут (количество слов 4-6).

дети 6-7 лет – могут играть по 4-6 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).

Очень осторожно нужно проводить дыхательные упражнения детям с органическим поражением мозга, эпилепсией, астмой и др. заболеваниями согласно рекомендаций врача.

Примерные упражнения на развитие речевого дыхания.

Упражнения для развития ротового выдоха.

«Забей мяч в ворота»

Оборудование:ворота шириной 10 и 15 см(их можно заменить кубиками);табло с

вставляющимися в него цифрами или красними кружками; мячик – ватный шарик.

На противоположный от ребенка край стола ставятся ворота, рядом с ними – табло. Ребенок

приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор , пока он не попадет в ворота.

Если это удается, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра.Для

усложнения игры ставятся более узкие ворота.

«Листопад» , «Снегопад»

Оборудование: на каждого ребенка пластмассовая бутылка, наполненная мелкими разноцветными листьями и снежинками из бумаги; пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить ее в бутылку, вдохнуть носом и медленно выдохнуть в трубочку.

 

«Сдуй снежинку», «Сдуй кляксу», «Лети стрекоза»

Оборудование: варежка из картона; к ней прикрепленная на ниточке снежинка из бумаги. Свинка из картона; к ней прикрепленная на ниточке клякла из бумаги.

Ребенок берет варежку или свинку, подносит к орту и дует, Повторить 4-5 раз.При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки не надуваються.

«Гарячий чай»

Оборудование: плоскотное изображение чашки из картона; к ней прикреплены узкие полоски

из бумаги (пар).

Ребенок берет чашку, подносит ко рту и дует на пар, остужая чай.При этом следить, чтобы

ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки не надуваються.

Упражнения для развития речевого дыхания

«Катание с горки»

И.п. : о.с. 1 – сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 – на выдохепроизносить: «У-у-у-у-х!!. Повторить 3-4 раза.

«Дождик»

И.п.: о.с. 1- попеременновыставлять пряме руки вперед – «ловить капли» (вдох);

2 – на выдохепроизносить : «Кап- кап-кап!»; 3 –попеременновыставлять пряме руки – «ловяткапли» (вдох); 4 – на выдохепроизносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

«Улетают птицы»

И.п.: ноги слегкарасставлены, руки опущены. 1 – глибокий вдох; 2 – медленный выдох,

произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза

«Самовар кипит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- вдох носом; 2 – на выдохепроизносить: «Пыхчу!Пыхчу!». Повторить 3-4 раза

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речового дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР – органов!

МДОУ «Ясли-сад №319 города Донецка»

Памятка для воспитателей

«Развитие речевого дыхания»

Материал подготовила:

учитель—логопед

СиниченкоЮлияСергеевна


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.