12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янакова Ольга Александровна8161
Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)
Россия, Челябинская обл., Сатка
Материал размещён в группе «МАСТЕР-КЛАСС»

Тема: Тарелка «Сказочная Гжель».

Возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Тип: интегрированное занятие.

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

 Цель: изготовление декоративной тарелочки «Сказочная Гжель» в технике пластилинография.

Задачи:

- воспитывать интерес и продолжить знакомить детей с народными промыслами;

- учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи;

- закрепить знания детей о цветовой гамме (белый фон, сине-голубой рисунок) и элементах гжельской росписи: усики, капельки, стебельки-веточки, листочки, агашка;

- развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами гжельской росписи, презентация).

- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

- Практический (самостоятельное выполнение работы).

Подготовительная работа: отрисовка гжельского узора для будущего шаблона-тарелочки.


Отрисовка узора
JPG / 3.57 Мб

Материалы и оборудование:

- Мультимедийный проектор;

- Ноутбук;

- Презентация PowerPoint.

- изделия гжельской росписи;

- образец готовой работы;

- разрезные картинки гжельской посуды для д/и «Собери картинку»;

- заготовка тарелочки на плотном белом картоне с контурным рисунком 


Шаблон тарелочки Гжельский узор
PNG / 1.89 Мб

 

 (Шаблон тарелочки Гжельский узор);

 

- набор цветного воскового пластилина (синий, белый);

- бисер (белый, голубой, прозрачный).

- стека;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- ватные палочки;

Рекомендации по организации работы с детьми в технике пластилинография:

  • При работе по созданию пластилиновых картин лучше использовать восковой пластилин, он более мягкий, поэтому хорошо раскатывается и не прилипает к рукам. При работе с таким пластилином детские ручки не так устают, и ребенок в полной мере может насладиться работой по созданию пластилиновой картины.
  • Пластилин — материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
  • Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта.
  • Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком или лаком для волос «Прелесть». Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  • На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой и осанкой детей. Ребенок не должен низко наклоняться над столом, можно чередовать работу сидя и стоя. В процессе выполнения работы необходим минутный отдых в виде физкультурных минуток и разминок.

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительная организационная часть

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?!

Слайд 2

(Презентация «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель»)


Сказочная гжель (презентация)
PPTX / 23 Мб

- Ребята, так что же такое «Гжель»?

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все – это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Слайд 3 - Слайд 7

А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.

Давным-давно это было. В некотором царстве,

в российском государстве, недалеко от Москвы,

средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (Слайд 8). Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 9). Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 10). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 11). Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется (Слайд 12). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 13). Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 14). Стали дальше думу-думать.

Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.

И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 18). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 19).

- Вот такая история. Но что-то мы, ребята, засиделись.

 

Ответы детей.

Дети дополняют рассказ своими знаниями

Практическая часть

Физ. минутка "Чайник"

Вот большой стеклянный чайник,

(Надули животик, одну руку поставили на пояс)

Очень важный, как начальник

(Другую руку изогнули – «носик»)

Вот фарфоровые чашки

(Присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца:

(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос

(Легли, вытянулись)

Он посуду нам принёс.

 

- Ребята, так бывает, но посуда иногда разбивается. Вот и у нас одни осколки. Давайте попробуем их собрать, как будто склеить, и посмотрим, что у нас получится.

Дидактическая игра «Собери картинку»

- Молодцы, ребята, вы отлично справились. Очень досадно бывает, когда посуда разбивается, мы перестаем любоваться её узорами и орнаментом. Я предлагаю вам сегодня сделать тарелочку на картонной основе, которая не разобьется. А украшать её будут узоры гжельской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а мы сделаем это необычным способом – при помощи пластилина. Только для начала давайте вспомним элементы узора гжельской росписи.

(Демонстрация образца узора и описание техники выполнения Слайд 20 – Слайд 34)

Выполнение по тексту на примере движений педагога

Собирают разрезные картинки.

Ответы детей

Самостоятельная работа

20-25 минут

Раскатываем тонкую колбаску-жгутик.


