12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ермакова Р.В.14
2

Мастер-класс "Методы и приемы, применяемые при подготовке к ОГЭ по русскому языку."

Мастер-класс

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Сятра-Хочехматская СОШ" Чебоксарского района ЧР

Ермакова Р.В.

Методы и приемы, применяемые при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Цель: представить технику применения современных образовательных методов и приемов на уроках русского языка.

Задачи: 

поделиться своими наработками методов, приемов, используемых на уроках русского языка;

совместная отработка методических подходов и приемов;

рефлексия собственного профессионального мастерства.


Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я   рада сегодня видеть вас и очень надеюсь, что моё выступление станет для вас интересным и полезным.

I. Сообщение темы и цели занятия.

Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Методы и приемы, применяемые при подготовке к ОГЭ по русскому языку.».

Каждый год нам приходится сдавать  экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это трудная и ответственная работа.

II. Выделение проблемы.

Уважаемые коллеги! Когда я изучила кодификатор демонстрационной версии 2021года, я осознала, каким объёмом знаний должен владеть ученик при выполнении заданий под номером 3 или под номером 5. Пунктуационный анализ и орфографический анализ- наиболее сложные задания 2 части КИМов, я думаю, вы со мной согласитесь.

Перед учителем стоит проблемная ситуация: как всему научить или систематизировать тот материал, который уже выучен и забыт.

3..

Раздаточный материал.

Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

Ответ: ___________________________.


III. Этап актуализации знаний.

На этапе актуализации знаний учащихся использую приём «яркое пятно». Вот всем известная фраза.

Казнить нельзя помиловать.

- Как можно понять смысл этого предложения?

- Что нужно сделать, чтобы устранить двусмыслицу? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной после слова казнить или нельзя)

- Что помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)

-Какой раздел языка изучает знаки препинания? (Пунктуация)

- Что нужно знать, чтобы успешно справиться с заданием ОГЭ под номером 3? (Нужно знать основные правила расстановки запятых в простом и сложном предложении, систематизировать знания по пунктуации).

IV. Объединение в группы для решения проблемы.

Сейчас я бы хотела поделить вас на группы. Предлагаю, уважаемые коллеги, по цепочке произнести фразу  «Я – молодец» с разной интонацией – номер один - задумчиво, номер два - с удовольствием, номер три - с гордостью, номер четыре - ласково. И теперь вам необходимо распределиться на группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые», «Грустные», «Радостные».

Метод пилы

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Своя опора

Группа или пара составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.

Проходит презентация схем-опор.

Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь-справочник, мы такие тетради ведём, начиная с 5 класса, у кого-то они сохраняются и ребята ими пользуются даже в других уч. заведениях.

Предлагаю ученикам составить универсальный алгоритм работы над заданием. Попробуем? В конвертах карточка 1.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Подчеркнуть грамматические основы:

- одна → простое - 2 и более → сложное (! односоставные)

2. В сложном предложении найти союзы

(! см. в начале предложения):

- есть → ССП или СПП - нет → БСП

3. Смотрим, чем осложнена каждая часть предложения.

4. В соответствии с правилами расставить запятые.



Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души. 

Ответ:1234789


«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что изучили на консультации материал, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать немало страниц учебника. А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90 % точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных страницах. Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты. Иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта».


Эффективно использовать интеллект-карты при подготовке как к ОГЭ так и ЕГЭ, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным, можно составлять целые блоки-карты, группируя по заданиям.

Каждодневное использование ментальных карт не нужно: они не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод результативно использовать именно в комплексе с другими методическими средствами.

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.


- Итак, сегодня мы будем работать с пунктограммами, а их нужно знать 15. конечно мы попробуем только несколько, теоретический материал находится в ваших конвертах.

- Предлагаю составить интеллект-карту, алгоритм, кластер, схему к пунктуационному правилу, а затем представить результат работы.

Вы можете воспользоваться заготовленным материалом, который у вас лежит на столах. (раздатки интеллект карт, маркеры, теорию)

V. Работа с материалом. (Работа в группах)


VI. Представление результатов работы. Практическая часть. (Работа в группах)


Задание: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 


Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила...

ОТВЕТ 234

Задание: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится. 

ОТВЕТ 12345789


VII. Задание 5. Орфографический анализ.

Такие же интеллект карты можно составлять и для запоминания орфограмм.

Внедряйте «Помогаторы» - Модель Фраера, определенный метод организации информации.

Я нашла в интернете интересные сайты, которые мне очень нравятся. Это сайт Алексея Тихонова, сайты «Решу ОГЭ», «Незнайка» и другие Здесь можно получить необходимый материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, пройти тесты ОГЭ и ЕГЭ по каждому важному вопросу.


Считаю, что все эти методы, конечно, не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.



VIII. Рефлексия

Одной из важных составляющих урока является рефлексивная работа.

Дети подводят итог своей деятельности на уроке. Не только ответят на вопрос, что они узнали и смогли. Но и скажут о трудностях, которые они испытали на уроке, что им пригодится в дальнейшем. Предлагаю, уважаемые коллеги, и вам ответить, закончите, пожалуйста, одно из предложений.

Сегодня я узнала (а)…

Сегодня я смогла (а)…

Сегодня мне было интересно…

Сегодня мне было трудно…

То, что я узнал (а) сегодня, мне пригодится

Хочу пожелать вам, чтобы вы и ваши ученики были успешными. Удачи нам всем и нашим ученикам на предстоящих экзаменах!

Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.