Мастер-класс для родителей подготовительной группы и воспитателей «Оригами. Волшебные квадратики»

8
1
Материал опубликован 11 February 2021

Мастер-класс для родителей подготовительной группы и воспитателей: «Оригами. Волшебные квадратики»

Цель: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования, направленного на развитие театральной деятельности.

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

2. Раскрытие творческого потенциала родителей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами и практического применения результатов в самостоятельной, театрализованной деятельности.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.

Оборудование, материалы, инструменты:

Проектор, ноутбук;

Цветная бумага (серая, голубая, белая, оранжевая окрашенная с одной стороны); Карандаши, фломастеры, ножницы.


1 часть. Презентация опыта педагога-мастера

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по изготовлению пасхальной курочки в технике оригами.

В соответствии с ФГОС одним из планируемых результатов освоения детьми образовательной программы определено такое интегративное качество ребенка, как овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность.

Выбор темы мастер-класса мною был сделан не случайно.

Все мы когда-то в детстве складывали фигурки из бумаги (делали кораблики, самолётики, пилотки), однако вряд ли знали, что занимались именно оригами. Оригами – удивительное искусство бумажной пластики. Оригами это японское искусство складывания бумаги, образно от японского oru (складывать) и kami (бумага) Искусство оригами настолько завораживает и увлекает, что можно не заметить, как пролетело время.

Классические фигурки-оригами складываются только из квадратного листа бумаги. В этом есть глубокий смысл, понятный каждому, кто знаком с японской культурой и религией. Квадрат на востоке олицетворяет Вселенную, проявленную в четырёх главных стихиях: земле, воде, огне и воздухе. Центр фигуры связан с эфиром, который в свою очередь, символизирует космическое начало. Дзен-буддизм рассматривает квадрат как геометрическое воплощение «Великой пустоты» – той самой, из которой произошло всё сущее. Складывая из него бумажные фигурки, оригамист уподобляется Творцу, создающему из единой материи бесконечное разнообразие мира. Основы Дзен-буддистскую философию «пустоты» поддерживают и современные учёные. Они утверждают, что все материальные предметы состоят из элементарных частиц, порождаемых вселенским вакуумом. В свете этой теории, основы оригами кажутся уже не эфемерной философией, а вполне конкретным и правильным описанием мирового порядка. То, что квадрат можно превратить в какой-либо конкретный предмет, а затем вернуть в исходное состояние и сложить другую фигурку, соответствует буддистским преставлениям о взаимопроникновении и единстве земных форм бытия. Этой же философией объясняется и нежелание каким-либо образом нарушать целостность бумажного листа, разрезая или разрывая его.

2 часть. Практическая часть мастер-класса

Ход совместной деятельности:

А теперь предлагаю занять места за столами.

- В преддверие Пасхи хочу рассказать, как сделать такую симпатичную бумажную курочку, несущую пасхальное яичко. Таких курочек можно сделать несколько, разного цвета — их можно рассадить на столе, если вы собираете гостей, или упаковать в них яйца, которые вы подарите близким. Курочка делается в технике оригами. Если вы уже владеете навыками оригами, вам будет проще, но на всякий случай я постараюсь объяснять так, чтобы было понятно и начинающим оригамистам. За основу взята классическая модель — «коробочка-звезда». В моей версии мы используем лучики такой звезды, чтобы изобразить голову, крылья и хвост, и превратим обычную коробочку в добрую пасхальную курочку. Начнем!

Понадобится только лист цветной бумаги, можно с белой обратной стороной, можно двусторонний. Бумага должна быть средней плотности (совсем толстую трудно складывать, тонкая не будет держать форму). Чтобы добавить индивидуальности, можно использовать лист, разрисованный вручную, здесь могут поучаствовать и дети. Еще понадобятся ножницы — отрезать от листа квадрат, и черная ручка или фломастер — нарисовать глазки. Складывать нужно из квадрата, сделанного из листа А5 (половинки обычного листа А4). Тогда размер будет как раз подходить для среднего яичка. Складываем угол листа, совмещая короткую сторону с соседней длинной стороной, и отрезаем получившийся квадрат.

Поворачиваем квадрат белой стороной к себе. Делаем две складки «горой» (от себя) по диагоналям.

t1613031629aa.jpg


Теперь делаем две вертикальные складки «долиной» (на себя). Складываем посередине, все складки проходят через центр.

t1613031629ab.jpg


Квадрат начинает складываться внутрь себя. Поможем ему: продавим вдоль половинок одной диагонали, прикладывая их ко второй диагонали. Получился квадратный «конвертик», его сторона — четвертинка большого квадрата. В оригами это называется базовая форма «квадрат», от нее начинают складывать много различных моделей.

t1613031629ac.jpg

Фигурку поворачиваем открытым уголком вверх. С каждого бока у нас будет по два «крылышка». Согнем передние крылышки к середине, задние не трогаем. Проглаживаем ногтем, должны быть ровные и четкие складки.

