Мастер-класс «Мастерская Деда Мороза» (4–6 класс)

8
0
Материал опубликован 6 February 2020 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №166

с углубленным изучением отдельных предметов

________________________________________________________________

620141, Екатеринбург, ул. Пехотинцев, 14, тел./факс: 366-04-16



t1581005488aa.png



Матер – класс «Мастерская Деда Мороза»



t1581005488ab.png



Автор разработки:

Шалаева Марина Николаевна, учитель физики и математики

МАОУ СОШ № 166 с УИОП г. Екатеринбурга, ВКК.



Пояснительная записка.

Настоящее время предъявляет большие требования к человеку. Нужны люди знающие, активные, инициативные, умеющие действовать обоснованно, мотивированно принимать решения. Такие люди мгновенно приспосабливаются к постоянно меняющемуся окружающему миру, то есть люди мобильные и коммуникабельные. Научно-техническая революция предъявляет свои условия к человеку. Он должен отличаться высоким уровнем профессиональной подготовки, уметь участвовать в творческом труде, с широким кругозором, экспериментальными навыками. В подготовке будущего специалиста, не только в области техники и высоких технологий, большую роль имеет формирование инженерного мышления. Развития данного типа мышления необходимо, чтобы выпускники могли существовать в нашем высокотехнологическом обществе. Способы могут быть разные: кружки робототехники и лего-конструирование, а также учебные курсы. Как нельзя лучше формирует инженерное мышление УМК «Наглядная геометрия» И. Ф. Шарыгина. В основу УМК положен принцип наглядности, где основное внимание уделяется чертежам, графикам и рисункам. А занятия нацелены на освоение различных методов решения геометрических задач. В ходе решения таких задач учащиеся учатся совместно искать решения, составлять примеры, выявлять закономерности, строить чертежи, выполнять задания на разрезание и складывание фигур, применять интуицию. Эти задания формируют пространственное мышление, прививают эстетический вкус и повышают мотивацию. В курсе «Наглядной геометрии» учитель стремится к формированию научного мировоззрения, универсальных учебных действий у учащихся, необходимых не только инженеру, но и любому специалисту будущего. Под инженерным мышлением понимают мышление, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях. Основными свойствами инженерного мышления являются политехничность и конструктивность, научно – теоретический, творческий и социально-позитивный компоненты. Инженерное мышление напрямую связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей (чертежей, схем, алгоритмов) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих моделей с реальностью в дальнейшем материальном воплощении, что способствует развитию УУД. На формирование инженерного мышления в 5-6 классах отлично работает социально-позитивный и творческий компоненты, так как в этом возрасте учащиеся активны, стремятся познать новое. Организация творческой деятельности выходит за рамки имеющихся алгоритмов, образцов, моделей. Творческое мышление всегда приводит к объективно или субъективно новым результатам. А социально-позитивная составляющая всегда направлено на созидание. Решаемые задачи во время урока должны иметь социальное значение, в результате повышается производительность труда, познавательный интерес и мотивация к учению, формируются личностные качества.

Актуальность определяется потребностью общества в высококвалифицированных специалистах и в коммуникабельных личностях как одного из условий постоянно меняющегося окружающего мира. Мастер – класс «Мастерская Деда Мороза» - это только один из способов организовать сотрудничество между учителем и учеником, направленное на формирование и развитие компонентов инженерного мышления.

Мастер – класс «Мастерская Деда Мороза» – это…

урок, который можно провести в курсе «Наглядной геометрии» в 5 классе при изучении темы «Складывание и разрезание фигур», также в 6 классе при изучении темы «Оригами». В конце урока возможен продукт деятельности: либо индивидуальный (открытка), либо коллективный (газета). См. Приложение 1.

коллективно творческое дело, где полученный продукт (открытка) будет подарком для родственников, друзей и т.д.

Используемая технология: технология сотрудничества.

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей; это совместная развивающая деятельность учителя и учеников, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Организационные формы: индивидуальная + групповая.

Преобладающие методы: словесные, наглядные, практические.



Рассмотрим один из вариантов – «Мастерская Деда Мороза», урок «Наглядной геометрии» в 5 классе:

Тема уолка: «Задачи на складывание и разрезание фигур».

Цель: создание условий для формирования инженерного мышления у обучающихся.

Задачи:

формирование изобразительно-графических умений и приемов конструктивной деятельности,

развитие образного и логического мышления,

формирование пространственных представлений, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.



Соблюдая требование чередования форм деятельности, на смену абстрактной приходит предметная деятельность — работа с бумагой. Оригами (складывание фигурок из бумаги) развивает пространственное мышление, чувство формы, вырабатывает сложную координацию движения кисти и пальцев, формирует интуитивное мышление и способность к инсайту, т. е. озарению — основе творческого мышления.

Основное понятие: равенство фигур.

Предметные результаты: изображать равные фигуры и обосновывать их равенство; конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур; создавать и манипулировать образом: расчленять, вращать, совмещать, накладывать.

Метапредметные результаты: развитие образного мышления, конструкторских способностей, умения предвосхитить результат, формирование коммуникативных умений.

Личностные результаты: развитие познавательной активности; привитие вкуса к умственной работе.

Внутрипредметные и межпредметные связи: планиметрия (равенство фигур, симметрия, площадь, равновеликость и равносоставленность), геометрическая комбинаторика, черчение, технология.

Учитель: Скоро Новый год. А знаете ли вы, что является символами Нового Года?

Ученики: Ёлка, Дед Мороз, Снегурочка…

Учитель: на Новый год принято дарить подарки. Вы приготовили подарок своим родным, другу…?

