Мастер-класс «Корзинка из глянцевых трубочек»
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области
Семова Юлия Валерьевна
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: мастер-класс для учащихся с 10 лет.
Методы изучения: объяснение, демонстрация приемов работы, практическая работа.
Цель: изготовить корзинку из глянцевых трубочек.
Задачи:
освоение технологии плетения из бумажной лозы корзинки, приобретение навыков практической деятельности по плетению корзинок из вторичных материалов (рекламы);
развитие способности анализировать и преобразовывать окружающую действительность, любознательности в технике декоративно-прикладного искусства;
воспитание бережного отношения к вторичным ресурсам, экологического мышления, трудолюбия и аккуратности в работе.
Ожидаемый результат: изготовление корзины из глянцевых трубочек, расширение знаний и умения приемов работы с бумажной лозой.
Материалы: глянцевые журналы (реклама), клей ПВА и «Титан», спица 1,2 мм, ножницы, бокорезы, картон, любые емкости для формы (бутылки пластиковые), прищепки.
Ход работы
Организационно-мотивационный этап
Цель этапа – настроить обучающихся на активную работу на занятии.
Здравствуйте! Сегодня мы будем плести из бумажной лозы. На предыдущих занятиях вы научились изготавливать трубочки из бумаги, научились основным приемам плетения. Сегодня мы плетем из глянцевых журналов (рекламы).
Вторичное использование печатной продукции позволяет сохранить деревья и снизить нагрузку на природу вредных промышленных факторов при изготовлении бумаги. Переработка использованной бумаги снижает объем вредных выбросов в атмосферу при сжигании. Плетение из бумажной лозы позволяет сделать много полезных в быту и красивых изделий, которые будут долго служить.
Как же сделать полезное и красивое изделие из глянцевых журналов? Для этого надо овладеть несложными приемами плетения из бумажной лозы. С некоторыми из них вы уже знакомы. Назовите, пожалуйста.
Сегодня мы научимся плести несложную корзинку.
Опорные понятия: бумажная лоза (трубочки), стойки (основа плетения), рабочие трубочки (ими оплетают стойки), наращивание трубочек (в широкую трубочку вставляют узкий конец новой трубочки), веревочка в две трубочки (трубочки переплетаются вокруг стойки и между собой, передняя уходит за стойки, задняя вперед, меняются местами), веревочка в три трубочки, загибка (оформление края изделия).
Этап организации учебной деятельности.
Цель этапа - практическая работа.
1. Нарезаем из глянцевых журналов полосы 7х30 см по длинной стороне. Чтобы получить белые трубочки, крайние листы кладем белым краем справа.
2. Скручиваем на спице трубочку, склеиваем с помощью ПВА.
3. Наращиваем попарно 14 трубочек для стоек. Для этого на узкий конец капаем клей «Титан», вставляем в широкий конец трубочки. Берём цветные трубочки, стойки кладем в длину, остальные попарно поперек. Можно фиксировать прищепками. Оплетаем, перекрещивая, по 2 стойки, рабочие трубочки белые.
4. Далее плетем веревочкой в 2 трубочки.
5. Проплетаем второй ряд и разделяем боковые трубочки по 2.
6. Продолжаем плетение. Добавляем по 2 трубочки в боковые стойки, чтобы расширить плетение. Плетем 3 ряда.
7. Оплетаем пары стоек по отдельности.
8. Далее поднимаем стойки, проплетаем ряд верёвочкой в 2 трубочки, придерживая стойки к верху.
9. Далее плетем веревочкой в 3 трубочки, для этого вклеиваем дополнительную трубочку. Начинаем с крайней справа, накладываем ее на 2 пары стоек и закладываем за 1, затем со следующими трубочками поступаем так же, все время накладывая на 2, заправляя за одну стойку.
10. Заканчиваем веревочку в 3 трубочки в месте, где начали, отрезаем и заправляем ненужную трубочку. Продолжаем плести веревочкой в 2 трубочки белыми трубочками. Для придания формы ставим на донышко подходящие пластиковые бутылки (у меня две бутылки с клеем, можно с водой для утяжеления), соединяем их скотчем.
11. Далее проплетем ряд белыми и поменяем на цветные трубочки. Начинаем плести ситцем вдогонку, первая трубочка идет по всей длине на одну, за одну, затем наращивается, продолжаем второй трубочкой сверху в шахматном порядке также.
12. Проплетаем несколько рядов ситцем цветными трубочками, у меня получилось 7 см. Наращиваем белые трубочки, продолжаем плетение веревочкой в 2 трубочки.
13. Подклеиваем дополнительную трубочку для веревочки в 3 трубочки, проплетаем ряд и удаляем третью трубочку, плетем еще 3 ряда веревочкой в 2 трубочки.
14. Вырезаем из плотного картона шаблоны для плетения отверстия для ручки.
15. Заправляем картон за стойки и проплетаем4 ряда веревочкой в 2 трубочки.
16. В конце ряда отгибаем рабочие трубочки, обрезаем под углом бокорезами или ножницами.
17. Смазываем клеем и вставляем за стойки.
18. Удаляем по одной стойке, обрезая по уровню плетения. Чтобы оформить край корзинки, делаем загибку. Наклоняем оставшиеся стойки за соседнюю справа, последнюю стойку заправляем под первую. Заправляем влево внутрь, нанося немного клея на отрезанные стоечки, прижимаем.
19. Когда прошли ряд, вытаскиваем форму, подклеиваем и подрезаем оставшиеся концы стоек внутри.
20. Корзинка готова. На ощупь она твердая, хорошо держит форму. Можно покрасить, используя акриловые колеры и лак. После высыхания нужно обработать акриловым лаком, он не имеет запаха, можно немного разбавить водой для проникновения между плетением. После полного высыхания можно использовать для хранения расчесок, косметики, можно использовать для цветов.
Рефлексия
Цель этапа – организовать коллективную рефлексию.
Мы закончили плетение корзинки. Давайте рассмотрим наши работы.
Вам понравилось плести из бумажной лозы?
Какие трудности возникли во время работы?
Для чего вы будете использовать плетеные корзинки?
Как можно декорировать плетеные предметы?
Какие еще изделия из лозы вы хотите освоить?
Сегодня все справились с работой, молодцы!
Пролубщикова Наталья Владимировна
Семова Юлия Валерьевна
Галина Владимировна
Семова Юлия Валерьевна
Светлана Валентиновна Кузнецова
Семова Юлия Валерьевна
Михайлова Татьяна Владимировна
Ванчугова Светлана Михайловна