Мастер-класс «Его величество Вопрос!»
Мастер-класс «Его величество Вопрос!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости! Рада всех вас видеть, и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Для начала предлагаю посмотреть несколько ситуаций. И попрошу вас посчитать, сколько из них вам знакомы. (слайды 1-3)
- Почемучка 3-4 года (Почему трава зеленая? Почему небо голубое? Почему идет дождь? Почему машина едет? Почему течет вода из крана?)
- Зачемка нач.классы (Зачем слону такие большие уши? Зачем надо мыть руки перед едой? Зачем кошке хвост?)
- Старшеклассник «А зачем мне всё это надо?»
Поднимите, пожалуйста, руки те, кому данные ситуации совершенно незнакомы. Нет таких.
Спасибо! Тогда, скорее всего, вы сами сможете определить тему нашего МК?
Действительно, мы с вами поговорим о вопросах. И свой МК я бы даже назвала «Его величество Вопрос!» (слайд 4)
А может я необоснованно его воздвигла на пьедестал? Так ли важен вопрос в образовательном процессе? И что же все-таки важнее – вопрос или ответ на него? А что из них первичнее?
Если некоторые из вас сейчас затрудняются с ответами, то, я надеюсь, что по окончанию МК все будет намного яснее.
В предложенных мною ситуациях прозвучали 2 вопроса. Вспомните, какие?
Спасибо, вы правы. Почему? и Зачем? (слайд 5)
Предлагаю подумать – что между ними общего и чем они отличаются? Обсудить же это я предлагаю в парах (группах).
Идет обсуждение и слушаются выводы.
- Когда мы задаем себе вопрос «Почему?», то в размышлениях над ответом приходим к причинам того или иного результата, анализируем информацию, логично выстраиваем свершившиеся факты. Это дает возможность сделать выводы. (слайд 6)
- Чтобы ответить на вопрос «Зачем?» надо чётко концентрироваться на цели. Вот тут-то мысль начнет работать совершенно в другом направлении. Он помогает переключиться с причин на его результат, переключает мысли с прошлого на будущее. Вопрос «Зачем?» или «Для чего?» — это вопрос-двигатель. Он не возвращает нас в прошлое, чтобы выяснить причины, он обращает наш взгляд в будущее, позволяя понять, как действовать дальше. (слайд 7)
Скажите, пожалуйста, а какой из этих вопросов важнее? (слайд 8)
Использование вопросов о прошлом и вопросов о будущем позволяет увидеть целостную картину и сделать более глубокие выводы. Когда вы знаете ответ на оба вида вопросов, то действовать становится значительно проще и эти действия намного осознаннее, а значит, их результативность в разы выше.
Ваше такое активное обсуждение позволяет еще раз убедиться в том, что вопросы стимулируют мыслительную деятельность. (слайд 9)
- Задаете ли вы вопросы на уроках?
- А задают ли вам ученики вопросы на уроках?
- Важно ли умение правильно ставить вопросы?
- Все ли дети умеют это делать?
- А должен ли учитель обладать этим умением и передать его своим ученикам?
Умение задавать продуманные вопросы – это тот навык, которым каждый учитель должен владеть сам и непременно научить этому детей. Но чтобы научится задавать вопросы, надо знать, а какие типы вопросов существуют?
В методической литературе можно найти различные классификации вопросов.
Самая простая – это разделение на 2 группы – вопросы низкого порядка (или их еще называют закрытыми) и вопросы высокого порядка (т.е. открытые). Кстати, а к какой группе относятся вопросы, которые я только что вам задавала? Бесспорно, к 1-ой. Как вы это определили? Ответ на них – или «да» или «нет».
Итак, следующее задание для наших творческих групп: перед вами несколько вопросов. (слайд 10-11)
Предлагаю их и разбить на 2 группы. (участники МК распределяют предложенные вопросы по группам)
Закрытые вопросы | Открытые вопрсы |
Действительно, ли …? Правильно ли я понял, что …?
| Как бы вы поступили на месте …? Сколько? Зачем? Почему? Кто? Что? Что изменилось бы, если …? Как вы думаете, как будет …? |
Какие ответы предполагают закрытые вопросы?
Чаще всего однозначные – либо «да», либо «нет». Это так называемые бинарные ответы. Ну и чаще всего мы их задаем с соответствующей интонацией. (иногда дети «попадаются на эту удочку»!)
Давайте подумаем, а какая у них смысловая нагрузка? Или они такие «плохие», что их лучше вообще не задавать?
- Эти вопросы используются на стадии проверки и подтверждения информации. Они направлены на запоминания, и ответы расцениваются как правильные или не правильные.
- Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Ведь между черным и белым всегда есть целый спектр градаций серого. И иногда достаточно всего одного слова, чтобы выйти за пределы закрытых вопросов.
Представьте себе классическую ситуацию русского богатыря, чешущего в затылке перед камнем на распутье трех дорог, на котором написано: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – денег лишишься, прямо пойдешь – с жизнью расстанешься». (слайд 12)
Какой вопрос стоит перед добрым молодцем? – «Куда пойти?» Ну и в данном случае все-таки предполагается не классический бинарный ответ, а триада.
Но как только мы добавляем простое слово «ещё» - «Куда ЕЩЁ пойти?», то мы сразу выходим за рамки закрытого вопроса, и перед нами открывается простор для фантазии.
Сколько есть вариантов у вас? Прямо сейчас? (выслушиваются ответы участников МК)
Вариантов, на самом деле, не три, а великое множество.
- Можно вернуться назад.
- Можно поехать вообще без дороги, по полю.
- Можно оставить коня слуге и пойти налево пешком.
- Можно построить воздушный шар и полететь.
- Можно воспользоваться какой-нибудь волшебной палочкой или ковром-самолетом.
- Можно вообще никуда не ехать, а решить все вопросы, позвонив по сотовому телефону...
Это была ситуация, когда все из первоначально обозреваемых альтернатив были неблагоприятны. Мы же с вами нашли гораздо лучшие варианты.
Продолжим работу над классификацией вопросов.
Группа открытых вопросов у нас получилась довольно обширная.
Анатолий Гин в пособии «Приемы педагогической техники» знакомит педагогов и учащихся с тремя видами вопросов (слайд 13):
Репродуктивные вопросы. Ответ на них – повторение уже известного. Обычно это те вопросы, на которые мы можем всегда ответить, вспоминая материал урока, или который прочитали в учебнике. «Такие вопросы неинтересны» - пишет автор приемов.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить неизвестное об этом объекте, но не претендует на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Тамберг Ю.Г. предлагает более развернутую классификацию вопросов. (слайд 14)
Предлагаю рассмотреть систематику вопросов Игоря Олеговича Загашева. (слайд 15)
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по – моему, вы сказали о …?»
Объясняющие вопросы «Почему?».
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы в мире, если бы …?», «Как вы думаете, как будет …?».
Практические вопросы. Такой вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Где можно применить?», «Как бы вы поступили на месте …?».
В чем же суть данного метода? (слайд 16)
- Используется Ромашка, на лепестках которой написаны типы вопросов. Здесь используется классификация Загашева.
- Класс делится на группы и у каждой имеется пояснение по типологии.
- Каждой группе предоставляется возможность вытянуть лепесток.
- Читается предлагаемый текст 1 раз.
- Составляются вопросы и записываются на лепестках. На этой стадии и происходит повторное обращение к тексту.
- В тетради записываются ответы на созданные вопросы..
Данный прием направлен на работу с учебным текстом. Все мы знаем, как подчас сложно побудить современного ребенка прочитать параграф учебника, а тем более не один, а два-три раза. Но благодаря этому приему у учеников появляется потребность прочитать текст несколько раз, а значит, обеспечивается более глубокое осмысление текста, вырабатывается умение самостоятельно добывать необходимую информацию.
Вопросы созданы, а, значит, они готовы к ответу. Каким образом можно организовать дальнейшую деятельность?
Хочу предложить вам те приемы, которые я использую на уроках. (слайд 17)
Шапка вопросов
| Ученики, не глядя, вытягивают вопросы и отвечают на них. Здесь можно еще раз обратиться к тексту для поиска ответа. |
Дуэль
| Если отвечающий не может ответить, то вопрос задается всем остальным |
Пресс-конференция | Если снова есть затруднения в вопросе, то отвечает его автор.
|
Время вышло. Прошу все лепестки с вопросами сложить в корзину. Ну а теперь требуется самый смелый участник МК, которому я предлагаю вытянуть вопрос и ответить на него. (После ответа поинтересоваться у авторской группы, правильно ли ответили?)
Подведем итог. Скорее всего, работая в группе, вы убедились в том, что в процессе создания вопросов действительно один раз прочитать текст недостаточно, требуется повторное обращение к нему. И как результат, текст будет более осмыслен и лучше запомнится.
Предлагаю вашему вниманию вопросы учеников 6В класса, которые они составили на уроке к этому тексту, используя прием «Ромашка Блума». (слайд 19-20)
Сегодня я познакомила вас с приемами, которые учат составлять вопросы, и направлены на работу с текстом для его лучшего понимания и усвоения. Предлагаю некоторые практические советы по применению данных приемов на уроках.(Приложение 3) А также формы деятельности, которые позволяют разнообразить приемы работы с готовыми вопросами. (Приложение 4) (слайд 21)
Надеюсь, что данные приемы помогут в вашей профессиональной деятельности.
А в завершении нашей встречи предлагаю посмотреть небольшой видеоролик «7 красных линий», снятый по рассказу А.Березина, и по возможности оценить вопросы, задаваемые участниками сюжета. (слайд 23)
DOCX / 117.34 Кб
Буклет
PUB / 731 Кб
Презентация к мастер-классу
PPTX / 3.7 Мб
Порошина Ольга Анатольевна
Васильева Виктория Павловна
Садварий Жанна Владиславовна
Васильева Виктория Павловна