12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Айнетдинова Сория Исхаковна35
Педагогический стаж работы 21 год. 1 квалификационная категория.
Россия, Самарская обл., Сызрань
8

Мастер-класс: «изготовление красок для нетрадиционных способов рисования с детьми раннего возраста»

мастер-класс айнетдинова
DOCX / 1.24 Мб

МАСТЕР-КЛАСС: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК ДЛЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ  С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Айнетдинова Сория Исхаковна, воспитатель,

Iквалификационная категория

                        ГБОУ СОШ №4, СП «Детский сад№62»,

  Самарская область, г.о. Сызрань

 

 

 

       Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

    Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета.     

      Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения.

Цель: Привлечь внимание педагогов к ценности изобразительного творчества детей. Раскрыть значение рисования для развития ребёнка. Вовлечь педагогов  в образовательный процесс.

Задачи:

- создать благоприятную творческую обстановку;

- познакомить педагогов с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и идеями приготовления красок;

- предложить использовать знания и умения в работе с детьми;

- повышать педагогическую компетентность педагогов  в художественно – творческом развитии детей;

 

Оборудование:

- рабочее место для каждого участника мастер-класса;

- клеенки на столы;

- материалы и оборудование для изготовления пальчиковой краски из расчета на одну порцию: мука (1 стакан), соль (1 столовая ложку) и растительное масло (емкость с 1 чайной  ложкой), жидкие  красители для пасхальных яиц (желтый и зеленый); ёмкость для перемешивания ингредиентов, столовая ложка, чайная ложка, вилки для размешивания       ( по количеству участников),

-одноразовые пластиковые тарелочки для красок (по 2 шт. на стол);

- листы для рисования размером А 4 разной тональности;

- кисточки №5-7;

- баночки с водой;

- баночки для кистей;

- салфетки;

-перчатки;

- влажные салфетки;

- памятка «Самостоятельное изготовление пальчиковых красок»                                                План мастер-класса:

1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.

3. Основная часть. (Практическая). Изготовление краски.

4. Мастер - класс. Рисуем пальчиками и ладошкой.

5.   Выставка рисунков детей раннего возраста.

6 . Рефлексия эффективности мероприятия

7. Памятка  «Организация художественно – изобразительной деятельности ребёнка».

    Добрый день, уважаемые педагоги! Я очень рада видеть Вас на моем мастер-классе! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.

    Я предлагаю вам сегодня на практике освоить две техники рисования – это рисование с пальчиками и ладошками. Способы настолько просты, интересны и доступны для любого возраста детей, начиная с раннего возраста.  Ведь у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью. А главное, что рисование  играет роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, в развитии творческого потенциала.

Рисование ладошкой - эта маленькая игра, что позволяет чувствовать себя смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же способствует развитию координации движений и дает хороший положительный настрой.          

Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно!

В ходе рисования ладонью дети воспроизводят разнообразные движения (прикладывание, прихлопывание, размазывание), ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. 

Рисование пальчиками это хороший рефлекторный массаж. Такие занятия служат прекрасным средством для расслабления детей, дают малышу необходимую творческую смелость. Знакомство с техникой рисования пальчиками начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Пальчиковые  краски - совсем не вредны, не токсичны и легко смываются водой. И, конечно, рисование пальчиками – это не только полезно, но и еще и очень увлекательно.

Основная часть  (Практическая)

Шаг 1. Готовим краску. Самостоятельное изготовление пальчиковых красок.                     В результате получаются очень яркие краски, которые по цвету не отличишь от тех, что продаются в магазине. Для их приготовления нужно смешать муку (1 стакан), соль (1 столовую ложку) и растительное масло (1 чайную ложечку). Аккуратно влить полстакана холодной воды, размешать. Можно делать все ложкой или вилкой, но удобнее и практичнее – в блендере. В результате должна получиться масса по консистенции напоминающая сметану.

Шаг 2. Делим всю массу на равные части и раскладываем по небольшим баночкам. В каждую добавляем свой пищевой краситель, размешиваем.

Шаг  3. Колеровка краски.   Есть несколько вариантов, как заколеровать приготовленную массу. Самое простое — это взять пищевые красители, которые используются для выпечки или окрашивания пасхальных яиц. В каждую баночку добавляем свой пищевой краситель, размешиваем.

 Можно также приготовить и свои колеры, используя овощи, ягоды, фрукты, специи:

  • Красный и розовый – сок свеклы, брусники, клюквы, вишни.
  • Оранжевый – сок мандарина, моркови.
  • Малиновый – сок смородины.
  • Фиолетовый – сок черники.
  • Зеленый – сок или отвар петрушки, шпината, укропа
  • Желтый – шафран, куркума.
  • Коричневый – какао, кофе, шоколад.

