Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния
Добрый день, уважаемые коллеги, я Перевертова Ирина Александровна, педагог-психолог детского сада комбинированного вида «Яблонька» вашему вниманию представляю мастер-класс «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния».
Целью мастер-класса является ознакомление с методом арт-терапии — фрактальная живопись.
В основу данного метода положен принцип фракталов и фрактальности. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. И эта малая часть отражает большое целое - человека. Глядя на рисунок, можно диагностировать психо-эмоциональное состояние его автора.
Метод фрактального рисования был разработан психологом Т.З.Полуяхтовой в 1991 г.
Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной «моторикой» человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела.
Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.
Фрактальное рисование может использоваться в сочетании с музыкотерапией как здоровьесберегающая технология; также для изучения взаимоотношений в (детском и взрослом) коллективе, проблем психологического климата и совместимости;при снятии тревожности, усталости и напряжения.
А теперь перейдем к практической части.
Располагайтесь поудобнее. Перед Вами листы белой бумаги, черный маркер, разноцветные карандаши. Как мы будем рисовать.
Берем маркер, устанавливаем грифель в любой точке листа. Рисуем с закрытыми глазами непрерывную линию. Старайтесь заполнить как можно большую часть листа. Время рисования 40 секунд. Скрость движения руки должна быть средняя, не торопитесь, но и не медлите. Линии можно рисовать и по горизонтали, вертикали и диагонали. Не изображайте знакомые фигуры. Выполняем любые движения: круговые, волнообразные, овальные. Итак, закрываем глаза, вдохновляемся музыкой и начинам творить.
Открываем глаза, смотрим на свои рисунки. Начало и конец рисунка подведите к ближайшей точке. Ваши рисунки на данный момент состоят из определенных фракталов (ячеек). Теперь наша задача, их раскрасить. Белый фон рисунка должен быть идеально чистым. Соседние фракталы нельзя заполнять одним и тем же цветом. Выбирать карандаши будем тоже с закрытыми глазами. Если выбранный вами цвет, не понравился, раскрашиваем не менее 1 фрактала. Понравившимися цветом можно раскрасить до 10 фракталов. Приступаем.
Посмотрите, какими разнообразными (разными) получились рисунки. Какая цветовая гамма в них воплощена. И именно она, покажет ваше психолого-эмоциональное состояние. Предлагаю сделать это самостоятельно, используя брошюры с расшифровкой.
Уважаемы коллеги! Возможно у вас возникнет вопрос, нужно ли данный метод использовать в детском саду? Мое мнение: «Однозначно, да.
В моей работе педагога-психолога метод фрактального рисунка важен и востребован. Я могу увидеть состояние ребенка или взрослого, оказать психологическую поддержку, корректировать изменения эмоционального состояния, стимулировать личностное развитие».
Кияйкина Наталья Федоровна
Епихина Ирина Александровна
Поляков Александр Васильевич