Мастер-класс «Использование игровых технологий на уроке русского языка в начальной школе».

Мастер-класс «Использование игровых технологий на уроке русского языка в начальной школе».
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости.
Приветствую вас на мастер-классе. «Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе».
Почему именно игра? У меня сейчас 3 класс и могу точно сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть.
Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.
2024 год в России объявлен годом Семьи. Материал, подготовленный для мастер-класса будет в данном направлении.
1. Игра «Разминка».
Игру «Разминка» я использую в начале урока. Предлагаю и вам провести разминку на тему: «Семья». Необходимо отвечать на вопросы быстро и правильно.
- мужчина по отношению к женщине, с которой состоит в браке. (МУЖ)
- женщина по отношению к мужчине, с которым состоит в браке .(ЖЕНА)
- отец, мать мужа. (СВЕКР, СВЕКРОВЬ)
- отец, мать жены. (ТЕЩА, ТЕСТЬ)
-брат, сестра мужа. (ДЕВЕРЬ, ЗОЛОВКА)
- брат, сестра жены. (ШУРИН, СВОЯЧЕНИЦА
- отец одного из супругов по отношению к родителям другого (СВАТ)
2. Работа со словарем.
В современном мире у младших школьников наблюдается скудность речи и лексического запаса слов. Обучающиеся допускают большое количество ошибок в устной и письменной речи. При пересказах дети с трудом строят предложения, не сразу могут подобрать синонимы, повторяя одно и тоже слово несколько раз, что делает речь неинтересной и сухой.
На уроках русского языка обучающиеся учатся работать со словарями.
Работу с пословицами и поговорками проводим и на уроках литературного чтения, и на уроках русского языка.
3. Игра « Пословицы- перевертыши».
-Для одного воспитателя взрослый с очками. (У семи нянек дитя без глазу)
-Глазами стариков умалчивается ложь. (Устами младенца глаголет истина)
- Новые враги хуже старого одного. (Старый друг лучше новых двух)
- Леди в карете – скакунам тяжелее. (Баба с воза – кобыле легче)
- Дома плохо, и в гостях неважно. (В гостях хорошо, а дома лучше).
Во время изучения темы «Состав слова. Однокоренные слова» можно предложить такую игру.
5. Игра «Вырасти дерево» из корня «СЕМЬЯ» (подберём родственные слова к слову).
Семейка, семейный, семейственность, семейство, семьянин, малосемейка, общесемейный.
Во время изучения частей речи, я предлагаю следующие виды игры.
6.Игра «Хлопки». (Имя существительное-1 хлопок, имя прилагательное -2 хлопка, глагол-3 хлопка). Для закрепления можно предложить такие игры.
7. Дидактическая игра «Моя семья - самая…».
Ход игры: участники поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?
-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, веселая, умная, спортивная).
8. Игра «Сочинитель».
Составьте рассказ о маме и папе, используя только ГЛАГОЛЫ.
(Родила, кормила, заботилась, воспитывала, наставляла, переживала, лечила, ухаживала, беспокоилась, встречала).
9. Игра «Круги на воде».
Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше.
Перед нами озеро.
1.Бросим в него камешек под названием «род» - запишите в центре слово « род».
2.От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – р, о, д.
3.Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего три
(радость, дом, отчий)
Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.
Я с радостью вспоминаю свое детство. Светлый и уютный дом в маленьком городке был наполнен счастьем и любовью. Отчий дом всегда останется в моем сердце.
11. Творческое задание. Составление синквейна.
Вспомним правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
А сейчас мы объединимся в группы и составим синквейн к слову СЕМЬЯ.
Семья
Веселая, дружная.
Заботится, поддерживает, любит.
Человек без семьи, как дерево без плодов.
Счастье.
В конце урока провожу рефлексию.
В конце занятия можно предложить такую игру «« ВЕРНО » и «НЕВЕРНО».
12. Предлагаю Вам подвести итог в игре, используя сигнальные карточки. (красный и зеленый цвет)
Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – показываем зеленую карточку , если отрицательное – красную .
+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;
+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;
- Подготовка требует больших затрат времени;
+ Является естественной формой труда ребенка;
- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
- Сложность в оценке обучающихся;
+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе способствует успешной организации учебной деятельности и повышает качество знаний.
Желаем Вам в работе вдохновенья,
В кругу семьи –тепла и доброты.
Среди детей- любви и уваженья.
И в жизни-сбывшейся мечты.
.