Мастер-класс для педагогов "Фрактальное рисование-функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния"

8
3
Материал опубликован 31 July

t1722430806aa.gift1722430806ab.gift1722430806ac.gif






Мастер-класс для педагогов

«Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния педагога»



t1722430806ad.jpgМастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния педагога»

t1722430806ae.jpg


Цель: познакомить педагогов с новым способом из области арт-терапии, способствующем коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния; профилактика психологического и физиологического состояния педагогов.

Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам.


Метод фрактального рисования применяться для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – переживания чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.


Ход мероприятия:

 Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вас познакомить с новым способом из области арт-терапии, способствующего коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния. Этот способ называется – фрактальное рисование.


Что такое фрактал?


ФРАКТАЛ- сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.







t1722430806af.png



Фрактальное рисование может использоваться для изучения взаимоотношений в коллективе.



Приглашаю в зал самых активных 6 человек.

Для положительного эмоционального настроя, наше мероприятие начнем с приветствия.


Приветствие: упражнение «Дарим комплименты»


Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.


Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.


Сегодня мы с вами будем говорить друг другу комплименты. Обмениваться комплиментами будем в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его вернуть.

Например:

- Фаина, ты такой позитивный человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Варя, такой выразительный взгляд!

Комплимент принимается в определенной форме: да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.)


Инструкция как рисовать.

Располагайтесь, пожалуйста, так, как вам удобно. У вас есть бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки.

- Шарик ручки установите в любой точке листа. Мы будем рисовать непрерывную линию с закрытыми глазами, старайтесь заполнить как можно большую часть листа. Будем рисовать в течение 45-60 секунд. Линия должна быть четкая. Скорость движения ручки средняя. Рисуем с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали. Выполняем круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм. Закройте глаза.

- Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.

Начали рисовать. (в это время включаем музыку спокойную)


- Сейчас вы будете раскрашивать ваш рисунок. Карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если ячейки соприкасаются только по диагонали. Одним цветом можно закрасить от 1 до 10-15 ячеек. (Когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки закрашивайте только ручкой).

Несколько полезных советов:

- Начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.).

- Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

- Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа.

- При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения. Нельзя закрашивать одним оттенком или цветом группу ячеек.

- Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

- Карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте, открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте.

- Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш.

- Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и ручки.

1.Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.

Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными «хвостиками» по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратностьпедантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества «формирователя» событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера

5. Характерные цветовые акценты

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.

Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее.

- Лимонно-желтый — цвет педагога, учителя.

- Цыплячий-желтый — цвет «ретранслятора», передатчика информации, комментатора.

- Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.

- Синий цвет:

Голубой — цвет спокойной энергии.

Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии.

Сиреневый — цвет сильной энергии.

Фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии.

Лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии.

- Красный цвет:

Розовый — цвет теплой энергии.

Алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.

Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

- Оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии.

- Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета — цвет чистой энергии, святой энергии.

- Коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

- Темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

- Серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.

- Черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание.

В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;

б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;

в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов. Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Рисунки выполняются с закрытыми глазами.

t1722430806ag.png

Посмотрите, какими разнообразными получились рисунки. Какая цветовая гамма в них воплощена. И именно она, покажет ваше психолого-эмоциональное состояние.

Уважаемы коллеги! Возможно, у вас возникнет вопрос, нужно ли данный метод использовать в детском саду? Мое мнение: «Однозначно, да. В нашей работе метод фрактального рисунка важен и востребован. Мы можем увидеть состояние ребенка и оказать психологическую поддержку, корректировать изменения эмоционального состояния, стимулировать личностное развитие».

Конспект выполнила воспитатель МБДОУ №206 Яковлева Э.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересная техника!

31 July

Хороший материал! Инновационно! Хорошо бы включить в разработку мероприятия презентацию.

1 August

Не очень понятно насчет расшифровки цветовых пятен: человек же берёт карандаш с закрытыми глазами, это же неосознанный его выбор цвета...

2 August