Шаг 4. Перемешиваем краски. После добавления красителя – снова хорошо перемешиваем краски, чтобы цвет равномерно распределился, и пальчиковые краски были однородного оттенка. Ну,  вот теперь можно сказать, что пальчиковые краски для детей  готовы. Рецепт очень простой, не занимает много времени на изготовление. Готовые пальчиковые краски рекомендуется хранить в холодильнике 1-2 недели. Сделать своими руками пальчиковые краски несложно. Их можно смело использовать как для малышей до года, так и для более старших детей, которые уже перешагнули годовалый рубеж. Если все-таки возиться с изготовлением самодельных красок вам не хочется, можно купить пальчиковые краски в магазине.

Шаг 5 .Рисуем красками.

Основу — фон для рисунка готовит взрослый, а ребенок заполняет ее отпечатками кисти и пальчиками. Мы возьмем тонированную бумагу разных цветов.

Я хочу предложить вам, на минуточку вернуться в удивительный мир детства и самим побыть маленькими художниками - детьми раннего возраста.

Шаг 6. А сейчас мы разомнем наши пальчики и  проведем пальчиковую гимнастику «Повстречались»


(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук,  начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога,  вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.


Шаг  7. Показ, объяснение. Перед тем как нарисовать намеченную композицию, необходимо детям продемонстрировать реальную видимость предмета.  В данном случае – это картинка «Одуванчики в траве». Дать детям поразмышлять, каким образом можно изобразить предметы.

Шаг  8. Выполнение работы. Берем ладонь и окунаем ее в краску зеленого цвета. Делаем отпечаток ладони на бумаге. Прижимаем и удерживаем всю ладонь и пальчики, затем медленно приподнимаем только ладонь (пальцы при этом прижаты к бумаге), потом отрываем от бумаги и пальчики.  Затем пальчиком набираем желтую краску изображая цветы-одуванчики.

 

 Шаг 9. Картина нарисована, просим «художников» продемонстрировать свои рисунки.

 

- Отпечатки желтого  на зеленом фоне — «Одуванчики на лугу»

 Наша фотогаллерея с детьми 2-3 лет.

Птицы-снегири, воробьи или синицы (если подрисовать глазки и клюв)        

- Зеленые  отпечатки ладоней на светлом фоне — это  туловище, затем можно пальчиками дорисовать голову, глазки и ротик и получится гусеница.                 

На темном фоне с темно — коричневыми стволами деревьев прекрасно смотрятся белые шапки снега, нарисованные на деревьях.

                     

- Желтые, оранжевые, красные отпечатки, нарисованные на подготовленном заранее фоне осенних деревьев — это осенняя листва

                                      

- На голубом или темно-синем  фоне   очень красиво смотрятся аквариумные рыбки.                   

Можно нарисовать пальчиками и ладошками цветущий луг. Детьми обычно с радостью приветствуется техники рисования пальчиками и ладонью.

 

Можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.       

 

Здесь ребенок фантазирует, размышляет, самовыражается.

Заключительная часть. Итог.

      Рисование пальчиками и ладошками  доступно даже самым маленьким деткам.  Правила пользования с красками необходимо проговаривать своим деткам, для того, чтобы ребенок правильно учился обращаться с красками и воспитывать в нем аккуратность. И обязательно хвалите малышей, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях.

Вот и подошёл к концу наш мастер – класс.

Спасибо за ваше участие. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Я вижу замечательные рисунки в необычной технике.   У кого есть вопросы или пожелания?

Разрешите раздать вам, уважаемые слушатели, памятки «Самостоятельное изготовление пальчиковых красок»

Литература:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» издательство: «Паритет», год: 2003
  2.  Валасина А. « Рисование с малышами».
  3. Гончарова Д. «Школа фантазёров». Издательство: ООО "Хатбер-пресс",год : 2010
  4. Ермакова И.А. «Поиграй, со мной мама!». Издательство: СПб.: Литера, год: 2007
  5. Ильина Н. «Как вырастить ребёнка умным и счастливым» Издательство: «Вектор», год 2011.
  6. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»». Москва, изд. Мозайка Синтез ,  год 2009г.
  7. Комарова.Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7лет, год: 2017
Опубликовано


Комментарии (1)

Мастина Ольга Валерьевна, 06.09.19 в 10:22 1 Ответить Пожаловаться
Мастер-класс интересный, но, соглашусь с Еленой Аркадьевной - его следует доработать. Воспользуйтесь функцией редактирования.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.