t1613031629ad.jpg


Теперь расплющим уголки. Пальцем аккуратно приоткрываем уголок, затем придавливаем его — серединка должна совместиться с белым ребром. Расплющиваем оба уголка, проглаживаем ногтем (в оригами это действием называется «раскрыть карман»).

t1613031629ae.jpg


Загнем внешние части уголков вокруг ребер фигуры.

t1613031629af.jpg


Теперь перевернем фигурку на заднюю сторону и повторим все действия. Получится конвертик с 4 белыми симметричными «лучиками». Когда она лежит на столе, два лучика раскрыты, а два сложены и спрятаны в боках фигурки. На фото можно увидеть, как он выглядит в сложенном виде, и как в объеме.

Классическая модель на этом заканчивается. Нужно только расправить дно, чтобы оно стало плоским, и получится коробочка с торчащими в стороны лучами. Но мы пойдем дальше.


Положим заготовку перед собой и начнем работать с повернутым к нам «лучико». Выберите тот лучик, где самый аккуратный уголок. Здесь будет голова курочки.


Сложим его вниз, уголок — чуть ниже места, где начинается коричневая часть. Прогладим складку ногтем и распрямим уголок. Складка должна быть хорошо видна.

t1613031629ag.jpg


Аккуратно раскрываем уголок. Придерживаем намеченную на предыдущем шаге складку. Оттягиваем верхний слой бумаги в стороны и сгибаем по складке, придавливая пальцем сверху. Где нарисован синий пунктир, идут внутренние складки. Расплющиваем, проглаживаем все сгибы. Должен образоваться плоский пятиугольник. Его верхний сгиб — намеченная ранее складка. На 3 и 4 фото видно, как он выглядит спереди и сбоку.


t1613031629ah.jpg

Сложим пока что лучик-голову и раскроем соседний лучик. Опустим его вниз. Это будет левое крыло.

t1613031629ai.jpg


Приподнимаем крылышко, раскрываем складку справа и расплющиваем ее — внутри есть ребро, которое нам поможет (помечено синим пунктиром), бумага натянется вдоль него.


Складываем крыло два раза, по линиям, показанным на фото.

t1613031629aj.jpg


Поднимем крыло еще раз. Маленький белый треугольник, который раньше был внутри, вытащим наружу — пунктиром отмечены складки. Обратите внимание, что складкой, которая уже была на нем, мы не пользуемся — новая складка окажется чуть выше нее. Выправляем уголок наружу и снова опускаем и проглаживаем крыло.

t1613031629ak.jpg


Переворачиваем курочку на другой бок и повторяем все эти действия зеркально для правого крыла.


Теперь раскрываем перед собой последний луч — это будет хвост. Хвост — место тонкое. В процессе пробовались разные варианты, мне больше всего нравится такая версия, но можно экспериментировать дальше.


Раскроем и расплющим лучик целиком, по нижней границе, делаем из него широкий пятиугольник.

t1613031629al.jpg


Поднимаем угол вверх. Продвигаем его повыше, и закрепляем так, загнув два краешка (по линиям на фото 2).


Делаем еще тройную складку на уголке, чтобы хвост стал более пушистым и объемным.

t1613031629am.jpg


Вот так должно выглядеть. Теперь осталось только расправить курочку и закончить офромление головы.

t1613031629an.jpg


Расправляем фигурку, просунув внутрь пальцы. Дно должно превратиться в квадратик с округлыми складками по сторонам. Осторожно помогаем бумаге принять форму, чтобы не помять фигурку.


Приподнимем голову и сложим ее.

t1613031629ao.jpg


Теперь нужно аккуратно потянуть ее пальцами вверх, чтобы она была гордо поднята. Когда положение понравится, придавите и прогладьте складки.


Теперь приоткроем фигурку спереди и сделаем двойную складку на конце головы — так мы получим клюв.

t1613031629ap.jpg

Придавим с боков. Голова стала наконец похожа на куриную :)


Вогнем складки на груди, чтобы зафиксировать шею — иначе голова будет все время раскрываться обратно.


Прогладим напоследок все складки — крылья, хвост, шею.

t1613031629aq.jpg

Наша курочка готова! Осталось нарисовать ей глазки и можно класть в нее украшенное яичко.


3 часть. Рефлексия

- Спасибо всем участникам, а сейчас предлагаю вам выбрать один из предметов.

«Чемодан – мясорубка – корзина»

t1613031629ar.jpgt1613031629as.jpgt1613031629at.png

Чемодан – я готов что-то взять для себя из занятия и использовать в своей деятельности.

Мясорубка – мне нужно это додумать, доработать, осмыслить.

Корзина – занятие оказалось интересным, но я пока не готов к употреблению этого в своей работе.

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям и подарить книжечку «Тайны бумажного листа». Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими родными.

Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный материал!

13 February 2021