Мастер-класс «Методы и приемы, применяемые при подготовке к ОГЭ по русскому языку»
Мастер-класс
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Сятра-Хочехматская СОШ" Чебоксарского района ЧР
Ермакова Р.В.
Методы и приемы, применяемые при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Цель: представить технику применения современных образовательных методов и приемов на уроках русского языка.
Задачи:
• поделиться своими наработками методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада сегодня видеть вас и очень надеюсь, что моё выступление станет для вас интересным и полезным.
I. Сообщение темы и цели занятия.
Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Методы и приемы, применяемые при подготовке к ОГЭ по русскому языку.».
Каждый год нам приходится сдавать экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это трудная и ответственная работа.
II. Выделение проблемы.
Уважаемые коллеги! Когда я изучила кодификатор демонстрационной версии 2021года, я осознала, каким объёмом знаний должен владеть ученик при выполнении заданий под номером 3 или под номером 5. Пунктуационный анализ и орфографический анализ- наиболее сложные задания 2 части КИМов, я думаю, вы со мной согласитесь.
Перед учителем стоит проблемная ситуация: как всему научить или систематизировать тот материал, который уже выучен и забыт.
3..
Раздаточный материал.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Ответ: ___________________________.
III. Этап актуализации знаний.
На этапе актуализации знаний учащихся использую приём «яркое пятно». Вот всем известная фраза.
Казнить нельзя помиловать.
- Как можно понять смысл этого предложения?
- Что нужно сделать, чтобы устранить двусмыслицу? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной после слова казнить или нельзя)
- Что помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)
-Какой раздел языка изучает знаки препинания? (Пунктуация)
- Что нужно знать, чтобы успешно справиться с заданием ОГЭ под номером 3? (Нужно знать основные правила расстановки запятых в простом и сложном предложении, систематизировать знания по пунктуации).
IV. Объединение в группы для решения проблемы.
Сейчас я бы хотела поделить вас на группы. Предлагаю, уважаемые коллеги, по цепочке произнести фразу «Я – молодец» с разной интонацией – номер один - задумчиво, номер два - с удовольствием, номер три - с гордостью, номер четыре - ласково. И теперь вам необходимо распределиться на группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые», «Грустные», «Радостные».
Метод пилы
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Своя опора
Группа или пара составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
Проходит презентация схем-опор.
Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь-справочник, мы такие тетради ведём, начиная с 5 класса, у кого-то они сохраняются и ребята ими пользуются даже в других уч. заведениях.
Предлагаю ученикам составить универсальный алгоритм работы над заданием. Попробуем? В конвертах карточка 1.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Подчеркнуть грамматические основы:
- одна → простое - 2 и более → сложное (! односоставные)
2. В сложном предложении найти союзы
(! см. в начале предложения):
- есть → ССП или СПП - нет → БСП
3. Смотрим, чем осложнена каждая часть предложения.
4. В соответствии с правилами расставить запятые.
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
Ответ:1234789
«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что изучили на консультации материал, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать немало страниц учебника. А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90 % точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных страницах. Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты. Иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта».
Эффективно использовать интеллект-карты при подготовке как к ОГЭ так и ЕГЭ, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным, можно составлять целые блоки-карты, группируя по заданиям.
Каждодневное использование ментальных карт не нужно: они не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод результативно использовать именно в комплексе с другими методическими средствами.
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
- Итак, сегодня мы будем работать с пунктограммами, а их нужно знать 15. конечно мы попробуем только несколько, теоретический материал находится в ваших конвертах.
- Предлагаю составить интеллект-карту, алгоритм, кластер, схему к пунктуационному правилу, а затем представить результат работы.
Вы можете воспользоваться заготовленным материалом, который у вас лежит на столах. (раздатки интеллект карт, маркеры, теорию)
V. Работа с материалом. (Работа в группах)
VI. Представление результатов работы. Практическая часть. (Работа в группах)
Задание: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила...
ОТВЕТ 234
Задание: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.
ОТВЕТ 12345789
VII. Задание 5. Орфографический анализ.
Такие же интеллект карты можно составлять и для запоминания орфограмм.
Внедряйте «Помогаторы» - Модель Фраера, определенный метод организации информации.
Я нашла в интернете интересные сайты, которые мне очень нравятся. Это сайт Алексея Тихонова, сайты «Решу ОГЭ», «Незнайка» и другие Здесь можно получить необходимый материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, пройти тесты ОГЭ и ЕГЭ по каждому важному вопросу.
Считаю, что все эти методы, конечно, не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.
VIII. Рефлексия
Одной из важных составляющих урока является рефлексивная работа.
Дети подводят итог своей деятельности на уроке. Не только ответят на вопрос, что они узнали и смогли. Но и скажут о трудностях, которые они испытали на уроке, что им пригодится в дальнейшем. Предлагаю, уважаемые коллеги, и вам ответить, закончите, пожалуйста, одно из предложений.
Сегодня я узнала (а)…
Сегодня я смогла (а)…
Сегодня мне было интересно…
Сегодня мне было трудно…
То, что я узнал (а) сегодня, мне пригодится
Хочу пожелать вам, чтобы вы и ваши ученики были успешными. Удачи нам всем и нашим ученикам на предстоящих экзаменах!
Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!