Предварительный просмотр презентации
ФГБОУ ВО «ПВГУС» ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Индивидуальная проектная деятельность детей на занятиях по лепке (на примере русской традиционной лепной игрушки) Итоговая работа на тему: Лепка скопинской игрушки «Медведь» Работу выполнила Еремеева Инна Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный Тольятти, 2022
Цель: Познакомить обучающихся с приемами и последовательностью лепки скопинской игрушки «Медведь».
Задачи: Познакомить со скопинским народным промыслом . Развивать познавательную активность к изучению русских народных промыслов. Развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, творческое воображение. Воспитывать уважение к чужому труду.
Развитие детского творчества является одной из актуальных проблем современного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Актуальность:
пластилин, стеки, петли, ножи; доска для лепки, салфетки. Материалы и инструменты:
История скопинской игрушки Город Скопин и окрестности издавна славился своей гончарной глиной. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, изготавливалась еще во времена Киевской Руси. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара — Демка Киреев, сын Бердников. Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Простую гончарную глину использовали здесь для изготовления всевозможной бытовой посуды — кувшинов, крынок, мисок. Гончары уделяли особое внимание форме изделий, а для украшения применяли штампики, лепную оборку края.
Одновременно с изготовлением посуды делали игрушки: фигурки коней, птичек-свистулек, всадников, которые имели лаконичную формы, без деталировки и отделки. До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением цветного глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. С середины XIXв. в Скопине получило широкое распространение производство декоративных покрытых глазурью сосудов.
Скопинские гончары стали проявлять не виданную ранее в России фантазию. Вместо грубых горшков, они стали делать изящные изделия, создавая сказочные образы. Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. Во время Первой мировой войны и в 1920-е годы производство приостановилось. С 1934 года производство снова возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас — ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир».
Особенности промысла Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Отличие состояло в том, что сосуды изготовляли ручной лепкой как своеобразные скульптуры. Сосуды дополнялись лепными фигурками птиц и рыб. полуфантастических животных. В некоторых изделиях фигуры птиц или животных превращались в сосуд, в котором могли переплестись несколько фигур. Украшенные фигурными налепами, процарапанными или наштампованными орнаментами сосуды представляют собой фантастические сооружения, вызывающее удивление. Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов.
План выполнения работы: Разминаем пластилин коричневого цвета. Делим его на две части. Из одной будем лепить тело медведя, из другой - рыбу. 1
План выполнения работы: Начинаем лепить медведя. Вытягиваем голову. На голове – уши и нос. Не забываем, что в сопинской игрушке пропорции тела четко не соблюдаются. 2
План выполнения работы: Лапы так же можно вытянуть, но для детей легче вылепить отдельно и примазать к туловищу. Фигура медведя готова! 3
План выполнения работы: Лепим рыбу в вставляем её в лапы нашему медведю. 4
План выполнения работы: Детализируем фигуру медведя и рыбы с помощью стеки. Игрушка готова! 5
Список литературы и интернет-источников: 1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль.: Академия развития, 1998. 2. Пантелеева Л. Искусство русской глиняной игрушки // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – с. 43 – 47 3. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992. 4. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1997. 5. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/01/22/proektno-issledovatelskaya-rabota-skopinskiy-hudozhestvennyy-goncharnyy 6. https://russianarts.online/40968-skopinskaya-keramika-2/ 7. https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/skopinskaya-igrushka.html
Поспелова Галина Васильевна