Мастер-класс «Типографика для детей» (1–2 классы)

4
3
Материал опубликован 12 February 2019

Типографика для детей (мастер-класс)

В рамках проведения городской конференции  «У истоков творчества», г. Калининград

А.Н. Кравцова, педагог ДО МАУДО ДДТ «Родник»

Все  дети дошкольного возраста, по крайней мере, старшей и подготовительной группы, знают  буквы!  Тем более  дети начальной школы. А ведь раньше грамотность была уделом только избранных. Очень многие не умели ни читать, ни писать, а книги переписывались вручную, иллюстрации тоже рисовались вручную. Для оформления применялось особое изображение первых букв в абзаце. На Руси их называли буквицами.

Рис. 1. Буквицы первых печатных книг

 

Позже и печатные книги украшались подобными изображениями. Искусство красивого письма на бумаге называется каллиграфией. В Древнем Китае  и Японии написание иероглифов  для воина (военного) тушью считалось таким же важным, как и владение мечом. Теперь существует целая наука  - декоративная каллиграфия. Она о том, как украсить книгу.  Сначала дизайн книги разрабатывает художник.  Мне нравится знакомить детей с концепциями дизайна. Они знают о дизайне, им нравятся классные вещи, их привлекает хороший дизайн.

 

Тем не менее, так или иначе, я думаю, что большинство детей, вероятно, не слишком разбираются в ней. Поэтому будет интересно рассматривать иллюстрации старых книг или книг со сказками. Если вы проводите занятие для школьников постарше, им можно показать иллюстрации из азбуки, оформленной Маяковским. Однако делать это надо с осторожностью, потому что Маяковский использовал острый политический язык для своей азбуки. Азбука Маяковского была рассчитана на взрослых.

Рис. 2. Вариант декоративной каллиграфии из дореволюционной
В любом случае, я думаю, что один из самых простых способов показать детям дизайн - это типографика. Они уже практикуют свое письмо каждый день, и многие из них будут рисовать надписи повсюду, различными способами. 
Особенно их интересует написание собственных имен. Первую букву имени можно украсить с помощью декоративной каллиграфии. Чем младше дети, тем проще должно быть задание. Например, букву можно украсить орнаментом.  Еще одним приемом рисования буквицы будет создание буквы, похожей на что-нибудь. 
Одним из примеров оформления букв будут иллюстрации одного из старейших художников России Владимира Исааковича Винокура. 
Рис. 3. Художник В.И. Винокур

В 2018 году ему исполнился 91 год. Он оформлял множество детских книг.

Среди них: Давид Самойлов. «Слоненок пошел учиться», Корней Чуковский. «Телефон», Свифт. «Путешествия Гулливера», Агния Барто «Жил на свете самосвал»  и другие.

Одной из самых интересных книг был «Букварь» Генриха Сапгира.
Рис. 4. Букварь Г. Сапгира

Например, буква Н «сложилась» из букв «Н» меньших по размеру.

Таким образом, художник раскрыл замысел поэта.

Нам необязательно придумывать что-то подобное, достаточно украсить букву орнаментом.

Работа над буквицей состоит из следующих этапов.

1) Располагаем букву по размеру листа.

 2) Наносим простым карандашом объемный контур буквы.

3) Делим внутри контура буквы площадь буквы на части, эти части впоследствии будут раскрашиваться в разные цвета. 

4) Производим необходимые манипуляции. Ждем, пока лист высохнет.

5) Гелевой ручкой или фломастером наносим рисунки разной тематики поверх разноцветных зон.

Рис. 4. Буква «Н»
Рис. 6. Буква «А»

Рассмотрим теперь вариант «что на что похоже».  

 

Рис. 7. Буква «Б» В.И. Винокура

 

 Важно, при показе детям примеров не допустить потом повторения ими чужих идей.

Тогда алгоритм работы над буквицей таков:

1) Контур буквы рисуем;

2) Затем вписываем внутрь контура «героя» простым карандашом.

 

3) раскрашиваем по контуру.

 Вариант работы с дошкольниками и младшими школьниками предполагает возможность раскрепоститься и дать волю фантазии.

Тема типографики для детей  масштабируема в зависимости от возраста. Для обучающихся постарше возможно настоящее изучение способов оформления текстов. Например, поэтического.

 

Полезно будет познакомить ребят с книгой М. Морган "Буквицы. Энциклопедия"

 

Автор подробно описывает стили изображения буквиц: романский, готический. Кроме, этого подробно расписывается порядок создания буквицы в том или ином стиле.

 

Стили шрифтов из энциклопедии Маргарет Морган

 

Источники:

1.     Давидовская А. С. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БУКВЫ В КИНЕТИЧЕСКОЙ ТИПОГРАФИКЕ //Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2014. – №. 2. – С. 91-91.

2.     Егорычева С. А. Возможности применения современных художественных практик в эстетическом воспитании //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. ЛН Толстого. – 2017. – №. 1 (21).

3.     Кустарева М. В. Новые направления в образовании “компьютерных” детей и подростков //Электронные библиотеки. – 2001. – Т. 4. – №. 3.

4.     Малышева О. А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ШРИФТАМИ 3НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОСТУДИИ //Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. – 2015. – Т. 1. – №. 1. – С. 100-104.

5.     Морган Маргарет. Буквица . Энциклопедия. - М.: Арт-Родник, 2007, - 456 с.

Комментарии

Спасибо! А мы превращаем с первоклассниками буквы в домики. Забавные рисунки получаются.

12 February 2019

В домики мы не пробовали. Спасибо за идею.

12 February 2019

Алена Николаевна, спасибо за МК!!! В избранном!!!

16 May 2019