Мастер-класс по технологии на тему «Птица счастья» (5 класс)
Открытый урок по технологии в рамках
проведения недели политехнического цикла:
«Птица Счастья….»
учителя технологии: Аветиковой Людмилы Яковлевны
2017г.
Модуль «Материаловедение».
Учитель Аветикова Л.Я.
Тема урока: “ Птица Счастья”.
Тип урока: Комбинированный. Урок закрепления, обобщения и систематизации теоретических знаний и технологических навыков.
Цели урока: Познакомить с традиционной народной игрушкой и изготовить «Птицу Счастья».
Задачи урока
обучающая – познакомить с весенними традиционными обрядами, повторить материал по разделу «Материаловедение», закрепить теоретические знания в практической работе на примере изготовления текстильной птицы;
развивающая – способствовать развитию мелкой моторики, творческого потенциала;
воспитательная - способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материала, уважения к народным традициям, приобщения к миру культуры.
Метод обучения:
Рассказ, инструктаж;
словесный с применением наглядности;
практическая работа;
объяснительный; иллюстративный; проблемный.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор
Компьютер
Материалы и инструменты:
лоскуты тканей из натуральных волокон размером 15*15 см;
нитки;
вата;
ножницы.
Оформление кабинета:
На проекторе – тема урока, цель, задачи, основные этапы урока, технология изготовления “ Птицы Счастья”;
На рабочих столах – наборы инструментов для работы с тканью, файл с необходимыми материалами для урока, инструкционная карта по технике безопасности.
В вазе на веточках посажены птички.
Под потолком – деревянная “птица счастья”.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Технологии обучения:
Игровая;
здоровьесберегающая;
информационная.
Ожидаемый результат: игрушка «Птица Счастья».
Раздаточный материал:
наборы инструментов для работы с тканью
файл с необходимыми материалами для урока
инструкция по технике безопасности (на каждом рабочем столе)
Межпредметные связи: природоведение, литература, музыка.
Объект труда: текстильная народная игрушка “ Птица Счастья”.
Общее время урока: 40 мин.
Литература: Учебник для 6 класса образовательных учреждений/Под ред. В.Д. Симоненко – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана – граф, 2005.-208 с.: ил.
Ход урока:
Сегодня урок необычный. Это будет урок - путешествия в страну птиц.
У: Тема нашего урока - «Птица Счастья…». (см. презентацию слайд № 2).
2.У: Внимательно послушайте мелодию (см. презентацию №4).
У: С каким временем года у вас ассоциируется эта мелодия?
Д: С весной.(ответы детей)
У: Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Подснежник».(см. презентацию слайд № 4)
У: Назовите, пожалуйста, приметы весны (см. презентацию слайд № 5).
Д: Светит солнце, бегут ручьи, прилетают птицы. (ответы детей)
У: Итак, я приглашаю всех в увлекательное путешествие в страну птиц. (см. презентацию слайд № 6)
У народные приметы. (см. презентацию слайд № 7)
Наши предки заметили, что весну на своих крыльях приносят птицы. Поэтому, на Руси издавна существовал такой обычай как закличка весны. Данный обычай должен был способствовать приходу Весны, ускорить наступление тепла, пробуждение природы.
В закличках-веснянках – песенках, которыми призывали Весну, часто обращались к птицам:
Жаворонушки на соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну – красну,
Лето жаркое…(см. презентацию слайд №8)
Закликая Весну, люди забирались на высокие деревья, крыши домов, заборы, лестницы, на пригорки - чтобы Весна – Красна услышала, как ее зовут. Кликали, как правило, дети и молодёжь. Они наряжались в праздничные наряды и залезали на самое высокое место во дворе. Там они пели веснянки и подкидывали в небо «жаворонков» и «куличиков» - из теста вылепленных птиц. Подбрасывали обрядовых жаворонков высоко в небо с пожеланием, чтобы поскорее пришла Весна, а так же их дарили друзьям и родным.
Сегодня мы не будем лепить птицу из теста, мы изготовим «Птицу Счастья» из ткани.
Текстильная птица имела широкое распространение в центральных губерниях России. В Тульской губернии «Птицу Счастья» делали для обряда заклички Весны. Женщины и девушки выходили в поле и кликали Весну, если в момент проведения обряда на какую - либо женщину садилась птица, то данный год для неё будет счастливым.
Давайте мы с вами посмотрим на календарь. (см. презентацию слайд №9). Закликать весну начинают 1 марта. А 7 апреля последний день заклички весны!!!! И сегодня изготавливая «Птицу Счастья» мы, таким образом, закликаем Весну - Красну.
(см. презентацию слайд № 11)
У вас на столе лежат различные материалы и инструменты.
У: перечислите, какие материалы и инструменты есть у вас.
Д: Нитки, вата, ножницы, ткань. (см. презентацию слайд № 12)
У: На столе у вас– ткань. Возьмите её в руки и определите, вид ткань?
Д: Хлопчатобумажная
У: На слайде вы видите сырьё, которое используется для изготовления разных тканей? (см. презентацию слайд № 13)
У: Какое сырьё используется для изготовления хлопчатобумажных тканей?
Д: Волокна, расположенные в семенах хлопчатника.
(см. презентацию слайд № 15)
У: Приступая к работе, не забываем соблюдать технику безопасности. (см. презентацию слайд № 16).
У: Тест по ТБ (см. презентация слайд №17).
У: Итак, перед вами кусочки хлопчатобумажной ткани размером 15*15 см
Нам необходимо положить на парту лоскуток ткани лицевой стороной вниз. Вы знаете, что у ткани две стороны - лицевая и изнаночная.
У: сгруппировать основные признаки сторон. Основные признаки перед вами на слайде.
Слайд-
Яркий рисунок.
Наличие ткацких дефектов.
Отсутствие ткацких дефектов.
Поверхность ткани более гладкая.
Неяркий рисунок.
Поверхность ткани менее гладкая.
У: Проверка: Лицевая - 1,3,4, Изнаночная - 2,5,6,
3. Практическая работа. Изготовление «Птицы Счастья».
1.Возьмите ткань и положите её лицевой стороной на парту.
(см. презентацию слайд № 19)
2.Складываем лоскуток по косой (под углом 45 градусов). (см. презентацию слайд № 20)
3. Складываем по диагонали, и ещё раз по диагонали. (см. презентацию слайд № 21,22)
4. А теперь формируем клюв: отступаем от вершины детали 0,7 мм, перевязываем ниткой. (см. презентацию слайд № 23)
5.Формируем голову (берём небольшой кусочек ваты, скатываем его в форму шарика и вкладываем между слоями ткани, перевязываем ниткой).
6.Формируем тельце и хвост (берём кусочек ваты, и подкладываем между слоями, перевязываем ниткой).
7. Из оставшихся с боку концов ткани. Формируем крылья.
4. Итог урока.
Наша Птица готова, пусть она принесет вам счастья! (см. презентация №24).
А сейчас, я хочу, чтобы вы взяли вашу «Птицу Счастья» в руки, и потренироваться кликать весну.
Жаворонушки на соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну – красну,
Лето жаркое… (см. презентация №25).