 


 

Начинаем с помощью таких жгутиков выкладывать стебельки, веточки в произвольном порядке.


 


 

Формируем завитки, начиная от центра.


 


 


 


 


 

Затем скатываем шарик для формирования капелек.


 


 

Диаметр шарика должен быть равен ширине элемента на контурном рисунке.


 

Расплющиваем шарик на поверхности рисунка.


 

Далее примазываем шарик, совершая движение пальцем, подобно мазку кисти.


 


 

Корректируем капельку согласно контурному рисунку с помощью стеки.


 


 

Таким же образом делаем остальные элементы-капельки на тарелочке.


 


 


 

Вместе с формированием капелек на стебельках формируем и точки. Раскатываем шарик по размеру на контурном рисунке и приплющиваем к поверхности тарелочки.


 


 


 

Если в процессе работы появилось загрязнение и развод от пластилина, то убираем его при помощи ватной палочки.


 


 

Когда все элементы стебельки, завитки выполнены, можно приступить к следующему этапу.


 


 

(На данном этапе можно провести физкультурную минутку «Чайник» или дидактическую игру «Собери картинку»).


 

Путем смешивания синего и белого пластилина получаем голубой, который понадобится нам в дальнейшей работе.


 


 

Берем синий кусочек пластилина и начинаем примазывать его к поверхности листика по краю, ориентируясь на разметку.


 


 


 

Берем голубой кусочек пластилина и формируем из него серединку листа, сглаживая места стыка.


 


 


 

Приступаем с формированию гжельской розы. Берем два одинаковых синих шарика, размеры которых соответствуют размеру элемента на рисунке, и два голубых шарика меньше синих втрое.


 

Вдавливаем голубой шарик в синий, смещаясь к нижней части.


 


 

Далее начинаем формировать лепестки цветка, примазывая попарно нижние лепестки, двигаясь к центру.


 


 


 


 

Раскатывая тонкие ниточки-жгутики, оформляем серединку цветка. Делаем маленькие шарики-точки и вдавливаем ориентируясь на контур.


 


 


 

Оживляем работу, процарапывая прожилки листиков, лепестков. Оформляем край тарелочки.


 


 


 


 

- Когда работа готова, можно оживить ее, украсив некоторые элементы бисером. Теперь тарелочка заиграла, будто она и впрямь фарфоровая. Смотрите как красиво!


 


 


 


 


 

Самостоятельное выполнение работы.

Заключительная часть

 


 

- У вас получились отличные тарелочки, украшенные узорами гжельской росписи. Подобно мастерам из Гжели вы продемонстрировали в этой работе всё своё умение. Этой работой можно украсить уголок в детской комнате или преподнести в качестве подарка, не боясь, что тарелочка испортится или разобьется.

 

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера,

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Вы молодцы! Спасибо!

(Слайд 36)


 

 

Ответы детей.

Опубликовано в группе «МАСТЕР-КЛАСС»


Комментарии (43)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 26.07.18 в 20:55 6Ответить Пожаловаться
Замечательно! Подробно, доступно. Спасибо!!!!!

Янакова Ольга Александровна, 26.07.18 в 20:56 5Ответить Пожаловаться
Елена Федоровна, Вам спасибо за отзыв!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 26.07.18 в 21:08 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за мастер-класс! Всё получилось просто замечательно!
Янакова Ольга Александровна, 26.07.18 в 21:10 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна.
Семяшкина Ирина Васильевна, 26.07.18 в 21:19 5Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо за мастер-класс, Ольга Александровна.
Янакова Ольга Александровна, 26.07.18 в 21:20 4Ответить Пожаловаться
Вам, Ирина Васильевна, спасибо за высокую оценку работу!
Екатерина Алексеевна, 26.07.18 в 21:41 5Ответить Пожаловаться
Очень понравилась ваша тарелочка!Красота!!
Янакова Ольга Александровна, 26.07.18 в 21:47 3Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Екатерина Алексеевна.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.