Ученики:

Учитель: Перед вами на столе зеленая и красная бумага.

С чем она у вас ассоциируется?

Похожа на Ёлку?

А может на подарок?

Ученики: Это цветные прямоугольники, совпадает только цвет с ёлкой.

Учитель: А как вы думаете, можно из этой геометрической фигуры получить другую геометрическую фигуру, а тело? А может ли получиться красивый подарок, например, для вашей мамы?

И что для этого нужно сделать?

(Ответы учащихся)

Учитель: Вы правы нужно разработать модель, а потом ее сконструировать.

Давайте сегодня я вам предложу шаблон модели символа Нового года, а вы её сконструируете. Что нужно помимо бумаги нам еще?

Ученики: Ножницы, клей, шаблоны, украшения…

Учитель: начинаем…


Элементы урока

Действия учащихся

Примечание: содержание

Первая часть — задачи на складывание (разрезание) фигур.

Цель: научиться складывать указанную фигуру на две или несколько равных частей.

Прямоугольный лист бумаги складываем сначала на две равные части, потом четыре, потом на восемь.

Потом разрезаем по линям сгиба на восемь равных прямоугольников.

Повторить действие со вторым листом.

Каждое действие сопровождается диалогом с учащимися, в котором вспоминают понятия многоугольник, прямоугольник. Свойства прямоугольника.

Ось симметрии прямоугольника. Равенство фигур.

Вторая часть – задачи на получение из заданной фигуры другой геометрической фигуры через складывание (разрезание).

Цель: научиться складывать указанную фигуру (прямоугольник) и получить квадрат.

Полученные ранее прямоугольники путем сгиба верхнего правого угла к противоположной стороне и получение квадрата.

Отрезание лишней части.

Получение одиннадцати квадратов.

Каждое действие сопровождается диалогом с учащимися, в котором вспоминается понятие квадрата и его свойства.

Ось симметрии квадрата.

Третья часть – задачи на складывание по шаблону оригами.

Цель: научиться складывать указанную фигуру (квадрат) по шаблону в другую фигуру (тело).

Полученные квадраты превращают в ходе складывания по шаблону оригами в отдельные элементы Ёлки.

См. Приложение 2. Оригами Ёлка.

В ходе этого этапа учащимся учитель кратко рассказывает об искусстве оригами, его видах.

Учитель подчеркивает, что мы получили равные элементы будущей конструкции.

Учитель и ученики вспоминают как одномерное, двумерное пространство превращается в трехмерное.

Четвертая часть – закрепление полученных умений.

Цель: отработать умения складывания указанной фигуры по шаблону.

Самостоятельная работа «Дед Мороз» с помощью шаблона оригами.

См. Приложение 2. Оригами Дед Мороз.

Учитель в диалоге с учениками делают вывод, что из листа бумаги (геометрической фигуры – квадрат) получена геометрическая фигура – треугольник.

Совместно с учителем вспоминают определение треугольника и его виды.

Учитель подчеркивает, что заданную фигуру ученики получают из геометрических фигур (квадрата) с помощью складывания.

Пятая часть – конструирование и получение продукта деятельности.

Цель: научиться конструировать, используя элементы оригами.


Простое оригами (элементы Ёлки) превращают в продукт (открытка «Ёлка с дедом Морозом»), украшают.

Учитель в диалоге с учениками делают вывод, что из листа бумаги (геометрической фигуры – прямоугольник) получен великолепный результат «Ёлка» путем складывания и разрезания.

Шестая часть – рефлексия, самооценка, оценка мастер – класса

Дорогие ребята на доске нарисована ёлка, на ней не хватает лишь украшений.

У вас у каждого на парте лежат цветне, белые и черные кружочки (игрушки).

Предлагаю вам украсить ёлку, сначала оценив свою работу, а потом мастер – класс:

Если все получилось, вы многому научились – цветной шарик.

Если не все получилось, вам всё равно – белый шарик.

Если ничего нового вы не узнали, время потрачено зря – черный шарик.

Ёлка светится яркими огнями, думаю можно сделать вывод, что вы узнали много нового и интересного. А самое главное у вас готов подарок близкому и дорогому человеку – это открытка, сделанная своими руками.

Д/З: сконструировать другую модель Ёлки.





Результаты проведения мастер – класса «Мастерская Деда Мороза»:

КТД «Мастерская Деда Мороза» организовано среди параллели 5-ых классов для участия в городской акции «Твори добро» (поздравление детей – инвалидов с Новым годом). Изготовленные открытки были переданы в центр «Рифей» для поздравления детей с ОВЗ.

Во внеурочное время учащиеся 5В класса сделали коллективную стенгазету (см. Приложение 1).

Во время урока по «Наглядной геометрии» учащиеся 5В класса сделали индивидуальные работы для поздравления родных.

Мастер – класс «Мастерская Деда Мороза» был проведен для педагогического класса МАОУ СОШ №166 и молодых педагогов города Екатеринбурга, целью которого являлось показать один способом формирования инженерного мышления у обучающихся как в урочное, так и внеурочное время (см. Приложение 3).



































Приложение 1.

Индивидуальная работа

t1581005488ac.gif

Коллективная работа

t1581005488ad.jpg







Приложение 2.

Мастерская Деда Мороза: Оригами «Ёлка»

t1581005488ae.jpg









Мастерская Деда Мороза: Оригами «Дед Мороз»



t1581005488af.jpg



















Приложение 3.

t1581005488ag.jpg

t1581005488ah.jpg t1581005488ai.jpgt1581005488aj.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.