Мастер-класс «Детский шумовой оркестр быстро, весело, легко» (1–2 класс)
Мастер-класс «Детский шумовой оркестр быстро, весело, легко»
Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.
Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие учителя уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы.
Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:
- быть легкой для детей и педагогов;
- быть интересной для них;
- быть систематической;
- быть групповой формой обучения.
Учение для школьника должно быть не только легким и приятным время- провождением, но и интересным.
Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж). У шумового оркестра есть свои особые задачи:
-активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.
-воспитание интереса и любви к музицированию.
-практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
-создание предпосылок для развития творческого мышления.
-знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.
Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т. п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги, меня зовут Ирина Дмитриевна Корнюшенко, я учитель музыки средней школы №1 с.Дивное.
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Слайд 2.
Сегодня я хочу рассказать вам о таком виде деятельности, как коллективная игра на детских музыкальных инструментах, а точнее, игра на шумовых инструментах. Коллективная игра подразумевает музыкально - исполнительскую деятельность в оркестре. А значит, наш оркестр сегодня будет шумовым. Поверьте – шумовой оркестр – это быстро, легко и весело.
Слайд 3.
«Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» - это одна из основных идей, лежащих в основе системы музыкального воспитания К. Орфа. Так же он считал, что «неважно кем в дальнейшем станет ребенок - задача педагога воспитывать в нем творческое мышление и творческое начало. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь». Карл Орф рaзрaботaл множество упражнений, песенок и пьес, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми.
Слайд 4.
Игра на шумовых инструментах наиболее доступна детям и является самым любимым видом детского творчества.
Слайд 5.
Уроки, основанные на коллективном музицировании детей, позволяют им с первого же занятия одновременно учиться и творить, познавать и импровизировать, выполнять задание и творчески самовыражаться.
Слайд 6.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать не только у детей, но и у их родителей. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Шумовые инструменты, сделанные своими руками, развивают изобретательность, способствуют обогащению музыкального слуха детей, особенно его темброво-ритмического рисунка. Но мы с вами не будем сегодня изготавливать шумовые инструменты, возьмём готовые.
Слайд 7.
У вас на столах лежат листы, стаканчики, воздушные шары. Рассмотрите, пожалуйста, внимательно и попробуйте ответить, каким способом можно извлечь звук?
Слайд 8.
Пусть звучат сегодня в зале музыка и смех
Наш оркестр «БУМАЖНЫЙ», конечно, лучше всех!
Листочки наши шуршат, скрипят, стучат-
«Шутки» Селиванова Вас точно удивят!
(игра на шумовых инструментах)
Слайд 9.
Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных шумовых инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей - быстро, легко и весело!
Слайд 10.
Спасибо за внимание!
Литература
Играем в оркестре. Сборник партитур. Составитель О.П. Пантелеева. Пермь,2004г.
Детский ансамбль: от идеи до концерта .О.А. Посандеева.2009г.
Детский оркестр. С. Бублей. Москва1983г.
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна