Мастер-класс в 5 классе на тему «Интересная Гжель»
Мастер-класс «ИНТЕРЕСНАЯ ГЖЕЛЬ»
Место проведения: МБОУ СОШ № 1
Класс: 5
Цели и задачи:
-Знакомство с современными традициями росписи русской керамики (гжель).
-Вырабатывать способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративно-прикладного искусства.
-Научить особенностям гжельского письма (прием - «Мазок с тенью») – раскладка кистью круглых лепестков цветка.
-Формировать культуру быта нашего народа через русский народный фольклор.
-Формировать культуру человеческих отношений.
Инструменты и материалы: технологическая карта, мольберт, кнопки, бумага, гуашь белая и синяя, кисти №3,№1, шаблоны чайной чашки, ткань фланелевая, палитра, фишки синего цвета.
Ход занятия:
-Здравствуйте! Давайте заглянем в далекое прошлое и обратимся к Основам народного творчества. На своем мастер-классе я познакомлю вас с одной очень старинной, красивой и сказочной росписью, которая родилась на Руси. Это сине-белые цветы и птицы и небесного цвета посуда. Может кто-то уже догадался? (Конечно это ГЖЕЛЬ).
Белые чашки и белые блюдца:
Синее море бушует на них…
Иль васильковой поляной прольются
На белом фоне мазок или штрих…
Это роса, что в сирени застыла.
Капля за каплей «теряется» в ней…
Иль бирюза, цвета неба, остыла
На белой вазе в гостиной моей…
Гжель — так прекрасна, рисунки чудесны…
Ну, а фарфор мама ставит в сервант.
Бабушка чай наливает прелестный
В чашку из Гжели…
Я этому рад!
Гжель - название одного из сел. Это основной центр русской керамики. Гжель - это красота, гармония, сказка и быль. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.
Может кто-то из вас уже умеет расписывать изделия гжельской росписью?
Какие техники гжельской росписи вам знакомы? (приглашаю желающих принять участие в мастер-классе).
Я познакомлю вас с техникой гжельской росписи которая называется «Мазок с тенью» - это двойной набор краски на кисть.
Перед тем как делать сложные узоры, необходимо потренироваться на простых, и поэтапно рассмотреть роспись гжель и мастер-класс по её созданию. Для этих целей прекрасно подойдёт техника двойного мазка. Готовые элементы будут эффектно смотреться не только в общепринятых бело-голубых цветах, но и в любых других оттенках. Новичкам лучше брать простые фигуры, например, цветок, и тренироваться на них. Для того чтобы его нарисовать, понадобятся такие материалы и инструменты:
-акриловая краска стандартного цвета (белая и синяя);
-палитра для смешивания и получения нужного оттенка цвета;
-стакан с водой;
-лист плотной бумаги (для тренировки) или оформляемая поверхность (тарелка, игрушка, сувенир);
-плоские кисти разных размеров (желательно выбирать с таклоновым или беличьим ворсом).
После того как вы подготовили все необходимые материалы, можно продумать и нарисовать эскиз будущего рисунка. Новичкам следует начинать с отработки техники двойного мазка. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
1.На палитру кладётся немного синей и белой краски. Необходимо располагать их недалеко друг от друга.
2.После этого они аккуратно стягиваются между собой до плавного смешения оттенков.
3.Кисточка прикладывается к краске таким образом, чтобы синий цвет был у основания ворса, а белый — около края.
4.Кисточкой делается несколько мягких движений по поверхности для того, чтобы оттушевать переход цвета.
5.Первым делом следует научиться делать простой мазок. Для этого кисточка прикладывается к расписываемой поверхности и плавно проводится перпендикулярно расположению ворсинок. Таким образом, получится мазок без смешения оттенков. В процессе движения кистью следует контролировать нажим и делать его более или менее равномерным. Это необходимо для того, чтобы избежать прерывания цветовой линии.
6.На следующем этапе делается искривление нарисованной линии. Для этого кисть прикладывается к поверхности так, чтобы она была сильно прижата у кончиков ворса.
7.Линия ведётся в сторону и параллельно вращается вокруг своей оси на сто восемьдесят градусов.
8.В конце оборотов давление на кисть смещается к основанию ворсинок, и повторяются все те же действия. В итоге образуется узор в виде волны.
9.Далее, к узору добавляется угловатость. Для этого рисуется такая же волна, только в нижней части давление не переносится к основанию.
10.Точно так же повторяется движение в обратном направлении. В итоге формируется лепесток, который используется для большинства цветков в гжельской росписи.
11.Самыми сложными в технике теневого мазка являются капли. Они выполняются за счёт правильного поворота и расположения кисточки, а также быстрого снятия её с расписываемой поверхности. Для выполнения кисть ставится основанием в месте, где будет находиться центр капли.
12.После этого кисть проворачивается вокруг своей оси и передвигается в нужную сторону. В это же время давление на предмет ослабевает и линия становится более тонкой.
Когда она будет максимально тонкой, кисть резко снимается с поверхности.
Те же самые действия выполняются и с другими каплями, которые должны быть расположены рядом с первой.
В самом конце все нарисованные элементы собираются в единую композицию. Оба полукруга станут центром цветка, капли — обрамляющими лепестками, а линии — тычинками в серединке.
Основные способы изготовления гжельской керамики:
Формовка и литье. Сушка.
Формуют будущее изделии, скрепляют форму, и заливают глиняную основу. Сушат. Затем снимают форму и изделие готово.
Оправка.
Мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.
Роспись. Перед обжигом наносят подглазурную краску - кобальт, дающий после обжига изделия синий цвет различных оттенков. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, образуя тонкую пленку, предотвращающую стирание рисунка.
Обжиг гжели при температуре в 850-950 градусов для фарфора, 1200 градусов - для фаянса.
Покрывают глазурью. ( тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества).
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают.
Выставка творческих работ.
Посмотрите, какие интересные работы на нашей выставке. (Поставьте оценку друг другу).
Я вас благодарю за хорошую работу, и на память о нашем уроке можете взять свои работы.