Мастер-класс «Типографика для детей» (1–2 классы)
Типографика для детей (мастер-класс)
В рамках проведения городской конференции «У истоков творчества», г. Калининград
А.Н. Кравцова, педагог ДО МАУДО ДДТ «Родник»
Все дети дошкольного возраста, по крайней мере, старшей и подготовительной группы, знают буквы! Тем более дети начальной школы. А ведь раньше грамотность была уделом только избранных. Очень многие не умели ни читать, ни писать, а книги переписывались вручную, иллюстрации тоже рисовались вручную. Для оформления применялось особое изображение первых букв в абзаце. На Руси их называли буквицами.
Позже и печатные книги украшались подобными изображениями. Искусство красивого письма на бумаге называется каллиграфией. В Древнем Китае и Японии написание иероглифов для воина (военного) тушью считалось таким же важным, как и владение мечом. Теперь существует целая наука - декоративная каллиграфия. Она о том, как украсить книгу. Сначала дизайн книги разрабатывает художник. Мне нравится знакомить детей с концепциями дизайна. Они знают о дизайне, им нравятся классные вещи, их привлекает хороший дизайн.
Тем не менее, так или иначе, я думаю, что большинство детей, вероятно, не слишком разбираются в ней. Поэтому будет интересно рассматривать иллюстрации старых книг или книг со сказками. Если вы проводите занятие для школьников постарше, им можно показать иллюстрации из азбуки, оформленной Маяковским. Однако делать это надо с осторожностью, потому что Маяковский использовал острый политический язык для своей азбуки. Азбука Маяковского была рассчитана на взрослых.
В 2018 году ему исполнился 91 год. Он оформлял множество детских книг.
Среди них: Давид Самойлов. «Слоненок пошел учиться», Корней Чуковский. «Телефон», Свифт. «Путешествия Гулливера», Агния Барто «Жил на свете самосвал» и другие.
Одной из самых интересных книг был «Букварь» Генриха Сапгира.Например, буква Н «сложилась» из букв «Н» меньших по размеру.
Таким образом, художник раскрыл замысел поэта.
Нам необязательно придумывать что-то подобное, достаточно украсить букву орнаментом.
Работа над буквицей состоит из следующих этапов.
1) Располагаем букву по размеру листа.
2) Наносим простым карандашом объемный контур буквы.
3) Делим внутри контура буквы площадь буквы на части, эти части впоследствии будут раскрашиваться в разные цвета.
4) Производим необходимые манипуляции. Ждем, пока лист высохнет.
5) Гелевой ручкой или фломастером наносим рисунки разной тематики поверх разноцветных зон.
Рассмотрим теперь вариант «что на что похоже».
Важно, при показе детям примеров не допустить потом повторения ими чужих идей.
Тогда алгоритм работы над буквицей таков:
1) Контур буквы рисуем;
2) Затем вписываем внутрь контура «героя» простым карандашом.
3) раскрашиваем по контуру.
Вариант работы с дошкольниками и младшими школьниками предполагает возможность раскрепоститься и дать волю фантазии.
Тема типографики для детей масштабируема в зависимости от возраста. Для обучающихся постарше возможно настоящее изучение способов оформления текстов. Например, поэтического.
Полезно будет познакомить ребят с книгой М. Морган "Буквицы. Энциклопедия"
Автор подробно описывает стили изображения буквиц: романский, готический. Кроме, этого подробно расписывается порядок создания буквицы в том или ином стиле.
Источники:
1. Давидовская А. С. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БУКВЫ В КИНЕТИЧЕСКОЙ ТИПОГРАФИКЕ //Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2014. – №. 2. – С. 91-91.
2. Егорычева С. А. Возможности применения современных художественных практик в эстетическом воспитании //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. ЛН Толстого. – 2017. – №. 1 (21).
3. Кустарева М. В. Новые направления в образовании “компьютерных” детей и подростков //Электронные библиотеки. – 2001. – Т. 4. – №. 3.
4. Малышева О. А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ШРИФТАМИ 3НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОСТУДИИ //Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. – 2015. – Т. 1. – №. 1. – С. 100-104.
5. Морган Маргарет. Буквица . Энциклопедия. - М.: Арт-Родник, 2007, - 456 с.
Садварий Жанна Владиславовна
Алена Николаевна Кравцова
Ватолина Светлана Анатольевна